Шоу-бизнес под прицелом. Композитор Виктор Дорохин

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

Виктор Дорохин: от пионерского барабана в президенты


/Отрывок/ Часть 3. Шоу-бизнес



…К тому времени (прим. – 1985-86 гг.) мы (прим. – с Любовью Воропаевой) уже начали писать какие-то песни. Написали песню для Леонтьева «Женский портрет», и она стала заглавной песней его нового диска. Написали песню для Абдулова «Новогодние подарки» (прим. – не путать с песней «С первого по тринадцатое» / Николаев – Вознесенский). И ещё для нескольких исполнителей.


«Женский портрет» http://www.youtube.com/watch?v=YqxXRANLt1A



Сначала мне никак не удавалось попасть на ТВ. И Миша Муромов мне сказал тогда:
– Чтобы засветиться на ТВ, туда надо ходить каждый день, как на работу. Чтобы постоянно быть под рукой.


Это сейчас деньги за промоушен на ТВ берут определённые официальные структуры. А тогда это было, естественно, неофициально. Но это было всегда. Правда, в годы застоя это называлось: «чай, колбаса, цветной телевизор», то есть все дружили с определёнными музыкальными режиссёрами и редакторами. Потом всё это переросло в ценные подарки и конверты. А позже стали официально брать деньги за рекламу клипа. Такие поступательные процессы происходили во всех областях шоу-бизнеса. И все это мы прошли с Любой Воропаевой.


Была такая Галя Малашевская – музыкальный редактор на ТВ. По-моему, она меня свела с Катей Семёновой. Она попросила записать песню с ней для «Утренней почты». Так появилась песня «На минутку». Её услышал Игорь Иванов – режиссёр Новогодних огоньков. Он мне говорит:


– Никаких «Утренних почт». Мы её дадим в программе «Взгляд». И я её хочу сам снять.


А «Взгляд» тогда только появился (прим. – октябрь 1987 г.) и был очень популярен. Игорь её снял очень здорово. И она впервые была показана в этой программе.


«На минутку» http://www.youtube.com/watch?v=uzGL85CawTg


Потом для «Новогоднего огонька» мы с Катей записали «Последнее танго». С очень сложной аранжировкой. Сегодня я такую вряд ли бы написал. (прим. – ну да, если не считать, что мелодия слизана В. Д. с композиции View To Kill группы Duran Duran (1985))


http://www.youtube.com/watch?v=fsiBhQ60rJE


«Последнее танго» http://www.youtube.com/watch?v=AHCQgSVZmHY


Писали мы песни и для Роксаны Бабаян. Мы и с Векштейном (прим. – руководитель ансамбля «Поющие сердца», где В. Д. несколькими годами ранее играл на ударных инструментах) неоднократно пересекались. Он даже просил меня написать песню для Тони (прим. – Антонины Жмаковой, солистки ансамбля, жены В. Векштейна).


Был момент, когда мы с Любой решили объединить всех руководителей ансамблей. Когда к власти пришёл Андропов, то началась компания по ужесточению трудовой дисциплины и искоренению тунеядства. Это очень сильно ударило по работникам творческих профессий.
Тогда мы создали при комитете Литераторов Песенную секцию. Туда вошли Слободкин, Намин, Гранов, Маликов (старший), Макаревич, Матецкий и многие другие. Туда вошли люди, которые по каким-то причинам не могли стать Членами Союза Композиторов.
Потом, когда началась эпоха дефицита, эта организация взяла на себя роль доставать и распределять разные товары: стиральный порошок, туалетную бумагу, продукты и так далее. Это был некий профсоюз творческих работников.


В 1986 году я познакомился с представителями фирмы «Сатра», которые представляли в СССР компьютеры «Коммодор» и «Амига». На Западе музыканты уже во всю использовали их в своём творчестве. В Москве готовилась выставка компьютерного оборудования и мне предложили в ней участвовать. Мне было предоставлено самое новейшее оборудование и программное обеспечение. До этого момента я с компьютером знаком не был. Мне пришлось изучить огромное количество литературы на английском языке, чтобы постичь это направление. Очень во много в этом деле мне помогала жена. Именно как переводчик. Каждый день я раньше 5 часов утра не ложился. Этим я, кстати, сильно посадил зрение. Но всё-таки компьютер я освоил.
Выставка прошла успешно. Тогда это все было в новинку. В музыкальном американском журнале «Keyboar» за 1986 год была публикация обо мне: «В СССР появился талантливый музыкант-композитор В. Дорохин» и моё фото с высшей оценкой моего творчества.
Это было время когда происходила смена форматов в музыке. Менялось общее представление о музыке. Большую роль стала играть электроника. Раньше чтобы что-то можно было записать, надо было получить оркестр и студию. И то и другое было непросто. А компьютер решал эти проблемы.



Я написал несколько музыкальных пьес для радио. Их там с радостью приняли и сказали, что если вы напишите таких пьес ещё сто штук, мы их у вас все закупим.


_______


Примечание. Для сравнения (все пьесы не слышал, но вот одна, часто звучащая по радио и очень популярная):
«Полёт в космос» http://www.youtube.com/watch?v=suL6LQkc4IA (Новогодний Огонёк, см. с 1 часа 20 минуты)
А это оригинал, у которого «позаимствована» главная тема:
Lana Pellay – Pistol In My Pocket (1986) http://www.youtube.com/watch?v=7cZNdf8tuqI


Как доверительно посетовал мне Владимир Куклин (участник всё того же ВИА «Поющие сердца»):
«...к сожалению, удручает то, что мы не сочинили и не придумали ничего своего... всё навеяно...или скопировано с образцов западной музыки...мы так и не научились делать электрические гитары, синтезаторы, барабаны...»
Увы, он прав. Хотя есть, что послушать – из навеянного или скопированного.


________



Но возвращаемся к повествованию Виктора Дорохина:



В 1987-88 годах мы стали лауреатами конкурса «Песня года». «На минутку» в исполнении Кати Семёновой и «Две женщины» в исполнении Роксаны Бабаян.


«Две женщины» http://www.youtube.com/watch?v=WqcchAP6BgM


Для ТВ на компьютере я сделал всё музыкальное оформление для двух Новогодних огоньков. Таким образом, я о себе заявил и дальше у меня всё пошло. Даже сейчас, слушая те свои фонограммы, я могу сказать, что они звучат очень прилично. Я всегда в свои фонограммы вставлял один или два живых инструмента. Это либо гитара, либо саксофон. Из гитаристов очень нравился Сергей Кудишин. Он у меня много играл. В частности в песнях «Две женщины» и «Мужчина, который спешит». Он умел извлекать очень такой густой тягучий звук. В конце последней песни его соло мне до сих пор очень нравится. Я там написал для него проигрыш со сменой тональности и у него сначала не получалось, но потом он собрался и сыграл очень классно.


«Мужчина, который спешит» http://www.youtube.com/watch?v=w6Yp1WgL59g


Потом мы сделали песню «Последнее танго». Тоже был видеоклип, отснятый Мартой Могилевской для Новогоднего огонька. Сейчас вспоминаю эти годы, как самое творчески насыщенное время в нашей жизни. Мы очень увлечённо опробовали, если так можно выразиться, на Кате всё то, чего хотели добиться от наших песен. Тогда еще не совсем понимали, что это такое – шоу-бизнес. В условиях переходного периода и бизнеса-то, как такового, в нашей стране не было. По этой причине между нами никакого контракта не было. И никому в голову не приходило, что его надо составлять. Это пришло позже. Мы стали лауреатами «Песня года-87». Тогда же Катя поехала по стадионам, и у неё был просо «лом» народа, но мы при этом не имели ни копейки. Проект «Катя Семёнова» держался на нашем безумном энтузиазме (прим. – ну, если пять раскрученных песен для уже достаточно заявившей о себе к тому времени и без этих авторов певицы – это проект, то, конечно). Скажем так, безумном увлечении тем, что мы делаем.


