***
Последние зимние строчки,
изломаны тени - сюжет.
Сосульки, как звонкие точки,
Весны предвещают сонет.
Февральские вьюги, что прятки,
Стекают закатами дни,
И радуют взоры "заплатки"
Оттаявшей чёрной земли.
Вписалось солнышко мелодий
На воробьином языке
в размеры песен,
Не пародий,
Пропетых ветром вдалеке.
Помог и "лишний день" -
Он рифму
слагал,
всю важность осознав.
Сонет готов, подобен мифу -
Февраль в своём стремленьи прав.
Он, зимушку под руку нежно,
Ведёт тропой за окоём...
и шепчет - это неизбежно -
лаская золотым лучом.
Обрушился,
Как наказание,
Как радость,
От избытка сил.
Январь прочёл моё желание -
Устроил снежную кампанию,
Под утро взял и заснежил.
Ни зги не видно. Ветер носится.
Порывы бьют из-за угла.
Снег обнаглел – под шубу просится:
Согреться,
обнимать -
не ссориться,
Но за окном ночная мгла.
Сосна игольчато –зелёная
Сменила шубку от Готье.
Стежком узорным обновлённая,
До белоснежья отбелённая,
Не вычурна.
Pret-a-porter.
Преодолею расстояния -
Через сугробы напрямик.
Не отменяются свидания -
На нашем месте ожидания
Ждёт мой любимый Снеговик.
Татьяна, добрый вечер.
Да, я выбрала творчество Виктора, работаю с его стихами уже не один год. Изданы книги по его творчеству. Пишу отклики, неплохие отклики на его стихи, не просто стихи , а НАСТОЯЩИЕ стихи.
Вы, насколько я поняла, прочитав одно стиотворение Поэта, сначала его похвалили, не забыв сказать не совсем скромно о своих стихах, и вдруг пишете мне о легкомысленности его стихов, по двум прочитанным прекрасным стихам Виктора, при этом снова не забыв похвалить себя и своё патриотическое творчество. С чего вдруг неискренность, лицемерие? Виктор пишет очень много о России, болея душой за её судьбу, но никогда самоуверенно не похвалит себя, как Вы.
У меня создалось впечатление, что Вы позавидовали Поэту, предлагая мне в несколько завуалированной форме заняться Вашими стихами. Простите, но я работаю только с искренним творчеством патриота, гражданина , человека, который глубоко любит не себя, а свою Россию, порядочность которого не ставится под сомнение. Не юлит, никого не поучает, честен и справедлив,
О воспитании тоже возникают вопросы, о Вашем. Написав ему хвалебный отклик на стихотворение "Тотемная птица...", Вы как -то жалко и трусливо его удалили.
К чему лицемерие? К чему притворство? Вас этому тоже учили Ваши родители?
Да, зависть страшная вещь!
Мне жаль,Вас! Как патриотку, тоже жалею Вас. Не смотря на все Ваши потуги, Вам не пишут таких аналитических откликов.
Я думаю, Вы найдёте себе другой объект для воспитания, другие "уши" , которые будут слушать Ваши милые наставления, Ваши стихи. Вдруг повезёт и такие же отклики Вам будут писать? А я уж как нибудь сама разберусь , чьи стихи мне читать, как писать свои отклики.
Слава Богу, не маленькая.
Надеюсь, всё у Вас будет хорошо. Переживёте всплеск зависти, придёте в норму и будете также нахваливать себя, попутно пару предложений уделив кому-нибудь из поэтов сайта.
Пусть Ваше творчество уважают также, как я уважаю творчество Виктора и его самого, порядочного, честного человека.
Чтобы не переживать за меня, просто забудьте мою страничку.
Ну вот и ладушки , вот и договорились!
СЧАСТЬЯ ВАМ, ТЕПЛА, ДОБРА, РАДОСТИ , УДАЧИ, ЗДОРОВЬЯ, УСПЕХОВ, ЛЮБВИ, УВАЖЕНИЯ...
Я искала тебя вчера,
Улетая к чужому порогу.
Понимала – идти пора,
А надежда торила дорогу.
Полночь злобно давила тьмой,
Рисовала абстрактные тени.
Тротуар с ледяной каймой,
В кровь разбитые крылья? Колени?
Слышу Мунка с картины "Крик"!
Оглушило тоской - промолчала.
Незаметно в сердце проник,
Дальше шла,
Нет летела,
Шептала:
Мне б укрыться в ТВОЕЙ строке!
Не споткнуться на хлипких мосточках.
я читаю – чужие все –
не могу разобраться в их строчках.
Светлым словом прогонишь мрак,
и измучавшуюся усталость.
Время-самый серьёзный враг.
Вечность - самая малая малость.
В обаянии тишины
Нервный срыв и тоска затаилась.
но к началу моей весны
Та "метель" твоя снова
Из истории рода, фамилии Пашков.
Фамилия Пашкевич или Паскевич(Paszkiewicz)происхождения литовского.
Согласно официальному родословию, Пашковы являются ветвью шляхетского семейства Пашкевичей.
Род Пашковых происходит от Григория Пашкевича, выехавшего из Польши при Иоанне Грозном. Сын его, сын боярский, Иван Пашков написан в Боярской книге с поместным окладом(1604). ( ПОМЕСТНЫЙ ОКЛАД. норма, определяющая максимальное количество четвертей поместной земли, которой мог Пользоваться помещик при его настоящем служебном положении. Примечание автора).
Дети Григория Пашкевича написаны уже Пашковыми.
Один из его внуков-Филипп Иванович(1583-1607).
Правнук Афанасий Филиппович(1583-1607)-воевода из Мезени, в Енисейске.
Послан в новую Даурскую землю искать пашенные места и строить остроги.
(Даурская земля- район в пределах Бурятии, Забайкалья и Амурского края. Примечание автора).
Поставил Иркутский и Балаганский остроги, на озере Байкал Нерчинский острог, на Амуре Албазинский острог,
Прирастала земля великой Сибири русским народом. Не от этих ли Пашковых пошла фамилия? Не здесь ли корни рода Пашковых? Уж слишком велико совпадение.
Источник: Википедия,
Всегда нахожу время, чтобы почитать свои любимые стихи, написать отклик.
Разумеется, я говорю о Ваших стихах, дорогой поэт.
Почему-то нп хватает времени , чтобы отклониться, почитать, как давно наметила прозу Виктора Фёдоровича Потанина, стихи Сергея Есенина...
Время, наверное, ускорило свой ход?
Получилось так,что почитала Сергея Есенина и даже вспомнила при этом Ваши слова:"Есенина не то, что вспомнить не грех,а не помнить непростительно. Он наш, свой"(Виктор Пашков. Из ответа читателю)
Почему запомнились эти слова? Достаточно этой фразы-вывода:" Он наш, свой"
Но, читая его стихи о России, я не могла , просто не получается иначе, не перейти к Вашим стихам.
Всегда, много читая,выделяю стихотворения в особые группы. Даже не по жанрам, не по темам, а по их воздействию на меня. По тому, как они мнойвоспринимаются.
Только что, говорила с Вами о стихах, если можно так сказать, объединённых похожим названием "Не тает снег". Это три стихотворения, скрывающих разные мысли автора, но с одинаковым началом в первой строке.
В особую группу отношу три Ваших стихотворения, глубоко насыщенных смыслом,
сюжетно, художественно оформленных и, что мне очень важно, эмоциональных.
Я на эти стихи отвечаю ещё более эмоционально, мне так кажется. Иногда просто по -женски. "Помогает" воображение.
Доходит до того, что лишний раз хочу перечитать, но откладываю. Помню строки, но читать- впечатления больше.
Вот эти стихотворения:"Я прошёл босиком по России","Несёт по мартовским снегам" и в новой редакции "Мне, наверное , снится не будет".
Объединяет одна тема-Россия. О ней, своей любимой России пишете и как пишете!
Достаточно напомнить отдельные строки и всё становится понятно.
"А сердце вмёрзнет в краткость строчек" - строка из стихотворерия "Несёт по мартовским снегам".
"Вот тогда и болеть перестану"- из произведерия Я прошёл босиком по России".
"Сердце рвёт , а снаружи покой" - из стихоиворения "Мне, наверное снится не будет".
Не надо долго разлумывать , о чём стихи. Вот так, с внутренней болью, но внешним спокойствием о том, что тревожит с давних пор.
Только голос, а голос мне тоже слышится выдаёт волнение, глубочайшее волнение, когда произносите строки:
"...сверкает снег-темно в глазах,
и слёзы-нервыуспокоить."("Несёт по мартосским снегам").
"Под дождями, снегами, просёлком
шёл больным, обходя города,
чтобы стать просветлённым обломком
той страны,
что я помню пока" - стальная нота звучит в этих стихах. ("Я прошёл босиком по России")
Изменяется интонация в произведении "Мне, наверное, снится не будет".
Это стихотворение -раздумья. Осмысливая настоящее и возаращаясь в прошлое.говоритп о самом сложном для меня-о "внезапности", как Вы назвали когда-то "уход".
Что будет , когдая уйду?
Это только предположение, но не так давно научилась я думать об ЭТОМ, потому и воспринимаются Ваши мысли на грани глубочашей грусти, печали , тоски. Такой тоски, что "солёная тоска" проступает.
Хочется снова и снова, не важно, что болезненно, повторять строки о том,что "не забуду рассветы...", "не жалею:хотел и любил,-", о том, что "бесится вечер
рваным ветром осенних потерь..."
И все стихи об "осенней Руси", для которой хочется обновления и перемен.
Сергей Есенин писал про "отравленные дни" в стихотворении "Русь уходящая".
Разные эпохи,многое изменилось в России, но снова звучат Ваши слова :
" ... что я в этом никак не проснусь". Образно говорите о жизни, аоторая словно во сне проходит, выражая своу неудовлетворёнрость настоящим.
И опять:"Хочу видеть в пути перемены...("Я прошёл босиком по России").
Пройдут ли эти дни с "фантомами боли", по -есенински "отравленные", веры в это пока нет.
"Затихнут звуки кандалов:
погоня беглого настигнет,
а душу наболевших слов
замкнут в еврейские вериги"
Такой вывод можно сделать , исходя из содержания всех трёх стихотворений.
Тем , кто нп знаком с тремя произведениями , трудно читмть мой отклиа на них, но пишу , автот, явам, а Вч поймёте, надеюсь мои , может быть , немного сумбурные мысли о трёх Ваших ОСОБЕННЫХ работах. Грустные, а вспоминаются часто.
Вполне возможно, что читателю скажут:"Сколько можно писать по этой теме? Весна впереди! Не видит поэт положительного. Не любит Россию"
Скажу Вашими словами :"В Россию, как в страну и Родину верил, верю и буду верить, в аот тем, кто "правит", не верил, не верю и уже никогда не поверю"
(Виктор Пашков. 28.07.2019. К стихотворению "Надоело любить и
влюбляться")
Другого объяснения не требуется. Позиция зрелого, состоявшегося Человека и Поэта, который нп умеет "жить с закрытыми глазами"(слова Виктора).
Закончу словми Есенина, который видя нищету и разруху в Россиии того периода, бесконечно любил свою Родинв и пишет уже с верой в её будущее возрождение о "Воспрянувшей Руси" в стихотворении "О, Русь, взмахни крылами!"
Кто не желает видеть свою Родину могучей, а народ счастливым?
О родина, о новый
С златою крышей кров,
Труби, мычи коровой,
Реви телком громов.
Брожу по синим селам,
Такая благодать.
Отчаянный, веселый,
Но весь в тебя я, мать.
В училище разгула
Крепил я плоть и ум.
С березового гула
Растет твой вешний шум.
Люблю твои пороки,
И пьянство, и разбой,
И утром на востоке
Терять себя звездой.
И всю тебя, как знаю,
Хочу измять и взять,
И горько проклинаю
За то, что ты мне мать.
«стареют каштаны, стареют» (Виктор Пашков)
Здравствуйте, Виктор.
Не могу успокоиться после нашего предыдущего разговора, вернее, после Вашего ответа на моё эссе.
Возникли ассоциации, немного неожиданные для меня самой:
Пряха, сидя за прялкой, прядёт тонкую, кручёную, шерстяную нить. Левой рукой выдёргивает пряди очищеной, "выбитой" шерсти , а правой ловко крутит веретено, наматывая готовую для будущего вязания нить.
Не удивляюсь картинке. Часто наблюдала в своём деревенском детстве.
Но, почему она пришла ко мне?
Всё-таки нашла объяснение. Прочитав Ваш ответ на мой отклик, с помещёнными произведениями Сергея Есенина, я не могла успокоить свои бесконечные, как нить пряхи, мысли.
"Крутились" они вокруг Ваших слов и стихотворения Есенина. Перечитав, поняла, чем "зацепило" меня стихотворение Есенина "О Родина", но ниточки-мысли на этом не закончились.
Естественен переход к Вашим стихам.
Много раз читая стихи, я писала о том ,как воспринимаю выражение Ваших чувств и эмоций.
Но это была попытка проанализировать, моё оСОЗНАНИЕ стихов с точки зрения СОЗНАНИЯ, РАССУДКА, часто холодного и, в какой-то степени, расчётливого.
На первом месте стояла задача - проанализировать Ваше творение.Только потом начинала своё творчество душа.
Но как отвечало моё душевное творчество на Ваше поэтическое?
Я об этом почти не говорила.
Предшевствующий разговор направил мою ниточку - мысль в это русло и закрутилось веретено моей души, неспокойной, волнующейся и потянулись мысли к Вашим стихам.
Не думая долго, вспоминала, где прячется сердцевина(для меня) каждого стихотворения, из которой разбегаются мысли и начинает работать воображение, пробуждаются мои чувства и эмоции в ответ на Ваши.
Вспоминала многое, но приведу несколько примеров. Всё, Виктор, разве перечислишь.
Начну с малой величины, не по значению, а по количеству, простите, букв.
Сначала -СЛОВО.
Есть стихи, в которых я "запинаюсь " о слово, к нему добавляя весь текст стихотворения.
Роскошное, покорившее меня с первой встречи стихотворение "Я бархат губ твоих запомнил навсегда". Стихотворение -поэтический роман в трёх частях.
Изящность и чуственность изложения с первой строки, при этом не только "бархат губ", но и пленяющая бархатистость строк.
Может это покажется немного необычным, но "крючочек", зацепивший меня оказалось спрятался в слове "контур". Вторая строфа:
"И свет, и выделяющийся контур
на тёмном ложе неба, как живой-
звезда моя, в полёте распростёртом
Ты упиваешься далёкой красотой" http://stihi.ru/2013/06/17/2001
От слабо видимого в полумраке "контура" женского тела до "распростёртого в полёте". Неповторимая эротичность в смешении с целомудренностью высказывания!
Дальше вьётся моя ровная ниточка...
Перейду к ФРАЗЕ, ЧАСТИ СТРОКИ.
Есть такие стихи, которые увлекли парой слов.
Стихотворение "Ну, судите, - я весь перед Вами".
Меня покорила Ваша смелость, способность отрыть душу перед читателями. Не задумывались, поймут, не поймут. А может быть осудят?
Но, Вы - НАСТОЯЩИЙ, не боясь открываетесь во всей глубине своих чувств.
Эти слова, часть строки-названия "...Я ВЕСЬ ПЕРЕД ВАМИ" воспринимаю , как эпиграф ко всему Вашему творчеству. Они характеризуют Вас как Поэта и Человека.
Начало строки, "Ну , судите, ..." вносит определённый разлад в мои мысли, чувство, которое Вы не приветствуете. Вы - способны встать во весь рост и, как читала Екатерина Гусева на концерте в честь 50-летия фильма "Офицеры" отрывок из поэмы "Встань, лейтенант!" Роберта Рождественского , "наткнуться на пулю". Это и вносит особое восприятие мной всей строки целиком. Хорошо, скажу. Возникает желание защитить Вас и сказать "Не надо!"
Далее уже пойдёт следующая строфа Вашего произведения, за ней другая и в финале:
"Билось сердце в словах перед Вами,
на коленях стоял перед Ним,
но усеяна жизнь тупиками, -
тело битое,
дух невредим."
Продолжаем, теперь вспомню СТРОКУ, которая заставляет мою душу бесконечно трудиться.
Строка - название "Стареют, каштаны , стареют". Совсем не потому, что это первая строка стихотворения. Слишком много увидела я в этом, недавно совсем по-новому прочитанном стихотворении.
Его не надо заучивать, оно само "говорится". Так много Вы вложили в него личного и так умело перекинули "мостик" к моей душе.
"Прошло бесконечное лето.
Короткая осень.
Зима.
Но горечь упавшего где-то
ЗАДУМЧИВЫХ СВОДИТ С УМА."(последнюю строку второго катрена выделила я)
Надо ли комментировать эти строки ? Думаю, нет.
Поднимаемся выше. Понятно, что подошли к СТРОФЕ.
... и снова буду корчится на мартовском снегу, пытаясь увернуться от "саднящего края" сапога, бьющего наотмашь. Больно, крушатся рёбра...Выдержит ли сердце, стонущее, обливаясь кровью.,. Так воспринимаю!
Да, эта строфа тоже "сводит с ума". Вспоминается неожиданно. Трудно обьяснить , почему. Но это не мазохизм, как могут подумать некоторые читатели, ушедшие глубоко в лженауки, забывшие реальность жизни. Слишком чувствительна к боли, не только к своей.
"Стал изощрённее сапог:
нп топчет,-бьёт саднящим краем
наотмашь
насмерть
в левый бок-
под страхом смерти принимаю."
Всё стихотворение- сплошная незаживающая рана. Ваше желание образно отразить мир.
Поднимаюсь от строфы к СТИХОТВОРЕНИЮ целиком. Мои мысли -ниточки привели к Вашему чудесному, покоряющему жизнелюбием и задором, красотой Вашей "белоснежной Сибири", сюжету, изложенному необыкновенно поэтически, к одному из самых любимых мной стихотворений " Куржак". Тут же "набегают" другие, не менее любимые...
Но пока про "изящество мороженых свечей ".
"В пространстве взгляд,
сдавило грудь восторгом-
идёшь и думаешь:
откуда и зачем
Бог посылает в мёрзлый мир задворок
изящество мороженых свечей."
Дорогой автор, можно ли в кратком эссе выразить все чувства , которые вызывают в моей душе Ваши работы? Конечно, нет. Даже слово, сила и могущество которого беспредельны, не может выразить то, что испытвает она, творя неустанно. Может быть, я просто не нахожу нужных слов, таких которые подобрали Вы в своих стихах, чтобы разбудить мою душу и заставить крутиться моим непрерывающимся мыслям -ниточкам?
До встречи, Виктор.
Лана Порошина 25.02.2021 18:40
Другие статьи в литературном дневнике: