Иегуда Амихай. Жизнь обещаний.

Жиль Де Брюн: литературный дневник

Это жизнь обещаний. Греческий священник
знает, раввин знает, ребёнок ночью знает.
Моя мама знала и умерла.
Умершие и ждущие воскрешения знают -
кто от огня, кто от воды,
кто в срок, кто до срока.
Знают и вместе ожидают в земле.
Смерть обещает возрождение,
жизнь обещает смерть.
Пророки лжи предсказывают
бесконечное наслаждение.
Пророки правды обещают
плохой и горький конец.
Но плохой и горький конец,
по меньшей мере, означает
хорошее начало и, возможно,
середину - хорошую и сладкую.
Потому что это - жизнь обещаний,
а не уверенности,
и Израиль - не Земля обетованная.
Это - земля обетов.


Розмарин расцветает фиолетовой любовью.
Сонные сады вознаграждают освежающими плодами.
Пасечник из Кфар Йона в долине Шарона
ставит свои ульи по всему Израилю.
Даже в пустыне Негев.
Чтобы пчёлы сами собирали мёд.
А он только объезжает и проверяет ульи время от времени.
Автомобильное колесо, брошенное посередине долины,
отдыхает среди кустов, как святой мученик.
И кусты ждут нежной весны.
Потому, что это - земля обещаний.
Потому, что это - земля клятв и присяг.


И исполнение или неисполнение их творит
её географию, разрывает долины
и прорезает ущелья, громоздит горы
дробит воронки, не знающие покоя,
прокладывает русла рек разочарования,
в которые стекаются воды для тушения любви
или ненависти, и успокаивают море.


Здесь надежда и разочарование отмечают праздники,
а рождение и смерть бурно веселятся.
Земля обещает небо, и небо обещает Бога,
и Бог обещает землю.
Потому что эта страна - земля обетов,
а Иерусалим – город обещаний.
И могила Давида не есть могила.
И могила Рахели - не её могила.
И клятвы перестали быть клятвами, а присяги присягами.
И все нацепили маски, и все скрыто под чем-то другим.
И красивые женщины должны скрывать
свои святые места
платьем в цветах - до начала любви,
платьем в полоску – по окончании.
Затягивать себя шнурками, как палатка в пустыне,
закреплять ремнями, как парус в открытом море,
в море, которого не видно из Иерусалима.
Бурная радость ночью,
крючки и булавки днём.
Душа – как застёжка-молния, душа – как пуговицы,
золотой венец на лбу, широкий кушак на бёдрах,
и блестящая пряжка -
это венец Царства земного,
которое обещает любовь Всевышнего.
Потому что Иерусалим - город обещаний.


Я видел в переулках возле храма гроба Господня,
видел группы христианских паломников,
стариков и старух,
растерянных и запутанных, как
древнегреческий хор,
исполняющий трагедию.
Видел их, одетых в чёрное,
держащих под мышками складные стулья,
как сложенные крылья.
И большинство из них умрёт в следующем году,
как птицы, которые возвращаются к своим гнёздам.
Потому что Иерусалим - город обещаний,
и Израиль – страна обетов.
Так обещания и живут.



Из книги "Кулак тоже однажды был ладонью и пальцами"


Перевод с иврита: Анатолий Фриденталь.


11.02.2017



Другие статьи в литературном дневнике: