Предки индоевропейцев.

Любомирская Лидия: литературный дневник

Предки индоевропейцев - разрыв "этнического поля" индоевропейцев во II тысячелетии до нашей эры
Автор - История и культура Евразии
https://dzen.ru/a/ZGBUCEMdjCCZF0B9
Цикл статей о происхождении индоевропейской языковой общности
История и культура Евразии
Европа в первой половине II тысячелетия
Первая волна протоиндоевропейцев покорив Британию, вобрав в себя местные сообщества и достигнув Атлантики оседает к 1800 году до нашей эры. Это отмечается наличием за этот период трупоположения вместо трупосожения.


Эта культура металлургов и пастухов мирно сосуществовала с соседними культурами. Скорее всего она является очагом развития протогерманских племён.


Так изображает нейросеть оседлого протоиндоевропейца II тысячелетия до нашей эры
Однако протогерманцы хоть и жили в мире с соседями, но не расслаблялись. Их поселения из 20-30 человек окружены рвами, валами и частоколом. Опасались они не прежних насельников - мирных рыбаков и земледельцев. Боялись своих же кочевых сородичей, которые частью продолжали кочевать за своими отарами и стадами. А попутно, если что плохо охранялось, могли и ограбить.


Зато у них в поселениях часто появляются купцы с юга и с севера. Их украшения и бронзовые орудия пользуются среди торговцев большой популярностью.


Сеть поселков протогерманцев становится нитью Ариадны по которой вполне безопасно передвигаются торговые люди. Это и станет первым вкладом, который внесли индоевропейцы в общемировое развитие.


Особенно оживлённая торговля идёт по Дунаю. По нему, в центр, на север и запад Европы идут изделия из Эллады, Малой Азии, Северного Причерноморья, с Кавказа, Ирана, юга Туркмении и Египта. С севера Европы, с Балтики плывут янтарь, пушнина, бронзовые изделия.


Не зря, за этот участок в эпоху Великого (но не первого) переселения народов будут идти жестокие сражения. Так, лангобарды потеснят отсюда герулов, которые держали эту транспортную коммуникацию в своих руках.


Герулы - скифо-сарматские кочевники, которые стали викингами
История и культура Евразии
25 апреля
Подунавье и Северные Балканы оказались и громадным "этническим котлом". А также коммуникационным хабом, где протоиндоевропейцы могли обмениваться технологическими новинками. Связано это было с удобством этих земель для кочевников-туранцев, которые уже освоили езду верхом на лошади. А это существенно расширило скорость передвижения.


Собирателями знаний в разных областях была особая каста, которая не занималась производственным трудом - Друиды. Постепенно, кроме информационных функций они взяли на себя и отправление религиозных обрядов. Хотя богов они могли придумывать сами. Как было например в случае с богом даков - Залмоксисом. Который был просто хорошим врачевателем, которого сделали местным богом.


Таким образом, индоевропейцы вместе с египетскими жрецами внесли в копилку человечества еще один вклад - создали слой интеллектуалов. Это будет существенно отличать индоевропейцев от других европейских народов, где в почете только меч, серп и молот.


Ближний Восток и Индостан в первой половине II тысячелетия
В начале II тысячелетия Великая Река в Средней Азии окончательно пересыхает. Остатки оседлого населения уходят на юго-запад - в Малую Азию. Поближе к коммуникационным хабам.


Этих пришельцев зовут хеттами. По имени города Хаттусас, который они захватили в районе современной Анкары. Местные называют их несситами. Как они называли себя сами уже никто не помнит.


Хатты Анатолии и Хетты - разные этносы, которых сплела историческая судьба, как таджиков и узбеков
История и культура Евразии
24 января
Другая часть индоевропейцев уходит в земли современного Пакистана, где живут индоарии. Но там земли мало. Им приходится продвигаться на северо-запад современной Индии. Куда они принесли священные тексты Вед. За что получили название - ведических ариев.


Третья часть ушла на территорию современного Ирана. Который получил своё название по их этнониму - Ариана. То есть страна ариев. В начале I тысячелетия здесь также будет сформирована стройная религиозная структура Авесты.


У каждой из этих частей некогда единого народа будет свой исторический путь. Они создадут организованные общества имперского типа. Хетты попытаются взять в свои руки торговлю между Индом и Европой. Из-за чего вступят в противоборство с Египтом.


Иранцы будут объединять вокруг себя местные племена. Пытаясь создать единое государство, в котором главным будет религиозная принадлежность, а не этническая. Что конечно для того времени будет прорывом, позволившим Ахеменидам покорить огромные территории.