«Двадцать градусов мороза» http://www.youtube.com/watch?v=E2ycjFgOAzo
а также была ещё малоизвестная песня «Лишний билет» (одна из ранних, видео нет)



Вот следующий наш проект с Женей Белоусовым заставил нас призадуматься. Тут мы поняли, что нужен контракт.


Пришёл момент, когда мы с Любой поняли, что наши затраты не приносят той отдачи, на которую мы рассчитывали. Мы решили отказаться от практики, по которой работали наши большие композиторы. В то время в связке композитор-исполнитель один должен быть очень известным. Только тогда успех гарантирован. А мы решили, что в нашем случае никто не будет известным, и мы сами сделаем себе имя.
Опять-таки мы прочитали массу книг по этому вопросу, чтобы понять, как это делается на Западе. И эти западные теории мы решили реализовать в Советском Союзе. Этот проект был основан на трёх принципах.
Первое: исполняться будут только наши песни.
Второе: все доходы делятся пополам.
И третье: известность тоже должна быть обоюдной.


Когда вы продюсер и композитор в одном лице, то ваши возможности расширяются многократно. А в нашем случае был ещё и поэт. Тут многое совпало. Мы сразу определили для себя, что наш кандидат должен быть не женат. Иначе мы сразу теряем женскую часть публики. Музыка должна быть танцевальной, чтобы она звучала не только на концертных площадках, но и в дискотеках. Чтобы она была в формате радиостанций.
Так возник проект с Женей Белоусовым. Женя приехал из Курска. В свое время он работал в группе «Интеграл» (прим. – бас-гитарист, вокалист).


Первой песней для Жени была «Алушта». Она прошла по ТВ в 1988 году не особенно замеченной, но она на это и не претендовала. Эта песня выполняла чисто ознакомительную функцию. Представить нового певца Женю Белоусова. В этот момент Женя еще дорабатывал в «Интеграле». Он мне звонит и говорит:
– Мне нужен хит.


А я лучше него понимал, что нужен хит. Даже не хит, а шлягер. Хит-это сейчас, а шлягер – это когда его поют люди. Хит – это частота передаваемости в эфире, а если народ принял и запел эту песню, то это шлягер.


«Алушта» http://www.youtube.com/watch?v=iWiP-bVILCE


Мы с Любой написали песню «Девочка моя синеглазая». Даже сейчас, когда я получаю топ-лист с радиостанций, то вижу, что она звучит в эфире больше 100 раз в месяц. Хотя я никак уже её не пиарю, основные авторские мне делает она.
А когда я её принёс в 1988 голу на радио и показал Диане Берлин – музыкальному редактору, то она мне сказала:
– Витя, поздравляю! Это шлягер.
И поцеловала меня.


«Девочка моя синеглазая» http://www.youtube.com/watch?v=HBGKbHnAw1o


Фонограмму этой песни я принёс на ТВ Ольге Молчановой, но она её не взяла. Ей она не понравилась. Но мне в то время с неба божий голос говорил:
– Витя, не спеши с ТВ. Придёт твое время.


И оно пришло. Настал момент и эта песня прозвучала 12 раз в течении 3-х дней на разных каналах. Это было в марте 1989 года, а уже в мае мы с Женей катались по югу России и работали только на стадионах.


«Ночное такси» http://www.youtube.com/watch?v=cFzFoFvd5uE


Мы очень серьёзно с ним занимались. Сначала он не знал, куда деть свои руки. Я ему записал массу кассет с ведущими эстрадными танцорами: Фред Астер, Джеймс Браун, Майкл Джексон. И надо отдать ему должное, он стал меняться. Осваиваться с новой манерой.
После возвращения с юга Коля Агутин (прим. – отец известного певца Лёни) устроил нам несколько концертов во Владимире. К тому времени Женя получал за концерт 3 тысячи рублей. Коля очень сомневался, что удастся за эти концерты выручить такую сумму, чтобы покрыть такие затраты.
В конце концов, мы договорились так. Женя эту сумму получает и всё, что будет сверх этой суммы тоже получаем мы. На этом Коля тогда очень крупно погорел. Поскольку в итоге мы тогда впервые получили за концерт 20 тысяч рублей. На эти деньги тогда можно было купить 3 машины. А там было несколько концертов. В то время средняя цена артиста за концерт была 500 рублей. Очень редко кто получал 1000 рублей. Так началась эта недолгая, но очень яркая жизнь.


«Такое короткое лето» http://www.youtube.com/watch?v=pu_MrNt4j6U


Мы начали уже распространять разные слухи про Женю в СМИ. Это тоже подогревало к нему интерес у публики. На дворе уже была «перестройка».
«Мелодия» (прим. – всесоюзная фирма грамзаписи) сама предложила нам выпустить его диск. Если раньше, чтобы выпустить диск, надо было упрашивать редакторов об этом, то тут они сами нам предложили выпустить пластинку. Диск «Девочка, моя синеглазая» разошёлся тиражом в 16 миллионов.


«Маленькая лгунья» http://www.youtube.com/watch?v=wSSkNe_Qy5o


Ситуация с его популярностью развивалась настолько лавинообразно, что уже к сентябрю 1989 года Женя стал суперзвездой. У нас уже не было проблем с ТВ. Кроме одного момента, его почему-то не брали на «Голубой огонёк».
Зато на «Песню года» взяли 2 песни в его исполнении: «Девочку» и «Ночное такси». Это был редчайший случай. А в хит-параде ТАСС он вообще занимал первые пять мест.
Я дома не мог спокойно поесть. Только сяду, сразу звонок, то из Алма-Аты, то из Ташкента, то ещё откуда-то с предложением гастролей. У меня на стене висела большая карта СССР, где я отмечал места этих гастролей.


«Золотые купола» http://www.youtube.com/watch?v=T4wBks3uJTw


Тогда мы были первыми продюсерами в западном понимании этого слова. Мы собирали стадионы, когда все другие признанные «звёзды» почти не имели концертов. И при этом это был чисто наш проект. Мы никого не привлекали и вкладывали только свои деньги.
Когда я работал с Женей, то только авторских получал примерно 35 тысяч рублей в месяц.
С Женей мы разошлись в 1990 году в сентябре. Он начал сильно пить, перестал заниматься. В конце концов, его погубили не деньги, а то окружение, которое он сам себе создал.

«Забудь меня, забудь» http://www.youtube.com/watch?v=71jqVE7mWFE


Мне вот непонятно, почему человек так устроен. Вот он карабкается вверх, старается чего-то достичь. Напрягается. Но вот приходит популярность и сразу всё! Останавливается. А нельзя останавливаться на достигнутом. Надо постоянно идти вперёд. Заставлять себя это делать. Потому что каждый должен постоянно думать:
– А что будет завтра?
Надо постоянно думать о будущем.



В мае 1991 года мы уехали на 3 месяца в Америку в Беркли для изучения американского опыта в области шоу-бизнеса.
Потом у нас были еще несколько проектов. Когда появилась Барби, мы с ней так же собирали стадионы. И был момент, когда она стала популярней Жени. У него карьера катилась вниз, а у нее вверх.


«Примерь счастливое лицо» http://www.youtube.com/watch?v=yPslAYgctm0


Нам тогда казалось, что мы уже хорошо изучили схему производства «звёзд». И мы настолько уверовали в свои силы, что считали у нас получиться всё. Однако мы не учли, что время тогда очень быстро менялось.


В 1994 году по моей инициативе возникла Российская ассоциация музыкальных продюсеров (РАМП). Я прочитал книгу «Бизнес в музыке» и решил реализовать эту идею в России. Это был своего рода профсоюз продюсеров. Главной его задачей было формирование правовых отношений между продюсером и артистом. В РАМП вошли такие продюсеры, как Антонов, Матвиенко, Матецкий, Иратов, Крутой, Айзеншпис, Саруханов, Макаревич, Пресняков и многие другие.

Не секрет, что между исполнителем и продюсером существуют изначально заложенные конфликты. Например, по отношению к пиратам. Артисту они выгодны, поскольку создают ему рекламу и этим расширяют его поле. При этом никаких материальных затрат артист не несёт. Продюсер же от деятельности пиратов несёт только убытки. И здесь между артистом и продюсером возникает конфликт. И таких примеров предостаточно.
Кроме того РАМП даёт артисту возможность получить звание.
На общем собрании меня избрали Президентом. Наша ассоциация заключила со многими клубами договор. О том, что мы берём на себя организацию у них всяческих концертных мероприятий. Для нас это был как бы полигон для испытания артистов. Причём, дело было даже не в том, чтобы на этих мероприятиях зарабатывать деньги, а в том, чтобы там собирались все представители шоу-бизнеса и показывали свои проекты. И там же решали все возникавшие проблемы при широком открытом обсуждении.
Так же мной было создано Российское Общество по смежным правам (РОСП). Я нашёл закон от 1993 года, где в статье 26 говориться, что допускается воспроизведение фонограмм в личных целях без согласия авторов, исполнителей и производителей фонограмм, но с выплатой компенсационного вознаграждения. Эти деньги должны выплачивать производители музыкального оборудования (кроме профессионального) и носителей.
Это дополнительный налог, которым облагаются импортеры. Импортёры музыкальных приборов платят 3%, а импортеры магнитных носителей – 5%. Этот закон был принят ещё в 1993 году, но пока он не действует, и сейчас мы работаем над тем, чтобы реализовать механизм его применения.
Реализация этого закона позволит нам организовать попечительство над всеми народными и заслуженными артистами России, которые сейчас получаю просто смешные деньги.


Мы так же берём на себя творческую работу с молодёжью. Это организация конкурсов для поиска и привлечения талантливой молодежи. Но не таких, где стоит цель дать возможность заработать его организаторам, а именно для нахождения новых талантов.
И третья функция, которая у нас прописана – это поддержка классической музыки.


– Вы больше уже не играете на барабанах?


Играю. У меня дома и сейчас стоят барабаны YAMAXA, и я до сих пор играю и получаю от этого удовольствие. У нас даже есть мысль создать ансамбль из композиторов, которые играют.
Я и сегодня посещаю многие музыкальные фестивали, но, к сожалению, не вижу ни одного интересного барабанщика. Лучшее, что получается у сегодняшних ребят, это кого-то повторять.


Октябрь 2006 г.


_____________



Известный композитор, музыкант и продюсер Виктор Дорохин скончался от сердечного приступа 1 июля 2009 года в возрасте 64 лет; похоронен на Котляковском кладбище в Москве.





К 64-летнему Виктору Дорохину перед смертью вернулась жена.
Для творческих людей необходимость вовремя уйти порой приобретает буквальный смысл. Например, великого композитора Сергея Прокофьева угораздило умереть в один день с «вождём народов» Иосифом Сталиным. И его похороны из-за этого прошли скромно и практически незаметно. В похожую ситуацию попал сейчас автор хитов Жени Белоусова «Девочка моя синеглазая» и «Ночное такси» – композитор и продюсер Виктор Дорохин. Он ушёл из жизни 1 июля – через неделю после Майкла Джексона и в один день с Людмилой Зыкиной. Естественно, всеобщее внимание было приковано к этим двум более именитым покойникам. И проститься с Виктором Дорохиным в ритуальный центр Боткинской больницы пришло всего несколько десятков человек.


– Я знал Витю ещё с тех времён, когда он играл на ударных в ВИА «Поющие сердца», – рассказал Владимир Пресняков-старший. – Уже тогда я был поражён его серьёзностью и увлечённостью своим делом. Потом он ярко проявил себя как композитор и продюсер. Витя был, по сути, первым настоящим продюсером в нашей стране. Вместе со своей женой и соавтором Любой Воропаевой он с нуля создал и раскрутил одну из самых ярких звезд времен перестройки Женю Белоусова. Потом они организовали Российскую ассоциацию музыкальных продюсеров (РАМП). Их стараниями я в своё время получил звание Заслуженного артиста России. Для меня это было очень большим сюрпризом. Витя с Любой долго выпытывали у меня разные данные: когда я родился, что закончил, какие пластинки записывал и песни сочинил. Якобы это нужно им для РАМП. А оказалось, что это необходимо для подачи документов на звание.
Насколько я знаю, так же они сделали Заслуженным артистом Игоря Саруханова.
При этом сам Витя никаких званий не имел. И богемным человеком в отличие от большинства артистов никогда не был. Не пил и не курил. Очень любил пешие прогулки. Я даже завидовал, когда он мне рассказывал, какие расстояния преодолевал.
Из музыки интересовался в основном современным «ар-эн-би», и еще было у него одно увлечение – он обожал Наполеона.


Пару лет назад шоу-тусовку поверг в шок неожиданный разрыв Виктора Дорохина с женой – поэтессой Любовью Воропаевой. Прожив с ним много лет, она ушла от него к начинающему композитору Николаю Архипову, который был моложе её на 23 года. Многие решили, что именно это и привело к безвременной кончине 64-летнего Дорохина. И были весьма озадачены, когда Воропаева сообщила в своем интернет-дневнике, что Виктор Васильевич умер у неё на руках.


– Месяц назад Люба вернулась к Вите, – объяснил певец Игорь Наджиев. – Она поняла, что по-настоящему любит только его.
«Другого такого человека в моей жизни не будет, – признавалась Люба на поминках. – Он был для меня опорой и защитой. Какие бы у меня ни были проблемы, я могла ему позвонить, и он бы мне что-то подсказал, посоветовал, направил, поддержал».
Словно предчувствуя свой скорый уход, Витя буквально за день до смерти позаботился о том, чтобы Люба не осталась без работы, и устроил её в Российское общество по смежным правам (РОСП), с которым в последние годы сотрудничал.
«Я подспудно понимала, что надвигается что-то нехорошее, – говорила Люба. – Но я не думала, что это произойдёт так скоро. Надеялась, что лето мы ещё проведем вместе».
Как я понял, Витю подкосила эта череда смертей, которая обрушилась на нас в последние две недели.



– Первым потрясением для него стала смерть Майкла Джексона, к которому он относился с большим уважением, – рассказал Наджиев. – «Умер гений!» – повторял он. Потом погибли в автокатастрофе наши общие знакомые – композитор Александр Ковалевский и его жена Алла. И, наконец, за несколько часов до своей смерти Витя узнал, что умерла Людмила Зыкина. В тот день он, по просьбе Любы, ездил забирать вещи из химчистки. Но был настолько подавлен смертью Зыкиной, что забыл вещи в машине. У человека творческого такие переживания оставляют на сердце своеобразные рубцы. Видимо, их накопилось слишком много, и в итоге сердце не выдержало.
«Ну, почему он не говорил мне, что ему плохо? – сокрушалась Люба. – Это счастье, что я успела и была с ним в его последние минуты. Я бы всю оставшуюся жизнь себе не простила, если бы меня не оказалось рядом».


Очень жаль, что наши СМИ, увлечённые Джексоном и Зыкиной, обошли вниманием его смерть. Это был очень достойный человек. Высокопрофессиональный музыкант, каких сейчас мало. Многие считают «Девочку мою синеглазую» и другие песни, написанные им для Жени Белоусова, незатейливой попсой. А вы сделайте так же незатейливо, чтобы ваши песни потом запела вся страна!



Михаил Филимонов, «Экспресс-газета», 15 июля 2009 г.


http://eg.ru/daily/stars/13954/




Другие статьи в литературном дневнике: