Архитектурная мастерская

Юлия Гайд: литературный дневник

"Студия 44" разработала концепцию нового международного аэропорта Ашхабада, который предполагается построить в 35 км от столицы Туркменистана. Один международный аэропорт в Ашхабаде уже есть, однако он находится практически в черте города и потому не может служить полноценным транспортным хабом для самолетов, выполняющих рейсы на дальние расстояния и грузоперевозки. Между тем, исключительно удачное расположение между Европой и Азией буквально подталкивает столицу Туркменистана к тому, чтобы стать одним из основных пересадочных узлов в этом регионе, и руководство страны приняло решение о создании новых воздушных ворот. Место для их строительства было выбрано в 35 км от Ашхабада; с городом новый аэропорт будет связан линией скоростного монорельса и автодорогой.
Над архитектурной концепцией аэропорта "Студия 44" работает вместе со строительной корпорацией "Возрождение", уже строящей несколько крупных объектов транспортной инфраструктуры в Туркменистане. Дело в том, что в Туркмении архитектурные конкурсы как таковые не проводятся, - за право реализации того или иного проекта борются компании-генподрядчики, которые и берут на себя выбор архитекторов. Так что непосредственным заказчиком концепции аэропорта для "Студии 44" является петербургская корпорация, а дальнейшая судьба проекта будет решаться уже в Ашхабаде после того, как "Возрождение" представит его администрации города и страны.
В основу проекта положены национальные туркменские узоры - восьмиконечная звезда Огуз-хана и гёли (основные элементы композиции знаменитых туркменских ковров). По словам главного архитектора проекта Антона Яр-Скрябина, это не просто дань уважения культуре и наследию Туркменистана, но обязательное условие проектирования новых объектов в этой стране - архитектурный образ каждой новостройки обязан впитать в себя богатейшие местные традиции по созданию завораживающих своей сложностью и красотой орнаментов. О том, насколько важны для туркменов эти символы, можно судить хотя бы по тому, что все пять национальных гёлей изображены на государственном флаге страны, а образованная двумя квадратами звезда служит ее гербом.
Образ ковра-самолета пришел архитекторам в голову практически сразу, как только они начали работать над проектом аэропорта. Трудно спорить с тем, что этот сказочный вид транспорта как нельзя лучше отражает и функцию объекта, и едва ли не самую известную "валюту" Туркменистана - создаваемые здесь фантастически роскошные и дорогие ковры. В общем, оставалось только придумать, как обыграть его в облике нового аэропорта. Конечно, можно было "бросить" ковер на площадь перед пассажирским терминалом или даже стилистически воссоздать гёли между взлетно-посадочными полосами, но архитекторы выбрали более сложный путь - яркое ковровое полотно было трактовано ими как кровля основного здания аэропорта.



Другие статьи в литературном дневнике: