Хайку и танка

Александр Беличенко: литературный дневник

Хайку – двучастный литературно-картинный жанр, количественно стремящийся к форме 5-(7-5), (5-7)-5 или 5-(7)-5, теоретической сущностью которого является создание элементарных (или предельно лаконичных) живых (или саморазвивающихся) систем образов. (И.А.Шевченко) http://www.stihi.ru/2012/08/25/946
«По классическому канону, танка должна состоять из двух строф. Первая строфа содержит три строки по 5-7-5 слогов соответственно, а вторая – две строки по 7-7 слогов. Итого получается пятистишие в 31 слог. Это то, что касается формы. Обращаю ваше внимание, что строКа и строФа – разные вещи.
Содержание же должно быть таким. Первая строфа представляет природный образ, вторая – чувство или ощущение, которое вызывает этот образ. Или наоборот.» (Элена Элк)
Что в хайку?
1) предметность,
2) правдоподобность (в каком-то смысле объективность) и естественность,
3) предельная лаконичность (а не твердость формы),
4) композиционность (смысловая двучастность), одна часть которой связанна с природой, и ритмическая трехчастность,
5) отсутствие смысловой досказанности,
6) отсутствие досказанных мостов в прошлое,
7) вариативность,
8) безличность и бесцветность,
9) отсутствие даже скрытых метафор, персонификаций, каламбуров и диалогов,
10) отсутствие рифмы,
11) эффект мгновенного присутствия (или настоящее время глаголов, незавершенность действия),
12) положительный вектор.
(И.А.Шевченко)
http://www.stihi.ru/2011/05/09/3818
Хайдзин.РФ
Командная ренга
Командная ренга - сетевая поэтическая игра, основанная на традиционных правилах классических японских ренга. Каждая такая творческая акция играется на своих, заранее оговоренных, условиях. В игре участвуют несколько команд, состоящие из пяти и более хайдзинов. Классические японские традиции и современный опыт коллективных стиховых цепочек не знают такого принципа и такого большого числа авторов, поэтому можно говорить об этой игре как об уникальном мировом опыте.
Отметим также, что существуют смысловые различия терминов «рэнга» и «рэнку», однако в русскоязычных опытах прижилось скорее слово «рэнга», а то и «ренга», оно склоняется и вполне обрусело.
Жанр японской поэзии нанизанных строф традиционно носит название рэнга. Рэнку - термин, обозначающий рэнгу, созданную по принципам великого мастера Басё. Цепочка рэнку обычно пишется двумя авторами и более в течение одной сессии (итидза, «сидения в единении»), поэты поочерёдно и индивидуально сочиняют строфы, а компоновка их поручается судье (хидзаокори). Иногда стихи выбирают с помощью дэгати - «подчинения в состязании», когда все участвующие поэты создают по строфе, но только одну из них включают в рэнку.
(Джон Э. Кэрли)
Необходимые формальности.
· Общее название стиха в рэнку – хираку
· Современные рэнкудзины называют длинный стих тёку
· Короткий стих – танку
Последовательность «связи и смещения» такова, что определённые строфы имеют свои особенности. Первый стих, хокку, должен быть полностью оригинальным. От хокку ведёт своё начало форма хайку. Второй стих, вакику, связан с предыдущим, хокку, но отталкиваться в «смещении» ему не от чего. Третий стих, дайсан, - первый в цепочке, который может продемонстрировать как связь, так и смещение. Напротив, последний стих, агэку, должен подвести движение к завершению так, чтоб не осталось впечатления неопределённости и «висящих хвостов» смысла. Эти требования означают, что честь завершения рэнку обычно предоставлялась наиболее уважаемым участникам. В идеале они должны были быть самыми искусными поэтами.
Прекраснейшее безмолвие
Безусловно, эта сложнейшая поэтическая форма требует тщательного изучения. Но настоящий талант рэнкудзина - не в том, чтоб неукоснительно придерживаться правил и даже не в мастерстве создания своих стихов рэнги, а скорее в сотворении «прекрасной тишины, чреватой жизнью», которая должна чувствоваться между строф. Рэнку – итог совместного творчества, глубочайшая сила которого в том, что не сказано.
© John E. Carley
Перевод © Широки Мируками
Нанизанные Строфы (Ренку). Жанр японской поэзии нанизанных строф традиционно носит название рэнга (ренку).
Это такой стишок, состоящий из трёх строчек, а в строфах количество слогов: 5 - 7 - 5. Причём тот,кто продолжает ренку, начать должен с последней строфы предыдущего автора.
Поиграем?
в утренней неге
---------------замерла кисть сирени


у твоей щеки
продолжим:
---------------разлиты ароматы
соблазном мечты
---------------и благоуханием


сердце пленяешь



Другие статьи в литературном дневнике: