Пылающая звезда(пролог к ненаписанной повести) «Ты улыбнулась, дорогая, Этой невероятно талантливой девчонке было отпущено всего двадцать пять лет жизни. Она оставила наш мир 1 октября 2023 года через три месяца после свадьбы. Патриция Янечкова – словацкая оперная певица. Можете представить, что оперные арии она пела уже в четырёхлетнем возрасте, в десять лет впервые спела с симфоническим оркестром, в двенадцать лет стала абсолютной победительницей международного фестиваля «Talentmania», оставив позади десять тысяч участников, а в тринадцать лет выпустила свой первый студийный альбом? Мне лично представить подобное сложно. Но это так. «У меня не было ощущения, что я делаю что–то особенное. Я пела, потому что мне это нравилось, и у меня это хорошо получалось. Я бы, конечно, не назвала себя вундеркиндом, но, возможно, кому–то так может показаться» – говорила девушка о начале своего пути в музыке. В 2014 году Патриция стала самой молодой участницей, завоевавшей первую премию на Международном конкурсе духовной музыки в Риме, а ещё через пару лет исполнила главную партию в опере Георга Генделя «Ацис и Галатея», было ей тогда восемнадцать. Публику поражал не только великолепный голос юной певицы, удивление вызывали её незаурядная красота и совершенно феерическое обаяние. Карьера Патриции шла по нарастающей. Она очень много выступала, давала концерты в разных странах, попутно учась и шлифуя своё мастерство у лучших педагогов. Последние пять лет жизни девушка была буквально нарасхват, став желанной гостьей на самых престижных фестивалях и форумах культуры. Её настойчиво заманивали выступить на Евровидении, но она отказалась от этой затеи, не желая разменивать талант на всякие глупости. И вот к ней подкралась страшная болезнь – скоротечная онкология. 9 февраля 2022 года она вышла в социальные сети с обращением к огромной армии своих поклонников: «Дорогие друзья, этот год должен был быть полон прекрасных концертов и театральных представлений. Всё изменилось. Несколько дней назад мои врачи сказали, что мне предстоит большая борьба. Онкология была, есть и будет среди нас, хотя я всегда думала, что молодость равна здоровью. С тяжёлым сердцем я вынуждена на некоторое время покинуть сцену и отменить все концерты, чтобы встать против смерти и исцелиться. Но это не значит, что я прекращаю петь! Как только ко мне вернутся силы, я спою и запишусь для вас. Требуется больше, чтобы победить меня!» В этой ситуации (оставшийся земной срок исчислялся месяцами) девушка – ещё недавно первая красавица оперной сцены! – не ушла в депрессию, не закрылась от всех, а напротив, встретила удар судьбы хладнокровно–философски и даже... с каким–то отчаянным юмором. При всей видимой хрупкости и тонкости, в ней было что–то от женщин древней Спарты. Да, Патриция мужественно сопротивлялась. Прекратив концерты, она общалась с поклонниками в сети, делала студийные записи и настолько верила в жизнь, что в июне 2023–го вышла замуж. Согласитесь, справить свадьбу накануне смерти – это как тост Вальсингама, как вызов небытию! А потом всё кончилось. Впрочем, нет, не всё. Сейчас живёт её голос, живёт в ариях великих композиторов – Генделя, Моцарта и Шуберта, Доницетти и Гуно, Штрауса и Пуччини, живёт в спетых ей произведениях Эндрю Ллойда Уэббера и в её любимом вокализе Эннио Морриконе из фильма «Однажды на Диком Западе», ставшим подлинным лейтмотивом судьбы и, своего рода, жизненным кодом певицы. «У неё было уникальное, феноменально чистое, очень чувственное сопрано. Мировая сцена потеряла суперзвезду, настоящий классический изумруд, но её наследие останется навсегда». Александр Рыбак, оперный певец и скрипач. «Когда я слышу, как она поёт музыку Морриконе, то понимаю – так звучит Вселенная». Ольга Кормухина, певица. «С болезнью она боролась мужественно, скромно, сдержанно и даже с шуткой, и своей прекрасной улыбкой. Она была сильной, как мало кто другой. Она ни на что не жаловалась и делала то, что иногда не могло сделать даже её здоровье. И в конце концов она победила. Она не осталась одна! Она была, есть и будет искренне любима, восхитительна, вдохновляюща и незабываема». Властимил Бурда, киноактёр, муж Патриции.
«Я – Патриция Янечкова, мне тринадцать лет, я живу в городе Острава. Я пою для вас. Я очень хочу, чтобы люди перестали воевать и ненавидеть друг друга. Может быть, с помощью музыки мне удастся сделать этот мир лучше». Из телевизионной записи 2011 года. Признаюсь, мне очень хочется написать о ней серьёзную прозаическую вещь – роман или повесть. Меня привлекает вечная дилемма: человек, наделённый от Бога большим талантом и – плата за этот дар. Пока обезумевшее человечество балансирует на самой грани Третьей мировой войны и краха земной цивилизации, пока властители стран, сидя во дворцах или бункерах, мыслят, как половчей извернуться, чтоб остаться и живыми, и при своих миллиардах, пока то здесь, то там на планете тысячи людей гибнут, убивая друг друга и воплощая глобальные проекты политических мудрецов, в маленькой стране, в провинциальном городе живёт девочка, которая поёт произведения величайших композиторов мира, поёт так, что на неё мгновенно обрушивается всё – слава, деньги, выступления, самые невероятные перспективы... Это завязка сюжета. А вот развязка известна. Почему она именно такая? У меня пока нет ответа. Буквы на Божеском знамени Пишет пожилая француженка. Вот её слова (в переводе на русский): «Я слушаю голос госпожи Янечковой и плачу сознания того, сколь много обещал её талант и как трагично сложилась судьба этой молодой, прекрасной пани, этого Ангела... Вот уже более двух лет (с тех пор, как я узнала о её страшной болезни) мои слёзы имеют привкус глубокой печали. И это уже навсегда. Читая в интернете адресованные ей посмертные письма, посылаемые отовсюду, от всех людей, на всех языках, я думаю, как это грустно, что она сейчас не видит, не читает всех этих трогательных слов, этих признаний в любви... Я знаю, она много получала их ещё при жизни и хранила их, относясь к великому числу влюблённых в неё с удивлением, благодарностью и юмором, который так ей был свойственен и так украшал её. Мне 72 года, а она ушла в 25. Я живу в Париже, а она никогда не была во Франции. С высоты своего возраста я хочу сказать: на самом деле, очень несправедливо то, что мы больше не можем слышать живым этот удивительный голос – голос Ангела, на краткое время сошедшего на Землю и вернувшегося... в Небесную высь. Столько счастья она дарила нам своим голосом и своей улыбкой... Пусть и дальше эта радость останется с нами». Да, времени ветер уносит вас, И всё–таки, не «на вы», а «на ты»! Мне жалко, что я не был с тобой знаком. Наверное, мы могли бы дружить. Странное, логически необъяснимое чувство. Мы совершенно разных поколений. По возрасту ты могла бы быть моей дочерью, но теперь ты – в мире ином, и возраст уже не важен. В небесных сферах времени нет. Патриция... мне кажется, я тебя понимаю. Мне нравится твоя открытость, твоя честность по отношению к миру и к самой себе. Меня восхищает твоя приверженность классике, и не только в музыке – в искусстве, в жизни. Я многое прочитал о тебе, но это всё ерунда. Главное мне рассказал голос. Мосты и каналы, дворцы и соборы, На видеозаписи 2010 года двенадцатилетняя Пат возвращается в родную школу после оглушительной победы на музыкальном фестивале и проходит по длинному коридору между шеренгами ликующих детей. Хорошо видно, как ей неловко, как она смущена и вовсе не испытывает триумфа. Я по своей журналистской работе много раз наблюдал в подобных ситуациях значительно менее одарённых мальчиков и девочек, у которых просто «крышу срывало» от гордости за себя и самолюбования. Ни микрона подобного я не заметил на видео с Патрицией. Под небесным плащом Как правило, талантливых детей ранняя слава разминает в лепёшку, ломает психику, портит характер. Почему этого не случилось с Пат, для меня загадка. Конечно, дети, обращённые к классической музыке, более защищены, более воспитаны в эстетическом плане, но их тоже легко испортить славой. Она ведь, как ржавчина, разъедает неокрепшие души. Патриция была самоуглублённым ребёнком, но вовсе не предпочитала мир своих фантазий реальности. Поутру и рассветная даль пуста, Август 2010 года. Идёт работа над альбомом «Patricia Janechkova» в филармоническом концертном зале. В сущности, это был в высшей степени экспериментальный проект – запись оперных шедевров двенадцатилетней девочкой в сопровождении симфонического оркестра. Продюсеры очень боялись провала и в какой–то момент хотели всё отменить, но Патриция настояла, – она понимала, что для неё это уникальный, может быть, единственный шанс мгновенно войти в эшелон оперных артистов, такая возможность – подарок Судьбы. Примечательно, что уже тогда Патрицию все воспринимали как абсолютно взрослого человека, просто забывали о её возрасте. В двенадцать лет она говорила и мыслила, как двадцатилетняя девушка. В зале, где разместился симфонический оркестр, неофициально велась видеосъёмка, наверное, когда–нибудь мы увидим её. Как проходила запись? Патриция появлялась в зале за секунды до её начала абсолютно готовая к работе, предельно собранная. Записывалась каждая ария с одного – двух дублей, Пат практически не ошибалась. Но если что–то не получалось и девочка теряла кураж, то её уводили и через какое-то время возвращали вновь в рабочем состоянии. Подробнее, что и как делалось, сейчас трудно сказать. Но у нас есть этот великолепный альбом. Вопреки сомнениям и страхам, проект оказался невероятно успешным. Звучание оперных шедевров, чистейший взрослый голос девочки и его чувственные обертона поразили всех. Двойной аудио и видео альбом юной певицы буквально смели с магазинных прилавков, сделали новый тираж и его тоже смели, тут же один за другим вышли ещё тиражи и в 2013 году Патриция получила Платиновый диск (!) за феноменальное число продаж – о таком мечтает любой певец, любой музыкант, но случается это только у самых ярких «звёзд». А жизнь идёт, и – слава Богу! Мне могут возразить: откуда ты знаешь, что Пат безболезненно прошла «медные трубы»? Ты же не был с ней знаком... Сейчас мне кажется, что всё–таки был. Я пересмотрел километры видеозаписей (а её снимали очень много, буквально, каждый шаг), в моём архиве сейчас более тысячи фотографий. Читал её интервью и статьи о ней, общался с профессиональными артистами, в том числе и с теми, кто работает в опере. Вывод прост: Патриция, уже в детстве получившая европейскую известность, каким–то чудом сохранила в себе важные человеческие качества – доброту, скромность, сочувствие к людям. Пошутить бы с тобой, поболтать бы о чём–то: Ещё одно её фото – походный снимок в горах Моравского края, он мне особенно нравится: Пат здесь во всём очаровании юности, с прелестной, обворожительной улыбкой. Прольётся жизнь водою талой, Влюбившись в голос Патриции, в её образ и такое яркое, фантастически красивое творчество, я в какой–то момент понял, что совсем не представляю город, в котором она жила, по улицам которого ходила, уголки которого она видела с раннего детства. Патриция родилась в Мюнхберге (маленький немецкий город в Баварии), в словацкой семье. Вскоре её семья переехала в чешскую Остраву. Говорят, что чехи и словаки не очень любят друг друга. Не знаю. По–моему, Патрицию любили все. А если в жестокой простуде Девочка выросла в обстановке любви и с ранних лет шла от триумфа к триумфу. Родители её – музыканты, скромные и совсем не известные, а старшая сестра стала актрисой, снимается