***
"...я родился не затем, чтобы оправдывать ожидания других, - решал и решаю сам и не жалею об этом." Виктор Пашков.
"Снится, потому что думаешь. Думаешь, потому что скучаешь. Скучаешь, потому что любишь. А любишь, потому что это твой человек"
А.П. Чехов.
"...отношения между людьми просты, когда искренни; понятны, когда нет лжи; лицемерны, отвратительны, когда злы и пакостны, но НЕОБЪЯСНИМЫ И НЕПОНЯТНЫ МЕЖДУ ЛЮБЯЩИМИ,- СЛОЖНО НАЙТИ СЛОВА ДЛЯ СТИХОТВОРЕНИЯ"
Виктор Пашков.
(Крупный шрифт мой.)
СЛОВАРЬ ПОЭТА. Дополнение.
Эссе написано на основе стихотворения любовной лирики
"Ненужная встреча. Бокалы пусты"
http://stihi.ru/2018/03/16/7673
Тема стихотворения:"Случайная встреча в поезде мужчины и женщины, которые когда-то были близки"
Огромное удовольствие получаю от работы со стихами любовной лирики. Тем более с таким стихотворением, для которого автор смог НАЙТИ СЛОВА и показать, глубоко психологически, отношения мужчины и женщины. Не хочу употреблять слово "бывших любовников", по той простой причине, что оно перечёркивает их чувства, нивелирует прежние радостные встречи.
Тем более:
"Болезнь не прошла,-" - как определяет при ненужной, случайной встрече мужчина.
Да, были отношения, встречи... Но не буду фантазировать. Углубимся в сюжет стихотворения, тем более автору удалось "заставить" меня, включив воображение, стать чуть ли не свидетелем "ненужной встречи", прочувствовать смущение и неловкость нечаянно встретившихся в одном купе двух, когда-то близких человек, ставших попутчиками.
"Ненужная встреча,
бокалы пусты;
сидим говорим,-
взгляды в разные точки"
Не могу не сказать об откровенности, с которой написано стихотворение, об оставшейся болезненности в воспоминаниях, о вынужденности пройтись по следам памяти, о накатившем желании,о сильном мужском, незабытом влечении к женщине, не смотря на ушедшее чувство влюблённости:
"За гибкое тело, прощаясь , держусь:
начавшийся вечер-последнее дело,-
развития нет,-
предсказать не берусь:
не сердце сегодняшней встречи хотело,"
Бесконечно могу перечитывать эти строки, где автору одним только выражением "гибкое тело", удалось передать всю гамму чувств, прекрасных чувств, существующих между мужчиной и женщиной и , мало того, поразительную чувственность и умение любить, восхищаться женской красотой. Так глубоко воспринимаю и читаю эти слова.
Остановилась на своём отношении к этому стихотворению, настолько впечатлило меня умение поэта, вопреки его словам сказанным в эпиграфе, говорить о любви.
Но сегодня у меня другая задача.
Дополняя эссе "Словарь поэта", остановимся на словах, которые он подобрал к этому стихотворению.Уже по моей реакции на стихи можно судить, что выбор верен, иначе я бы не назвала это стихотворение одним из лучших в лирике автора.
Читаю стихотворение по сборнику "Осенний июнь", недавно изданному, радуюсь тому, что поэт не изменил ни одного слова, не редактировал это замечательное произведение.
Четыре строфы. Неровные, "рваные" строки. Количество строк разное. Всего 28 строк. В первой строфе 8 строк, в финальной строфе- 5 строк.
Построение строф и всего стихотворения - особенность стихосложения автора.
Вот как он говорит об этой особенности в работе со стихами:
"Строки... укорочены специально: есть такой приём, когда надо помочь читателю подсказать дополнительные паузы при чтении,- это называется"рваная строка"..."
Виктор Пашков. 2.09.2018. К работе "Сомнения прошли. Холодный день бодрит"
http://stihi.ru/2018/09/21/6984
Читая много стихов на сайте, "рваной строки" не встречала.
Начинаем работу со словарём стихотворения.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. Их 32.
Встреча (3 раза повторяется, оправдано темой),бокалы,взгляды,точки,квартира-вагон,словами,мосты,провод,судьбой,"опалом",вином,весной,время,грудью, кашель,остаток,память,капкан,словоблудью,квартире,сквозняк,звуки,колёс, сигналов,болезнь,пустяк,тело,вечер,развития,сердце.
Может возникнуть вопрос при прочтении списка существительных, даже недоумение: стихотворение любовной лирики, а причём здесь слова, такие как МОСТЫ, ПРОВОД,КАШЕЛЬ,КАПКАН?
Казалось бы не по теме?
В этом и проявляется самобытность автора, его удивительная способность творить образами,создавая их из слов, выражающих нужные мысли в стихах.
Задача читателя- верно их прочитать.
