Одесса надеется остаться над схваткой

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

Знаменитая Одесса, пережившая страшную трагедию 2 мая, делает вид, что нынешние украинские реалии её не касаются, и старается жить, как будто вокруг всё по-прежнему.


Одесса: воевать не наш метод, мы договоримся.


Корреспондент Федерального агентства новостей побывал в «либеральной» Одессе и узнал, что местные жители исключают возможность военного конфликта в их городе ввиду отсутствия у большинства «украинской» либо «русской» идеологии. Одесситы уверены, что в любом случае можно договориться.


По словам обывателей «Южной Пальмиры», их не интересует, какой флаг будет висеть на здании городской администрации. Здесь своя идеология: «Нужно, чтобы всё продавалось и всё покупалось». Так исторически сложилось, что на крутых исторических поворотах истории портовой город всегда умел подстроиться под обстоятельства и, насколько это возможно, оградить себя от проблем государства, в состав которого он входил.


«Если в Харькове, Киеве, Днепропетровске люди сначала считают деньги в гривнах, а потом переводят в доллары, то нам проще считать сразу в долларах, – рассказывает коренной одессит Дмитрий. – Нельзя сказать, что мы беспринципные, просто у нас своя история, свои «герои»: Мишка Япончик, Остап Бендер, Сонька Золотая ручка. Приходили «красные», мы были с «красными», «белые» – с «белыми». Я думаю, когда-нибудь мы таки за это поплатимся, будут нас бить с двух сторон».


Государственную власть и национальную принадлежность Дмитрий сравнивает с интернет-провайдером: «Для всех важно, как работает Интернет, какая у него скорость, а то, под каким он ярлычком, никого не интересует».


Сердцем Одессы по праву называют одесский порт, без него существование города было бы невозможным. При этом любому сердцу лучше, когда хорошо работает печень. По словам одесситов, в данном случае, ее роль выполняет промышленный рынок «7-й километр». Если развивать тему метафор дальше, то экономический кризис будет «циррозом».


Дело в том, что торговать одесситы умеют и любят, каждый второй житель города в то или иное время работал на «7-м километре». В отрасли задействовано огромное количество людей, а так как дела у них нынче идут не лучшим образом, они сами теряют покупательную способность, что незамедлительно сказывается на экономическом благосостоянии «жемчужины у моря».


О трагических событиях 2-го мая 2014 года написано очень много. Одесситы не могут понять, как столь ужасная история могла произойти в их либеральном городе. По сей день у Дома профсоюзов ощущается аура трагизма, от которой по коже бегут мурашки. При этом веры у народа ни в одну из озвученных в прессе версий как не было, так и нет.


«Мы все здесь друг друга знаем. Все понимают, что в наше время лишь малая часть митингующих ходит на демонстрации бесплатно. Люди приходили туда как на работу – 100 гривен за несколько часов, это касается демонстрантов с обеих сторон,- рассказывает свидетель событий 2 мая Сергей. – «Проукраинский» митинг защищали бойцы из националистических бригад, «прорусский» – казаки-добровольцы. Интересно, что за день до трагедии – 1 мая – казаки перенесли свою штаб-квартиру из Дома профсоюзов в другое место. Спрашивается, зачем и почему? И второе: заваруха началась на Дерибасовской, где подряд располагались сразу три ювелирные лавки, и хоть бы один камень полетел в окно магазина! Это было бы естественно, но этого не случилось. Так не бывает».


Нынче у входа в Дом профсоюзов круглые сутки дежурят сотрудники милиции, жители города регулярно приносят цветы под стены здания с трагической славой, многие одесситы подолгу стоят там, всматриваясь в обгоревшие оконные рамы.


«Путина не обижаем».


Ни для кого не секрет, что на Украине с недавних пор вошло в моду всячески ругать российского президента. В Одессе этим также грешат, но по-своему – с определенным местным шармом. В отличие от других мегаполисов страны, здесь не встречаются ругательства в адрес главы РФ в виде граффити и других жанров стрит-арта. Мы поинтересовались у одного из торговцев украинскими сувенирами, почему одесситы так лояльны к Путину. Ответом стал бородатый одесский анекдот про Моню.


Вот суть анекдота. Дело было в советские времена. На уроке научного атеизма учитель потребовал от школьников хулить Бога и тыкать в небо дули. Все ученики послушно выполнили распоряжение педагога, один Моня стоял неподвижно и ковырял в носу. Когда же Моню спросили, почему он отлынивает, тот ответил: «Если Бога таки нет, то кому мне тыкать дулю? А если он таки есть, то зачем мне с ним портить отношения?»


Ничего личного – просто бизнес.


Торговцы на Дерибасовской не скрывают, что продают сувениры с украинской символикой только потому, что это нынче модно. Чтобы продать больше безделушек туристам, они готовы и сами переодеться во все «жовто-блакитное», и заманивать покупателей другими нетривиальными методами. Так, возле одной из палаток наряженный в «форму бандеровца» мальчик семи-восьми лет, со щитом, раскрашенным в националистические красно-черные цвета, приглашал проходящих мимо зевак посмотреть сувениры, тем самым стимулируя и без того бойкую торговлю.


«Патриотическая» символика хорошо продается.


Несмотря на это, наиболее продаваемыми сувенирами остаются традиционные символы Одессы: тельняшки, якоря и, как ни странно, шапки с советской символикой.


Несмотря на экономические трудности, отказать в себе прекрасном одесситы не могут. Огромные дорожные ямы напротив Национального академического театра оперы и балета не мешают культовой сцене собирать полные залы. Здесь уже, конечно, не выступают такие мэтры, как Шаляпин, Карузо или Жванецкий, однако лишний билетик на представление выходного дня достать достаточно сложно.


Остальные достопримечательности города также не теряют своей популярности. На площади Дюка де Ришелье, Ланжероновской улице, Потемкинской лестнице, Приморском бульваре регулярно собирается множество людей. Организованные туристические группы внимают рассказам экскурсоводов, при этом гости города невольно улыбаются звучанию незабываемого местного говора. Поначалу приезжим, непривычным к местным интонациям, даже кажется, что в каждой фразе одессита скрыта какая-то тонкая шутка.


В общем, можно сделать вывод, что «Южная Пальмира» не унывает и старается жить так же, как и жила всегда, хотя невеселые украинские реалии заметно подкосили былой размах.


Источник с многочисленными фото: http://bit.ly/1vdBIjA



Другие статьи в литературном дневнике: