Шура это не просто Саша, а ещё иШура – это не просто Саша, а еще и арийские названия древних рек северо-запада России. Так почему же – Саша, а также Маша, Паша, Наташа, Глаша, Даша, Нюша, Параша? Видно, что эти древние имена возвращают нас в период реального полногласия еще праязыка, где бытовали детские: ма-ма, ба-ба, та-та, бо-бо, ва-ва, на-на, ка-ка, бай-бай и пр. В просторечии эти имена, преодолев тысячелетия, дожили до нашего времени. В городской же элите стали появляться современные заимствования у дальних и ближних соседей, которые народ всегда имел, чем их заменить. Вопрос остается открытым – сто;т ли что-нибудь за именем Шура? Если оно настолько значительно, что стало почти самым распространенным на Руси, то, может быть, в нём заключён определённый смысл. Причём, помним, что Шура – это и мужское имя. Может быть, ст;ит поискать этот смысл в топонимике России? И на карте Европейской части России легко обнаруживаются реки Шура, а также, кстати, и Сура. При том, учитывая большую плотность и других индоарийских названий рек и озер в центральной и северной части России, можно без сомнений предположить, что и название Шура – того же индоарийского корня. На тему индоарийской топонимики на этой территории у меня более десятка статей, выложенных в подборку канала «Индоарика России». А, ушедшие 4,5 тысяч лет назад с Русской равнины арии, сохранили в санскрите такое имя. У ариев Шура (/;;ra/) означало – герой, воин, а также царь из династии ядавов отец Васу-девы (бога\царя Васу) и дед Кришны. Предки арьев поэтому и давали рекам его имя. Оно, в силу лингвистической и генеалогической близости ариям предков русов, влилось в русский именослов. Кстати, Васу – на санскрите означает "добрый, добрый царь". Не этот ли же смысл заложен и в еще одно распространенное русское имя Вася, Васюня (одна из форм его в санскрите – Васуна). Причем, обратим внимание, что одна речушка Шура находится в Белозерье, между озерами Белое и Воже в Вологодской области, о которых я упоминал в предыдущей статье. Там была выявлена древняя культура Веретьё европеоидов, отдельные представители которой датированы временем в 11,5 тысяч лет назад. Также название реки Сура наполнено вполне понятным смыслом в санскрите – бог, божество, мудрец. Получается, что традиция простых имен с окончанием на "а" идет еще с глубокой древности, из языка бытовавшего тогда на территории Восточно-европейской равнины. Для сравнения достаточно увидеть многочисленные названия рек и озер Важа, Вега, Вага, Нара, Шура, Сура, Унжа, Кема, Кама, Корба, Сеза, Совза, Лача, Онега, Кумжа, Нюва, Охта, Вагеша, Тиша, Паша, Моша, Мурга, Молога, Касага, Волга (Вологодская обл.), Нерьма, Кубена, Сима, Сухона, Шогда, Тигода, Вычегда, Чагода, Двина, Десна, Вишера и пр. Впрочем, та же традиция с сохранением в существительных окончаний "а" осталась неизменной и в санскрите. Так или иначе, несмотря на внешний «русский» вид некоторых перечисленных топонимов Вологодской и Архангельской области, их древние смыслы удается разгадать только с использованием древнеиндийского языка. Кстати, Белое озеро Вологодской области не единственное озеро с тем же смыслом. Там же на северо-западе разбросано семь озер по имени Ситозеро – от Архангельской области, Карелии и до Вологодской области. Также в том же регионе и в Тверской области имеются две реки Сить. На санскрите же Сита означает – белый. Теперь немного из сравнительного языкознания. Как, например, древнерусское обозначения солнца "Коло" – превратилось в латинское "гало". Сравнительное языкознании, удобно тем, что при внимательном анализе можно видеть пути движения языков. К слову, историкам могла бы быть понятна та или иная концепция, объясняющая взаимосвязи языков, но только в случае прозрачной картины их миграций. Но читая иные лингвистические опусы, проще их не читать, чем пытаться понять их смысл. В этом плане, историкам даже не надо разбираться в перипетиях изменения согласных от языка к языку, что происходило в прошлом. Лингвистами уже разработаны определенные правила, руководствуясь которыми можно в принципе даже приходить к выводам, способным и историкам оказать заметную помощь. Между прочим, если рассматривать глаголы английского языка, что я раньше уже отмечал, то, на удивление, они в большинстве сохраняют хотя и дальнюю, но отдаленную связь с языком основой. Можно даже в таком общеизвестном глаголе как have (иметь) такую связь увидеть. Др. англ. habban "владеть, завладевать", от ПИЕ корня *kap- "хватать, схватывать". Не связано с латинским habere, несмотря на подобие формы и смысла; латинское родственное слово capere "схватывать". Во всех этих связях легко видится современные русские хап-ать\цап-ать. К слову, сам по себе протоиндоевропейский корень является гипотетическим. И где его истоки, не знает никто. Но мы –то имеем право догадываться. Главное, что начальный в корне согласный звук «к» - это согласный еще праязыка, который в русском языке до сих пор сохранился. На удивление также, сам язык-основа так называемой индоевропейской лексики наиболее чист и последователен в древних формах русского языка – в нем сохранились в наибольшей чистоте согласные праязыка. Что отмечают серьезные исследователи. Я писал недавно, но не грех и напомнить, о наблюдении А. Зализняка по поводу отсутствия смягчения («второй палатализации») согласных в берестяных новгородских грамотах. Он приводил примеры результатов смягчения согласных " K;ly " – "целый", " К;на " – цена, " Kьркy " - "церковь", показав, что в новгородском диалекте русского языка вторая палатализация не произошла. И сохранение в нем согласного k(к) в начальной позиции корня – это фирменный знак этого древнерусского диалекта. Что подтвердили берестяные грамоты Новгорода. То есть язык Приильменья еще близок был к праязыку. И, видимо, тем самым праязыком и был. Видимо, его А. Залзняк называл древненовгородским диалектом. У пришедших позже на север славян вторая палатализация имела место в полной мере. Так или иначе, образец живой речи новгородцев был запечатлен на бересте, и был лишен всякого церковнославянского влияния. Потому и сохранились на письме важные праязыковые архаизмы, которые в других славянских диалектах уже не встречались.. Если вести речь об английском языке, то в нем ни о какой второй палатализации почти не может быть и речи. Но там, уже на берегах туманного Альбиона, согласные испытали не только славянские смягчения, но и германский слом. Этот слом выразился у западных лингвистов определением – сдвиг согласных по закону Гримма и Вернера. Для примера возьмем, скажем, слово "гало", обозначающее светящийся круг вокруг солнца или луны. Редко кто догадается, что происходит оно о древнерусского слова. Но пройдя долгий путь чрез другие языковые воздействия, оно вернулось к нам в том виде, в котором сегодня полноправно уже присутствует в словаре русского языка. Кстати, английские этимологи не знают не только его этимологию, но и откуда это слово взялось вообще. Судите сами: Короче говоря, какой-то круг, откуда-то взявшийся. Нам здесь можно обратиться к закону Гримма, его первому акту, где говорится о «переходе (на определённом позднем этапе) индоевропейского глухого взрывного в германский глухой щелевой: k;h». И возвращая на прежнее место звук (букву) К в слове halo, получаем на латинском ли этапе, на греческом ли, исходное, видимо, еще праязыковое – "коло". А наше древнерусское Коло – это было и Солнце, и круг. Отсюда и колесо, и коловорот и колея и пр. И тут можно вспомнить об искусственном разделение в лингвистике на языки групп кентум и сатем. Полагается, что к востоку от ядра праязыка говорили сто/сатэм, а к западу (на латыни) - «кентум». В этом плане возникают вопросы об отношении древнерусского языка к этой проблеме. Дело в том, что в нем именно двойственность и наблюдается. В нем присутствуют как проявления кентум, так и сатэм. Прямой пример рассмотренное слово "коло", которое изначально обозначало солнце, от славян оно приняло свой современный вид. Если же считать латинский язык носителем кентум, то в нем солнце не должно иметь вид sol. Но получается, что латинское sol – это усеченная форма древнерусского коло с трансформацией к;с (коло;sol-o). Так кто здесь кентум, а кто сатем? Впрочем, судя по карте разделительной линии, именно на русской равнине это надуманное разделение и произошло. Что еще больше утверждает в мысли, что отсюда, от ядра праязыка, условно - ПИЕ языка, и шло направленное движение его носителей – ариев на восток, предков будущих русов на запад. Вот и в английском языке слово колесо например, имеет вид wheel. А в Old English имело вид hweol. И закон Гримма показал, что изначальным был звук k. То есть kweol. Лингвисты пишут, что слово kweol произошло от ПИЕ (праиндоевропейского) корня *kwel- (1) "кружиться, вращаться". Так что, ясно, что согласные слова "коло" на первом этапе еще остались неизменными, а гласные претерпели закономерные изменения, что происходило всякий раз при образовании нового языка. Впрочем, и ряд английских вопросительных местоимений Who (кто), whom (кому), what (что); where (где), how (как- hu), и другие стоят того, чтобы о них сказать отдельно. Невзирая на начальную "w" в современных формах этих местоимений, вспомним, что в так называемой древнеанглийской форме на первом месте стояло "h" и сочетание имело вид: "hw". Who – hwa, (кто), Whom – hwam (кому), What – hw;t (что) How – hu (как) When – hwonne (когда). Все ведут происхождение от ПИЕ корня *kwo- . Так что, переход "k;h" – обусловлен тем самым германским влиянием, и обозначен законом Гримма Причем только в русском языке этот корень сохранился в неизменном виде. Это невнятно "дабл ю" (W) вместо прежнего полноценного праязыкового возникло в германской группе языков при перемещении носителей праязыка от его основного ареала. На этом пока все. С уважением, Борис Новицкий © Copyright: Любомирская Лидия, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|