в кино. Из всей семьи мировую известность обрела лишь младшая дочь Сюзанны и Мартина Янечковых. Я порой думаю: может, и правда, в неё воплотился крылатый Божий вестник? Он русые волосы сделал Острава – город с большой историей, основанный в начале XIII века, во времена крестовых походов, но сейчас его называют «стальным сердцем республики» из–за расположенных там предприятий тяжёлой индустрии. На фото видны их трубы, а вот, что совсем не видно, но дамокловым мечом висит над уютным, красивым городом... это сложная экологическая обстановка. Центр лесного и гористого Моравского края, Острава испытывает сильное радиоактивное воздействие – следствие работы промышленных концернов. Отсюда, видимо, и внезапная скоротечная онкология, сразившая девушку. Снова звуки небесного хора Я знаю, есть ещё какие–то нетленные вещи и неиспорченные чувства, которые даже в современную апокалиптическую эпоху не поддаются распаду. Вот о них и пела Патриция. Когда, сознавая ужас минувшего и сложность происходящего, я пытаюсь мысленно уйти от реальности, то ухожу в её голос. В дымке ранней, в дымке зыбкой 28 июня 2024 года в Остраве, столице Моравского края Чехии, на Янтарной лестнице славы, расположенной в самой высокой городской башне, при огромном стечении народа была открыта новая символическая звезда, получившая имя Патриции. Летят года... «Она вела себя с обожавшей её публикой нисколько не стесняясь, открыто, по–дружески и, в то же время, сознавая свою популярность и даже... влияние на людей, в общем, как настоящая рок–звезда», – вспоминает о совместных выступлениях с Патрицией певец и скрипач Александр Рыбак. Раскованность и смелость перед прямым эфиром, перед многолюдным концертным залом были у девушки с самого детства, это – врождённые качества артистки. Некоторые артистами именно рождаются, Патриция была из числа природных талантов. «Люблю тебя отныне и до смерти» – надпись одного из поклонников Патриции на её концертной афише. Как птица, прошиваю время я, Январь 2016 года. Большой концерт в филармоническом зале Остравы. Патриция выступает в роскошном платье, стилизованном под бальные одежды начала ХХ века. Каждый номер встречается овацией, наконец, звучит ария «Мои губы так жарко целуются» из оперы Франца Легара «Джудитта». Сюжет её несколько напоминает знаменитую «Кармен», главная героиня столь же темпераментна и эксцентрична. Патриция держит в руках букет огненно–красных роз и в самый пиковый момент начинает танцевать, а потом, танцуя, спускается в зал, быстро движется между рядами под бешеные звуки оркестра и бросает цветы зрителям... Зал ревёт от восторга, грохот аплодисментов и – обворожительная улыбка кружащейся в симфоническом вихре семнадцатилетней оперной звезды! И с каждой минутой все больше пленных, Эти строки Ахматовой – и о Патриции! Музыка Баха и Генделя, Моцарта и Вивальди, Бетховена и Верди, Вагнера и Шарля Гуно, Глинки и Мусоргского, Чайковского и Рахманинова звучала сто, двести и триста лет назад и будет звучать ешё через тысячи лет, если мир наш не рухнет. Когда же рухнет мир (когда–нибудь это случится), то великая музыка останется в безмерных, вневременных эмпиреях. Патриция прожила очень мало, но она исполняла вечную музыку. А те, кто работают с вечностью, не умирают, они живут в своём творчестве. В век, что к бездне стремится, спеша, В знаменитой книге сэра Артура Конан–Дойля есть трогательный монолог доктора Ватсона, адресованный Шерлоку Холмсу: «Ты... ты однажды мне сказал, что ты не герой. Были времена, когда я даже думал, что ты не человек. Но позволь мне сказать, ты был лучшим человеком. Самым настоящим из всех. И никто никогда не убедит меня, что ты обманывал. Я был так одинок, и я стольким тебе обязан. Но, пожалуйста, осталась ещё одна вещь, ещё одна вещь, ещё одно чудо – Шерлок, ради меня, не будь мёртвым. Сделаешь это ради меня? Просто прекрати это. Прекрати». Эти слова я сейчас повторяю в память о Патриции. В потоке минут, часов, Как говорил Шерлок Холмс при знакомстве с Ватсоном: «Не переживайте доктор. Таких, как я, немного. Может быть, я такой один». Вот Патриция тоже была единственной в своём роде. Я думаю, что лет за пять до своего совершеннолетия Пат была уже сложившейся личностью и, более того, сложившейся женщиной – по крайней мере, психологически. Это легко объяснить: воспитанная с младенчества на мировой классике (не только музыкальной), она душевно очень рано повзрослела. Когда другие дети играли в компьютерные игры, она пела арии из «Волшебной флейты», «Русалки» и «Богемы». И не механически пела, а вживалась в образы героинь, сгоравших от любви или погибавших от измены, пропускала сквозь сердце и передавала голосом сложные человеческие чувства, их тончайшие оттенки... Тут, разумеется, детство кончилось быстро. А может, его и не было. Эта девочка тонкая, словно оса, В любом случае, за одиннадцать лет отпущенной ей творческой жизни (а последние полтора года она боролась со смертью) Патриция сделала столько, что иной «раскрученной» звезде хватит на целый век, а может, и на два. Однако Пат вовсе не считала себя неким мировым светилом (и это не смотря на действительно «звёздную» жизнь). При катастрофической нехватке личного времени она очень ценила редкие минуты, когда могла посидеть в кафе с друзьями. У неё не было вредных привычек, она никогда не курила (как ни странно, некоторые певицы этим увлекаются, не боясь за свои голоса). Но бокал вина или кружку пива могла себе позволить. Холод острого момента Как она любила стильные платья! Причём, часто с большими вырезами – на груди или на спине. Одно было откровенно смелое: там при ходьбе практически полностью открывалась ножка Пат... Тело её – совершенной, античной формы – часто стремились рисовать художники. Но Патриция не имела времени позировать. Больше везло фотографам, сделавшим девушку лицом нескольких модных журналов Европы. Поэзия сквозною ранкой Характерная деталь: Патриция никогда не носила бюстгальтеров и корсетов, её роскошная грудь (её певческий инструмент!) всегда была ничем не стеснённой, свободной. Конечно, это вызывало к ней повышенный мужской интерес. Когда, в вечерней дымке тая, В августе 2022–го, за несколько минут до того, как лечь под наркоз, Патриция написала открытое сообщение: «Мне предстоит операция, которую я ждала более полугода. Наверное, когда она закончится, я буду ближе к выздоровлению. А сейчас мне страшно. Так хочется вернуться на сцену. Желаю всем прекрасного остатка лета». Казалось бы, простые слова. Но то, что вырывается из души на грани жизни и смерти, не просто и не случайно. Хоть на мгновенье, но вернуть, Слишком часто лучшие из нас, самые молодые и талантливые, способные на огромные свершения в Искусстве, уходят первыми. Страшно представить, как эту прекрасную оперную богиню сокрушали растущие метастазы болезни, хирургические инструменты, химиотерапия... Конечно, Патриция была христианкой (не веря в Бога, невозможно так петь). Ей было дано невероятно много и сразу. И отнято всё. Роковой удар не сломал её, но поразил тело, столь идеальное, что его называли произведением искусства. Тело ушло в прах, а голос продолжает полёт в горней высоте. Мне думается, она стала ангелом – одним из тех, кто хранят нашу Землю, нашу культуру... Может быть, мы – люди планеты Земля – и живём ещё лишь потому, что голоса, взлетевших над миром, ангелов звучат на Небесах. Но в жизни Патриция была очень земной, из плоти и крови, невероятно притягательной молодой женщиной. Её восхитительное бельканто до сих пор тревожит людей, будит воображение, увлекает в свою стихию и в пространство мировой музыки. О ты, до боли откровенная Включаю видеозапись 2015 года: Патриция исполняет арию механической куклы Олимпии из оперы «Сказки Гофмана», основанной на произведениях знаменитого немецкого писателя и его биографии. Последний штрих, совсем неброский, Патриции исполнилось семнадцать, она уже получила мировую известность, победив на нескольких престижных международных конкурсах. Ария механической куклы – её «коронный» номер, для исполнения которого из состава Филармонического оркестра Остравы, с которым выступала Патриция, был выбран самый сильный и рослый музыкант. В разгаре концерта он выносил девушку–куклу на руках из–за кулис, ставил на стол, «заводил»... По ходу песни завод кончался и приходилось куклу «подкручивать». Публика валилась от смеха и отбивала ладони в аплодисментах. А номер был очень непростым не только вокально, но и физически. Самым сложным для юной артистки было добиться абсолютной жёсткости ног в момент, когда её несли на сцену. Она же играла куклу, механизм... Пат неделями тренировалась в спортивном зале и достигла нужного результата: бёдра её приобрели стальную крепость. Музыкант, выносивший Патрицию–«куклу», признавался позднее: «Мне казалось, я держу в руках изделие из металла». А вот – фото юной певицы из Венского концертного зала: девушка замерла, глядя куда-то своими огромными, чудесными глазами. Под снимком – подпись одного из поклонников: «Что видишь ты, Патриция?» – Что видишь ты? – Огни, цветы, И другой снимок, сделанный на несколько лет раньше. 13-летняя Пати, подперев подбородок ладошкой так, что её тонкие музыкальные пальчики коснулись щеки, устремила задумчивый взгляд в небо, нависшее над утренним городом, окрашенное заревыми лучами и дымом заводских труб… О чём ты думаешь, Патриция, Летним воскресным вечером я рассказывал о ней гостившему у меня другу – кинорежиссёру Сергею Зайцеву, рассказывал и показывал фрагменты концертных записей, фотографии. Поначалу Серёжа отнёсся с недоверием к моему увлечению этим голосом, этой судьбой, но постепенно недоверие сменялось всё большим интересом. Спустя три часа, он, внимательно смотревший и слушавший, выразил своё искреннее восхищение Пат и сказал: «Я бы хотел сделать о ней фильм. Но сейчас это невозможно, связи между нашими странами почти разорваны. Больно смотреть и сознавать, что она так рано ушла. И радостно, что она оставила такое большое творческое наследие. Этот голос, эти глаза теперь уже навсегда со мной». За всеми мыслями, делами Патриция была словачкой, она никогда об этом не забывала и очень хорошо говорила на своём родном языке. В одном из интервью журналист ей делает комплимент «Как блестяще вы говорите по–словацки!» Девушка отвечает: «Мы дома, в семье, всегда говорим на своём языке. Мы готовим нашу, словацкую, еду, соблюдаем традиции». Далее она рассказывала о любимых рождественских блюдах из словацкой кухни. Но всё же, Пат жила и работала в чешском городе, среди чехов, а выступала и перед немцами, и перед поляками, и перед итальянцами, португальцами и т.д. Пела и русские песни, великолепно исполняла «Вдоль по Питерской!» Уверен, она бы непременно приехала в Россию с концертами. Не сложилось... Да и политическая ситуация стала резко ухудшаться. Однако Патриция была вне политики, я пока не встречал (к огромному счастью!) ни одного её политического заявления, ни одного даже намёка на политический тон в общении с журналистами, со зрителями... Счастье может быть в дождевых слезах, Даже если всё валится в пропасть или висит на волоске, можно быть счастливым... На фото – Патриция в марте 2022 года после сеансов химиотерапии. Ещё пару месяцев назад она – первая красавица оперной сцены – триумфально выступала в Мексике. Молодость, успех, творческие планы... И вдруг всё рухнуло. Она неплохо зарабатывала, но никогда не гналась за деньгами. На операцию и лечение понадобилось слишком много. И кто–то об этом написал в сети. Люди, любившие её, дали столько, что сейчас на эти средства основан фонд Патриции для поддержки молодых талантов и лечения детей, поражённых онкологией. Ну, а голос певицы звучит в медицинских клиниках, помогая реабилитации больных, заживляя раны. Среди зависти, бед и зла, Мне пишут: «Как можно так влюбиться? Осторожней: она же же в другом мире!» – Да я ведь и сам не совсем из этого мира... И невозможное сбывается, Энергетику Пат, всех покорявшую при её жизни, хранят аудиозаписи и хроникальные видеокадры. Как–то раз я показал снимок Патриции экстрасенсу, ничего не знавшему об артистке, и спросил: «Что можете сказать об этой девушке?» Ответ меня поразил: – Её уже нет. Но... она среди нас! Если с утра настроение скверное, Меня восхищает мужество, проявленное ей перед лицом смертельной болезни. Наверное, рассуждать так не совсем правильно. Понимание неизбежности скорого ухода в мир иной требует от человека углублённости в себя, в собственную душу, но уж никак не открытости миру и жизни, ускользающей, как песок. Патриция прожила последние двадцать месяцев, отпущенных ей Господом, на одном оголённом нерве. Она, ещё недавно первая красавица мировой оперной сцены, не таясь, публиковала свои послеоперационные фото, общалась с огромной армией поклонников, купалась в море, гуляла под жарким солнцем (что было категорически запрещено врачами) и как бы шутила над сжигающей тело болью. Ей снова признавались в любви, искали её взгляда, её внимания. Ты не ценишь устойчивых форм, – Необъяснимо и странно, но после хирургии и химии красота девушки не исчезла, а перешла в другое качество. То же и с характером. Врожденная скромность Пат сменилась предельной открытостью, переходящей в обнажённость. Можно отнестись к этому с осуждением, но я бы не спешил осуждать. Лишённая сцены, возможности музыкального творчества, бывшего для неё всем, Пат сделала творчеством остаток своей земной жизни. Её уход, это уход Артистки (именно так, с большой буквы), прощальный воздушный поцелуй нашему трижды безумному миру. У меня стойкое чувство, что она играла свой последний концерт, последний спектакль, режиссёром которого была сама, а зрителями – мы и Всевышний. И самое удивительное, что этот спектакль... не кончился. Что там видится вдалеке, Марк Твен, к словам которого стоит прислушаться, дал однажды хороший жизненный совет: «Танцуй так, как будто на тебя никто не смотрит. Пой, как будто тебя никто не слышит. Люби так, как будто тебя никогда не предавали, и живи так, как будто земля – это рай». Так и жила Патриция. ПУСТЬ БУДЕТ ЖИЗНЬ! – В социальных сетях появляются, адресованные Вам, восхищённые комментарии, авторы большинства – Ваши поклонники из разных стран мира. Они часто присылают Вам «совсем влюблённые», глубоко личные сообщения. Как Вы к этому относитесь? – Это правда, что поклонники со всего мира пишут мне. Я отношусь с большим пониманием и уважением к их чувствам. И я стараюсь ответить каждому, хотя у меня почти нет личного времени. Больше всего меня радует, что те, кто признаются мне в любви, слушают классическую музыку. Я ценю их интерес к музыкальной классике и горжусь тем, что в появлении этого интереса есть и моя заслуга. – Вы очень красивая и очень молодая женщина. Влюбляясь в Вас, люди влюбляются и в музыку, которой Вы живёте? – Если действительно так происходит, то это прекрасно. Я хочу привлечь внимание молодых людей, которые не слушают оперу, не интересуются классической музыкой, к величию и красоте мировой музыкальной классики. Моя цель – донести оперу до молодёжи. Сегодня влюблённый в меня человек слушает арию из «Риголетто», а потом он будет слушать её вместе со своими детьми. Со старшим поколением проще, – взрослые люди, даже не воспитанные на классике, не столь категоричны в суждениях, их вкусы более ориентированы на вечные ценности. – Вы исповедуете именно вечные ценности? – Да. Я стала оперной певицей в возрасте восьми лет, и с тех пор я пою о вечном. Оперное пение – моя сущность. Я достигла определённых вершин, но я вовсе не «законченная» певица. Мне двадцать три года. Впереди у меня ещё много работы и целая жизнь. Но есть минуты в этом мире, В наши дни в людях концентрируется раздражение, неприязнь к окружающим и друг к другу, да и просто злобы очень много в обществе – не только в нашем, вообще, в мире, к сожалению. Патриция же своим творчеством, своим голосом пробуждала и пробуждает в людях что–то лучшее, светлое... Тут она действительно – ангел в сумасшедшей реальности. Вообще, это невероятно: её голос звучит в моём сознании, она разговаривает со мной во снах: «Я всегда была рядом, просто ты меня не узнавал. Помнишь, девочку в пионерском лагере, с которой ты сел на муравейник? Это была я. Или девочку в автобусе, что говорила с тобой о классической музыке? Это была я. Или девочку, вместе с которой тебя закрутил смерч в южном городке? Или... но об этом лучше не вспоминать. Просто знай – я всегда рядом». А там, где теряются в звёздной реке Нет, это не совсем мои строчки. Мне их во сне прочитала Патриция. Я устал и заснул прямо за столом. Приснилась Пат, она часто мне снится. Я спросил её: «Как ты теперь?» Она ответила. Не знаю, посвящались ли ей стихи при жизни. Но вот сейчас, когда она – в лучшем из миров, а образ и голос её продолжают жить, о ней будут писать и говорить в стихах, я точно – буду. Что же тут поделать, ангел милый, Порой она представляется мне роковой красавицей. О таких, вероятно, писали поэты Серебряного века. Из–за таких стрелялись под романсы Вертинского. Сейчас, увы, век даже не бронзовый, но образ прекрасной Незнакомки остаётся столь же пленительным. Сотни лет из окна трамвая, В моей жизни было и есть два настоящих культурных потрясения: в юности – Гумилёв, теперь – Патриция. Поэзия Гумилёва привела меня в литературу, Патриция... мне ещё трудно выразить её значение. Но из жизненного опыта могу сказать, что она – явление, которое только набирает силу, начинает влиять на людей. Тут тайна большого искусства. Вот и сейчас, когда в мире растёт гроза, Гумилёв был расстрелян, Патрицию сожгла онкология. Бессудные убийства и онкология – суть одно и то же, и неизвестно, что страшнее. Я думаю, мой любимый Поэт и любимая Певица встретились там, в немыслимых, заоблачных сферах. А здесь остались – волшебные стихи и божественный голос. Это совсем немало для последних времён. В поэтически дерзкой манере, Её улыбка... Сейчас я получаю много писем от разных людей, открывающих для себя её образ и голос. Меня это очень радует. Всё правильно, так и должно быть. Эта невероятная девчонка – воплощённая поэзия. Нет, не сумею раствориться я Одна милая барышня сказала мне: «У неё странный голос, когда я слушаю её, то возникает ощущение, что пью крепкий чёрный кофе...». Я объяснил: «Это так на вас действуют обертона, т.е. специфические голосовые оттенки. На 1–м альбоме Патриции (в студийной записи) они особенно впечатляют, а вы, видимо, очень эмоционально восприимчивы, поэтому такая реакция». Действительно там у Пат голос откровенно чувственный. Это и сделало альбом настоящим шедевром. Тут бессмысленно рассуждать о том, хорошо это или плохо, т.к. результат стал явлением в мировой музыкальной культуре. Занимаясь творчеством и судьбой Патриции, я заинтересовался вошедшей в её репертуар песней «У нас во дворе на клёне...» словацкого композитора, дирижёра и музыкального педагога Микулаша Шнайдера–Трнавского (1881 – 1958). Прочитав песенный текст, я буквально увидел его русский вариант: В осеннем саду старый клён увядает, Эту песню Патриция исполняла так, что казалось, душа её растворяется в грустной и светлой мелодии. Мне кажется, она предчувствовала свою судьбу. Она очень торопилась жить, невероятно много работала и многое успела. Но, я убеждён, если бы волевым решением её оторвали от музыки в детские годы, то она просто не смогла бы существовать без творчества, дышать не смогла бы... Тут есть, конечно, и что–то роковое. В раннем, ещё школьном, интервью Пат признавалась: «Я живу какой–то ненормальной жизнью. Обычные девочки так не живут. У меня нет личного времени. Учёба, репетиции, выступления, записи... Но я привыкаю. Я знаю, так будет всегда». Всё в этой жизни – дело случая, Вообще–то, она была абсолютно нормальной, современной девчонкой. Могла и станцевать на столе, и голой в море броситься. Свадьба Пат, сыгранная незадолго до смерти, стала для её друзей настоящей феерией счастья и радости: никакой помпезности, только шутки, хохот, жажда жизни. Но что–то ангельское в ней присутствовало, конечно. Это проявлялось в творчестве, в постоянной и напряжённой работе. А ещё она и внешне порой напоминала ангела. Если вспышка была и нет, В 2016 году Патриция получила главную роль в спектакле «Ромео и Джульетта» Национального Моравско–Силезского театра (г. Острава). Театр – один из самых знаменитых в Чехии – взялся за постановку мюзикла с элементами оперы композитора Бориса Урбанека. Семнадцатилетняя Пат, недавно окончившая колледж и поступившая в консерваторию, сразу заявила себя не только как певица, но и как драматическая актриса. В дальнейшем её актёрский талант раскрывался всё больше и больше, она стала настоящей примой остравской сцены, но нередко участвовала в проектах других театров. В 2017 году вместе с оркестром старинной музыки «Collegium Marianum» Пат приняла участие в записи телевизионной версии оперы Георга Фридриха Генделя «Ацис и Галатея», исполнив главную женскую роль и главную вокальную партию–сопрано. В который раз смотрю эту постановку и неизменно «прикипаю» взглядом к лицу юной певицы, растворяюсь в её глазах и голосе. Ни Элладе, ни Илиону Всё, чем мысленно я владею, Как из мрамора высекая И опять реет вечною птицей, А вот – Патриция в спектакле Национального Моравско–Силезского тетра «Памела». Это спектакль 2021 года – последнего счастливого и творчески самого насыщенного года Пат. Она с успехом работает в драматических постановках, где важны не только её вокальные данные, но безусловный талант характерной актрисы. «Памела» – именно такой проект. Здесь была сделана ставка на бьющую через край чувственность девушки. По режиссёрскому замыслу, Патриция значительную часть времени находилась на сцене в неглиже, играя роль страстной, притягательной героини. Спектакль стал аншлаговым, проходил при переполненном зале. Но в феврале 2022–го Патриции поставили страшный диагноз – онкология грудных желёз. Сеансы химиотерапии, операция... Лишь к исходу года Пат смогла вновь обрести физическую форму и выйти на сцену. Она ненадолго вернулась к роли Памелы, но, утратив свои роскошные волосы, играла уже в парике. Билеты, по–прежнему, раскупались подчистую. Люди, как–будто чувствовали, что их любимица блистает в последний раз. ПУСТЬ БУДЕТ ЖИЗНЬ! – Вы одна из самых красивых молодых актрис республики, Ваше тело считается совершенным, как Вы относитесь к необходимости раздеваться на сцене? – Прежде всего, я певица, – на концертах и в оперных спектаклях этого не требуется. А в драматических постановках всё зависит от режиссёрского решения. У нас сейчас довольно свободные взгляды на сценическое искусство, я как актриса – инструмент для воплощения образа и выполняю волю режиссёра. Конечно, я могу отказаться от роли. Но у меня ещё не было ролей, от которых хотелось бы отказаться. Несбывшимся желанием Патриции стала роль Джильды в фильме «Риголетто» по сюжету оперы Джузеппе Верди. Девушка успешно прошла кастинг и готовилась вылететь в Италию на съёмки. О её участии в фильме было объявлено в прессе. Но в итоге главная женская роль была отдана английской актрисе. Причины этого мне не известны. Патриция же включила арию Джильды в свой репертуар и часто исполняла на концертах. В дни, когда приближаются поздние сроки, Паткой ласково называли Патрицию друзья… Уходит в тень сиянье глаз, и робкий блик На рассвете 1–го октября 2023 года в палате Университетской больницы чешского города Острава после короткой агонии её сердце остановилось. Но в последние сентябрьские дни она ещё жила, дышала и, наверное, её можно было спасти. Наверное, можно было... Этого не произошло. Почему?! Господня воля. Судьба. Да, конечно. И всё же, как невыносимо больно от того, что лучшие из нас, самые одарённые, способные на высшие достижения в Искусстве, так часто уходят совсем молодыми... В симфонии порывов и страстей, «Благодаря вам, я понимаю, что такое – влюбленность навсегда... Посмертная...». Эти, адресованные мне, слова очень верно передают ситуацию. Ты сейчас в лучшем из миров, но не я, не я один влюбляюсь в тебя посмертно. Проходит по орбите шар земной, В чём тайна твоя, Патриция? Где её разгадка? Души композиторов, поэтов, художников живут в их произведениях, души актёров – в образах, воплощённых на сцене. Твоя душа живёт не только в музыке, в песнях и ариях, она живёт и в моих стихах. Я не могу этого объяснить, но я чувствую это. Чуть задумчивый, оробелый Там, где нет ни слов, ни времени, ни человеческой плоти, мы встретимся однажды. Мы узнаем друг друга. И в мёртвом вселенском пространстве молитвой, обращённой к Творцу, вновь зазвучит бессмертная ария. Не жалко нисколько Я смотрю пронзительный клип по фотографиям, снятым во время студийной записи Пат. Весна 2022–го. Девушка исполняет песню «Освобождённая», созданную специально для неё. Недавно была тяжёлая операция и сеансы химиотерапии. Патриции – двадцать три года, и эта песня как торжество над смертью. Запись организовали друзья – артисты и музыканты. Видеосъёмка не проводилась, но работал фотограф. Работая в студии, Патриция верила, что всё самое худшее пройдено, и впереди – творчество, жизнь, любовь. Вот – сделанный мной приблизительный смысловой перевод её последней песни: Иногда, когда день угасает в мягком и хрупком бордовом свете, Во время болезни Патриция призналась, что многие годы почти не спала, живя в круговороте концертной жизни. От энергетических перегрузок и постоянного электрического света в её роскошные волосы стала пробиваться седина. Когда это стало слишком заметно, волосы пришлось красить и из шатенки превратиться в брюнетку. Но со сном было сложнее всего. «После операции я впервые оказалась дома одна на больничном режиме. Это было странное время. Представьте себя выброшенными на берег из штормового моря... Со мной произошло нечто подобное. Но тогда впервые ко мне вернулся сон». Ничего нет вечного и прочного, Вот – одно из большого ряда писем, присланных мне в личную почту после публикаций о Патриции. Когда читаешь такое, то понимаешь, что всё не напрасно и не бессмысленно: «Огромная благодарность Вам за то, что открыли нам удивительную певицу! Её многие ведь не знали, даже в Чехии, как оказалось... А многие знали, и даже далеко за пределами не только страны, но и Европы. Если полистать комментарии, то видно, что почитатели её живут во многих странах и на всех, наверное, континентах. Каких только там языков и иероглифов не увидишь! И абсолютно все восхищены этим уникальнейшим во всех смыслах, как кто–то её назвал – «Произведением искусства», на которое хочется смотреть, которое хочется слушать! Патриции за её совсем короткую жизнь удалось почти невозможное – влюбить не только молодёжь, но и народы разных поколений, культур, языков – в оперу, классику... в себя, в свой голос, в свою музыку. Очень жаль, что так всё получилось. Но она прожила полную, интересную, яркую, светлую и счастливую жизнь! Достойную жизнь. Красивая, талантливая, умная, открытая... настоящая! К кому–то она приходит во снах и поёт удивительно прекрасным голосом. Кто–то попросил близких, чтобы во время прощальной с ним мессы обязательно звучал Requiem в исполнении Патриции. Многие просят непременно снять о ней фильм. Говорят, человек жив, пока о нём помнят. Патриция оставила светлый след в сердцах и душах многих и очень многих...». В эпоху, где царит обман, Она была совершенно искренней во всех проявлениях, в каждом движении и порыве, в каждой ноте своего волшебного голоса. На мой взгляд, она едва ли не с детства, когда проявился её незаурядный талант, ощущала себя принадлежащей всем, всей земной цивилизации (как это ни высоко звучит...). Видимо, этим объясняется и бережное, внимательное отношение девушки к людям, выражавшим ей свои чувства в письмах, и то, что она, не смотря на катастрофическую нехватку времени, а потом и борьбу с онкологией, отвечала на каждое письмо без исключения. ИЗ ЛИЧНОЙ ПОЧТЫ: – Когда вы пишете, что Патриция жила абсолютно открыто, что под этим можно понимать? – Это значит, что она ничего не скрывала о себе, не пряталась под псевдонимами и аватарами, не «пускала пыль» в глаза журналистам, бравшим у неё интервью, откровенно отвечала на любые вопросы, не стараясь казаться лучше и умнее, чем она есть (а она была, безусловно, умна и тонко образована). С двенадцати лет Патриция испытывала на себе пристальное внимание поклонников, её окружала творческая богема, настойчивые кавалеры искали с ней встреч... Но никогда она не пользовалась услугами телохранителей, не нанимала охрану. Она была, если так можно сказать, редким цветком в мировой оранжерее талантов. Из интервью: «Сколько было признаний в любви? Сотни... тысячи... Как же их подсчитать? Когда в двенадцать лет я работала с симфоническим оркестром, то в кармане моей блузки лежал десяток записок, полученных от мальчиков. Я отвечала им поцелуями (смеётся) и прекрасными ариями, которые можно услышать на альбоме». Я понимаю, это – слишком. Когда девушке сделали сложную операцию и провели сеансы химиотерапии, когда первая красавица мировой оперной сцены лишилась своих роскошных волос и осознала вероятную потерю голоса, её засыпали письмами с вопросами о состоянии здоровья и о том, как она сейчас выглядит... К всеобщему любопытству Пат отнеслась с пониманием и даже с улыбкой, и, чтобы удовлетворить его, опубликовала свои послеоперационные снимки: «Вы любили меня раньше, так любите и теперь!» Я очень люблю снимок Патриции, сделанный осенью 2022–го и представляющий собой оригинальный фотопортрет девушки: её лицо как бы разделено напополам неким светлым занавесом или гардиной. Сколько боль ни глуши, В то время она стала понемногу возвращать себе физическую форму и засветилась каким–то новым трагическим очарованием. Половина дождя, половина огня, Фотографы и операторы постоянно снимали молодую артистку, следовали за ней по пятам, а что не успевали снять профессионалы, то снималось на смартфоны. Представьте себе жизнь под прицелами объективов... А Патриция так жила до последних минут и вовсе не превращалась в капризную, вульгарную «примадонну». Она и сама любила людей, любила такими, какие они есть. И люди ответили ей огромной взаимной любовью. Вот и я – удивительно и необъяснимо – зримо ощущаю её присутствие в нашей действительности, в своей душе. Сплетенье нот и строф, ИЗ ЛИЧНОЙ ПОЧТЫ: – Чем Патриция так привлекала к себе, кроме уникального голоса и эффектной внешности? – А разве голоса и внешности мало? Кстати, о внешности. Пат не обладала современным подиумным стандартом красоты – безразмерные ноги, длинное, худое тело, отсутствие форм и лицо голодающего подростка. Она была среднего роста, имела пропорциональное сложение, удивительно красивые, большие, умные глаза и милую, очаровательную улыбку, т.е. то, что французы называют «шармом». Да... разумеется, никаких татуировок и пирсинга, - чистота и естественность во всём. Даже накануне ухода в вечность, прикованная к постели, понимая свою обречённость, Патриция находила силы улыбаться. Полётом мотылька ПИСЬМО ИЗ АМЕРИКИ (одно из многих под публикацией последнего телеинтервью Патриции): «Я хочу написать несколько слов в память об этой удивительной молодой певице, такой талантливой, такой красивой и так рано оставившей нашу Землю. Я – чернокожий американец, живу в штате Иллинойс. Больше десяти лет назад я впервые увидел её, когда бродил по Интернету. Девочка, ещё подросток, выступала на каком–то конкурсе, пела мелодию из фильма «Однажды на Диком Западе». Выступление ребёнка поразило меня: я слышал голос из небесных сфер (так поют ангелы!), я наблюдал большое самообладание и выдержку маленькой артистки. Мне было жаль остальных конкурсанток. Некоторые из них, уже весьма взрослые, выглядели раздражёнными из–за того, что им приходилось стоять и наблюдать за столь безупречным выступлением. Казалось бы, они должны были быть в восторге, как все зрители в зале и жюри, но они явно завидовали своей сопернице. С того момента я стал следить за её творчеством, я слушал многие её записи, видел разные концерты. Она очень много значит для меня. А сегодня вечером, в день Рождества, я просматривал свой архив и вдруг увидел её фотографию с подписью «умерла». И я заплакал. Патриция, пожалуйста, услышь моё обращение: – Да, я в три раза старше тебя и чернокожий, а ты на пятьдесят лет моложе и белая европейка, но ты мне как дочь, как любимая младшая сестра. Верю, что там, на Небесах, твоя душа соединилась с Богом. Спасибо за то, что ты была среди нас и пела. Дэвид». И в счастье, и в горе я помню одно: Всё–таки я не могу внутренне примириться с тем, что её не спасли. Ну, онкология грудных желёз – это же не фатально, это не самая скверная форма онкологии. Я узнавал, я беседовал с врачами. Сейчас подобное заболевание вовсе не предполагает непременного летального исхода. Видимо, тут какая–то врачебная ошибка... И в любом случае – Судьба, точнее – Суд Божий. Она прошептала: «Я только хочу Она ещё придёт, 1–го октября – Международный день музыки. Уход в этот день молодой, 25–летней певицы очень символичен. А последний полный день её жизни совпал с Днём Веры, Надежды и Любви, который отмечают православный и католический мир. Не знаю, была ли Пат православной или католичкой? У словаков эти конфессии присутствуют поровну. Хотя... по высшему счёту, это даже не важно. Она много исполняла духовной музыки, написанной великими композиторами – Бахом, Генделем, Гайдном, Вивальди, Шубертом... Её творчество было божественным по сути и, конечно, душой она обращалась к Богу. Я серьёзно отношусь к символам. Патриция и музыка – единое целое. А для меня она и воплощённая поэзия: в облике, в голосе, в глазах. Сейчас, когда уже год Патриции нет, это ощущается особенно ясно. Но музыка ещё звучит. И голос невероятной девчонки ещё летит над миром, не смотря на грохот и треск последнего времени. Да, я думаю, она стала ангелом. Ангелом–хранителем нашей земной цивилизации. Хватит ли сил у тебя, девочка, удержать сумасшедший мир от распада? Но ты пой. Даже там, за гранью Вселенной, пой. Пусть космос тебя не слышит... тебя слышит Творец. «Маленькая девочка шла по большому вечернему городу. Она была не одна. Рядом с ней быстрыми и лёгкими шагами шёл человек в белом парике, в камзоле из алого бархата и пышном жабо. Его туфли с золотыми пряжками и скромные туфельки ребёнка стучали в такт, глаза его, встречаясь с глазами девочки, ласково и весело блестели, улыбка скользила на его губах… Звали человека – Моцарт». © Copyright: Димитрий Кузнецов, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|