ГЛАГОЛЫ И ГЛАГОЛЬНЫЕ ФОРМЫ, КОТОРЫЕ Я СОБРАЛА В ОДНУ ГРУППУ. Их 17.
Сидим, говорим,обесточен (краткое причастие),пахнешь,мешает, вздохнуть,умолкли,забыли,доносятся,не прошла,представить,прощаясь(деепричастие),держусь,начавшийся(причастие),
предсказать,не берусь,хотело.
Обратим внимание на слово: ОБЕСТОЧЕН. Оно не выпадает из логического рада выбранной лексики. Служит для создания образа:
"а провод контактный
судьбой обесточен"
Ещё раз остановлюсь на причастии "обесточен". В стихотворении оно выполняет функцию сказуемого.
Причастие "начавшийся" - определение к слову "вечер".
Объясняю этот момент, чтобы не было вопросов, почему я включила причастие в список глаголов. Их роль в предложениях различна.
Деепричастие имеет признаки глагола и наречия:"прощаясь держусь"
Надеюсь, читатели меня поймут и вопросов не возникнет.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. Их 13.
Ненужная, пусты, разные, контактный, полной, настойчивый,сухой, болезненна,возможную, гибкое, начавшийся,последнее, сегодняшней.
Как в списке глаголов, повторений нет, что говорит о разнообразии словаря.
МЕСТОИМЕНИЕ одно:ты.
Посмотрим ПОДТЕМЫ и распределение лексики по подтемам, что всегда увлекает меня, заставляя ещё внимательнее всмотреться в стихи.
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ определяется словами: квартира-вагон, во втором случае просто квартира (для краткости и для ритма).Слово "квартира" уместно. Купе поезда на короткое время поездки становится квартирой, местом краткого пребывания.
НАПРЯЖЁННОСТЬ ПРИ ВСТРЕЧЕ выражена словами:ненужная, пусты, обесточен, мешает, вздохнуть, полной, грудью, взгляды, разные, точки.
ДЕЙСТВИЯ НЕВОЛЬНЫХ ПОПУТЧИКОВ: сидим, говорим, умолкли, забыли.
ПОСТОРОННИЕ ЗВУКИ:звуки, колёс, сигналов.(Заполняют затянувшиеся паузы в разговоре)
ЗАПАХ ЖЕНЩИНЫ: "опалом", вином, весной,
ПЕРЕЖИВАНИЯ МУЖЧИНЫ в словах: время, мешает,вздохнуть, полной, грудью,болезнь, не прошла,предсказать , не берусь.
ЧУВСТВЕНОСТЬ И ЖЕЛАНИЕ:гибкое, тело, не сердце, хотело.
ИТОГ: вечер, последнее, дело, развития(с отрицанием "нет").
Автор великолепно передаёт сюжет стихотворения, не повторяясь в словах.
Ожидаема печаль в настроении попутчиков. Есть ли она в этом сюжете? Пожалуй, нет. Скорее удивление от того, что нарушилась гармония жарких чувств и два человека, любившие друг друга , стали совершенно чужими. Это доказала, обратив внимание на лексику.
"...автор пишет ничего не придумывая: так чувствую, так вижу, так воспринимаю,так передаю настроение..."
Виктор Пашков.20.01.2019. К стихотворению "Ночь сегодня со мной отдыхает"
http://stihi.ru/2013/06/10/4860
Может быть поэтому так впечатляют его стихи, которые хочется перечитывать.
Мелодия любви не прекращается. Снова и снова звучит она в стихах поэта, завораживая и покоряя чистотой проявления земных чувств.
Не грубость, не цинизм, не пошлость, не выдуманная откровенность эротики, а только хрустальная прозрачность и поразительная нежность автора в отношении к женщине. Эта нежность читается за каждой строкой.
А всё слова, слова, слова...
Добавлю, кроме слов, умение поэта не только записать и зарифмовать их, но и его способность дотронуться своим СЛОВОМ до сердца и заставить его, биться, переживать , волноваться так, как переживает автор стихов.
Выражаю своё восхищение лирикой настоящего Поэта, настоящего Мужчины, которому дано говорить о любви.
на острове, том, что за окном, парков нет,
но рядом их три, причём один из них, ЦПКиО центральный,
на внутригородском острове речушки под названием Битёвка,
ещё два рядом: Детский парк и парк Победы;
не надо в честь меня - Вику назвали просто Викторией.
Я люблю васильки, ромашки,
По ночам летать в небесах,
Со звездой играя в "пятнашки",
Отражаться в твоих глазах!
Звёздным ветром к тебе обратно,
Стать послушной свободе рук!
Сделать счастьем невероятность
И замкнуть свой желанный круг.
Не уснуть пока, не проснуться,
Разучилась в разлуке жить.
Нам бы встретиться – в круг вернуться,
И цветы с земли прихватить.
Другие статьи в литературном дневнике: