Ультиматум Европе. Россия готова к крайним мерам«Это был длинный, но – как вы могли заметить – открытый обмен мнениями с противоречиями, которые есть между нами. Расхождения во мнениях, которые остаются, как и прежде, показали, как трудно достичь прогресса как на пути к политическому решению, так и на пути к саммиту в Астане, которого многие ждут, который будет готовиться», – прокомментировал итоги переговоров министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. В Берлине считают, что для достижения прогресса и успешного выхода на саммит в Астане нужно, чтобы Россия заставила ополченцев полностью и безоговорочно выполнить все пункты минских соглашений. У Москвы своё объяснение причин того, почему минские соглашения так сложно реализовать. «На данном этапе мы рассматриваем «нормандский формат» как формат, который решил главную задачу – способствовал началу прямого диалога и подписанию минских договоренностей, – отметил Сергей Лавров. – Разумеется, этот формат не может сам заниматься выполнением этих договорённостей. Выполнять договоренности должны прежде всего стороны конфликта – представители власти и территорий ДНР и ЛНР». Основные претензии России адресованы украинской стороне. По словам Сергея Лаврова, для успешной реализации минских соглашений нужно соблюдение Киевом ряда условий. Во-первых, начать нормальный диалог с лидерами самопровозглашённых республик Новороссии. «Политический процесс может быть успешен только при начале прямого диалога, в данном случае, между представителями украинского правительства и провозглашённых ДНР и ЛНР, и что они должны полноценно ощущать себя вовлечёнными в этот политический процесс в качестве равноправных партнеров», – заявил глава российского МИД. Киевские власти на этот диалог и признание ополченцев стороной конфликта принципиально не идут. Ведь в этом случае им будет сложно продвигать идею о «российском вторжении», а также придётся признать, что на Украине идёт гражданская война. Помимо требования диалога с представителями ЛНР и ДНР Россия указывает на то, что минские договорённости не соблюдает сам Киев. В частности, украинские власти не проводят децентрализацию страны в том виде, в котором этот процесс понимает Москва и все адекватные наблюдатели. «Без начала всестороннего конституционного процесса с участием всех регионов и политических сил Украины трудно будет договариваться по остальным уже, так сказать, частным вопросам, при всей важности каждого из этих частных вопросов», – отмечает Сергей Лавров. По его словам, процесс конституционной реформы автоматически поставит «в правильный контекст все задачи по выполнению каждого пункта Минских договорённостей, включая прекращение огня, отвод тяжёлой артиллерии и прочей тяжелой техники, более эффективную доставку гуманитарной помощи, освобождение заложников, обеспечение особого статуса Донецкой и Луганской провозглашенных народных республик и решение вопросов экономического возрождения Донбасса». Украинская же сторона, напомним, соглашается лишь на крайне умеренный проект децентрализации с передачей минимального количества полномочий областям. Вероятно, в Киеве рассматривают любой серьёзный проект децентрализации в качестве серьёзной угрозы украинской государственности. Угроза эта исходит как минимум с трёх направлений: сепаратизм восточных регионов, сепаратизм западных регионов (где настроения куда более радикальные, чем в Киеве, и после спада общеукраинской истерии о российской агрессии у Центра и Запада могут не совпадать повестки дня), а также стремление отдельных олигархов подмять под себя отдельные области. В России, впрочем, указывают на то, что децентрализация неизбежна, и весь вопрос в том, кто будет контролировать и обозначать рамки данного процесса. Если это не хотят делать украинские власти, то децентрализацией будут управлять альтернативные центры силы в стране. «По-прежнему нет никакой ясности, каков статус так называемых «олигархических батальонов», которые непонятно кому подчиняются. Также действуют незаконные вооружённые формирования вроде «Правого сектора», которые тоже отказываются вставать под чье-либо начало», – говорит Сергей Лавров. Для Украины такая «неуправляемая децентрализация» ничем хорошим, естественно, не закончится. В Киеве этого пока не понимают. Ну, или им просто всё равно. Попытка сторон переложить друг на друга вину за несоблюдение минских соглашений может привести к срыву нормандского формата. Да, стороны согласились продолжить консультации и, по возможности, к следующей неделе выйти на новый раунд переговоров министров иностранных дел, однако без принуждения Киева к адекватному поведению переговоры попросту не продвинутся. И саммит в Астане не состоится – понятно, что главы государств могут собраться в столице Казахстана только в том случае, если до этого момента будет определены все параметры соглашения. Эти параметры далеки от определения, и по состоянию на 12 января, исходя из слов пресс-секретаря президента РФ Дмитрий Песков, посещение казахстанской столицы в графике Владимира Путина не значилось. В свою очередь, официальный Киев делает всё возможное для того, чтобы не утруждать администрацию российского президента перекраивать график главы государства. Так, в нарушение условий перемирия украинские войска возобновили обстрелы городов ДНР – Донецка, Горловки и других. В России эти обстрелы восприняли весьма серьёзно. Фактически Москва выставляет Западу ультиматум, намекая на то, что срыв перемирия и украинское контрнаступление может означать ликвидацию минского формата и усиление поддержки ополченцам со стороны Кремля. Со всеми вытекающими последствиями для территориальной целостности и вообще существования украинского государственного проекта. Автор: Геворг Мирзаян © Copyright: Вячеслав Дорошин, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|