Ведические арии наоборот поделятся по кастам брахманов, кшатриев и вайшьи. А неиндоариев назовут шудра - то есть нечистыми. Это будут самые угнетаемые слои населения. Между прочим такой расклад вызовет ненависть к ведическим ариям со стороны окружающих народов. И даже потомков первых переселенцев из Средней Азии, которые были не такими ультраправыми и мирно жили с соседями. Но ведические арии победят их с помощью боевых колесниц. Все это будет отражено в эпосе "Махабхарата", где будут бороться двоюродные братья Пандавы и Кауравы.


В результате этих индивидуальных телодвижений исчезло ощущение единства индоариев. Оказалось, что каждый тянет одеяло на себя. ЕС или СССР прошлого распался на отдельные очаги индоевропейской цивилизации. А это сразу отразилось на его обороноспособности.


Ямники
Около 1750 года до нашей эры европеоиды-кельтименарцы помогли ранее пришедшим из Средней Азии индоевропейцам окончательно прорвать сеть укреплений великанов-трипольцев. Те частью покорились, частью ушли в Прикарпатье.


Что интересно, в славянских былинах упоминания об этих великанах-трипольцах остались как о богатырях. Одним из таких например был Святогор - «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». И живущий на высоких Святых горах. В русском эпосе образ Святогора считается древнейшим, и не связанным с былинными русскими богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алёшей Поповичем.
Как бы там не было, но крепкие сибиряки вместе с среднеазиатскими индоевропейцами стали контролировать Поднепровье. Их актуальное на тот момент вооружение в виде боевых колесниц позволяло им это делать.


Постоянная экспансия на запад вымела из Западной Сибири практически все европеоидное население. Примерно, к 1500 года до н.э. исчезают захоронения с колесницами, что говорит о том, что все славные представители Андроновской культуры ушли.


В то же время, генетический дрейф в виде генома европеоидности в Западной Сибири остался. Хотя и постоянно размываемый монголоидами. Отсюда и постоянные выходы из глубин Сибири половцев (то есть со светлым цветом половы-пшеницы) как их называют славяне. Но местные тюрки до сих пор таких зовут Сары (то есть желтые). Поэтому, несмотря на мой скептицизм в этом вопросе термин Сибирские русы оправдан. Они действительно есть - не как историческая общность, а как популяция в составе сибирских этносов.
На юг, андроновцы идти не могли. Там были, усилившиеся за счет овладения верховой езды туранцы. Поэтому, соединиться с андроновцами, которые ушли в Среднюю Азию, еще в III тысячелетии не получилось. Вся активность андроновцев пошла на запад.


Покорив Поднепровье, андроновцы накопили там сил. И примерно в 1400-х годах устремились в тучные земли Эллады, Центральной Европы, где уже мирно торговали ранее пришедшие индоевропейцы. За этот период там зафиксированы насыпные курганы, так характерные для степняков. Так началось Второе Великое переселение народов. Андроновцы, где силой, где миром стали проникать в чужие земли. Все это вылилось в покорение ими Минойской цивилизации, через посредничество которой так хорошо торговали индоевропейцы-троянцы. Началась Троянская война.


Между прочим, андроновцев отличало от других этносов то, что они предпочитали гребные суда. А не мачтовые. Точно, также как викинги.


Минойская цивилизация - та, где хотел бы жить, даже человек XXI века
История и культура Евразии
18 января
А на западе андроновцы достигли Британии, где их уже знаю как бриттов. Так началась летописная и довольно хорошо известная история индоевропейских этносов.


Бритты - копирайтеры прошлого, умевшие делать всё, что умели другие этносы
История и культура Евразии
21 февраля
Образование согдо-хорезмийской общности
После окончательно высыхания Великой реки, часть её притоков ушла в Аральское море. Которое наполнилось и оживило сухую степь вокруг.


Примерно в 1250х-х годах сюда стали уходить последние остатки тех протоиндоевропейцев, все не желавших уходить с родных земель. Но здесь уже их ждали кельтеминарцы-европеоиды, давно освоившие эти места для своих охотничьих угодий.


Воевать индоевропейцы не стали. Европеоидам оставили их озера, а сами стали селиться по рекам - в нижнем течении реки Мургаб (Маргиана), среднем течении реки Амударьи (Бактрия), долине реки Зеравшан (Согдиана), Ферганской долине в верховьях реки Сырдарьи.


Технологически развитые и трудолюбивые индоевропейцы быстро освоили эти земли, превратив их в цветущий край. Успешно торгуют излишками производства с соседеями-европеоидами и туранцами. Те продают им руду, скот и рыбу. Так возникает общность которая приведет к формированию согдо-хорезмийского этноса.
Автор - История и культура Евразии
https://dzen.ru/a/ZGBUCEMdjCCZF0B9



Доиндоевропейские народы Европы
Автор - Dingir dingirra
https://dzen.ru/a/YOIPoHFva0capcTo
Археологические культуры Европы 2 тыс. до нашей эры
Пеласги
Пеласгами греки называли догреческое население своей страны. Это имя неоднократно упоминается греческими историками. В первые они упоминаются в Илиаде, где выступали союзниками Трои. В Одиссее они упоминаются как народ Крита. Чаще же всего под страной пеласгов упоминают Фессалию. Геродот писал о том, что пеласги населяют остров Лемнос, а в древние времена всю Грецию:


Что до эллинского племени, то оно, по-моему, с самого начала всегда говорило на одном и том же языке. До своего объединения с пеласгами эллины были немногочисленны. Из такого довольно скромного начала они численно возросли и включили в себя множество племен, главным образом оттого, что к ним присоединились пеласги и много других чужеземных племен. Итак, по крайней мере до соединения с эллинами, как я думаю, племя пеласгов, пока оно было варварским, так никогда и не стало значительной народностью.


Геродот писал что греки заимствовали у пеласгов некоторые древние культы. Про язык пеласгов он пишет следующее:


На каком языке говорили пеласги, я точно сказать не могу. Если же судить по теперешним пеласгам, что живут севернее тирсенов в городе Крестоне (они некогда были соседями племени, которое ныне называется дорийцами, и обитали тогда в стране, теперь именуемой Фессалиотида), и затем — по тем пеласгам, что основали Плакию и Скиллак на Геллеспонте и оказались соседями афинян, а также и по тем другим городам, которые некогда были пеласгическими, а позднее изменили свои названия. Итак, если, скажу я, из этого можно вывести заключение, то пеласги говорили на варварском языке. Если, стало быть, и все пеласгическое племя так говорило, тогда и аттический народ, будучи пеласгическим по происхождению, также должен был изменить свой язык, когда стал частью эллинов. Ведь еще и поныне жители Крестона и Плакии говорят на другом языке, не похожем на язык соседей. Это доказывает, что они еще и теперь сохраняют своеобразные черты языка, который они принесли с собой после переселения в эти.


Здесь упоминается народ тирсенов, так греки называли этрусков. По сей день Италию омывает Тирренское море. Под словом Крестон, многие подразумевают город Кратон в Италии. Тогда все встает на свои места. Этруски находятся в Италии, а севернее них живут пеласги. Тогда пеласги это народ севернее этрусков. Возможно греки вытеснили их в Италию. Однако не все так просто. Геродот ранее упоминал о пеласгах на острове Лемнос. На острове же Лемнос была найдена лемносская стела. Она повествует о крушении корабля. И написана она на языке ближайшем к этрусскому. Откуда же она попала на Лемнос? Скорее всего это произошло в процессе торговли между Элладой и Расенной. Является ли это доказательством связи между этруссками и пеласгами. Да, является доказательством связи догреческого населения Лемноса с этрусками. Несомненно Лемнос был населен народом ближайшим к этрускам. Распространять же такую трактовку пеласгов на всю Грецию преждевременно.


Более того в эпоху народов моря упоминается о нашествии народа пелиштим на Иудею. Они обосновались там и создали город Газа. С тех пор местностью вокруг неё именуется Палестина. Пелиштим также могут быть пеласгами.


Минойцы
В отличие от пеласгов минойцы изучены куда лучше и в науке существует концепция объясняющая их отношение к грекам. И так в самом начале 20 века на острове Крит был раскопан Кносский дворец. Вернее не совсем это дворец, но об этом скажем чуть позже. Удивил он исследователей в первую очередь своими размерами-до пяти этажей в высоту. Пичем кносский дворец очень большой, по виду похожий на либиринт, с внутренними атриумами. Во вторых во дворце были колонны, канализация и водопровод, что говорит о высоком уровне цивилизации, его построившей. Внутри он был отделан фресками с изображениями жриц, моря, игры с быком. Тогдашние фрески сильно обломились, а колонны и вовсе выцвели. То как дворец выглядит сейчас это дорисовка и раскраска 20 века нашей эры. Все это навеяло мысль о дворце царя Миноса из греческих мифов.


Вскоре на Крите было найдено еще несколько таких дворцов. Были откопаны поселения вокруг них. Археологическая история Крита начинается с 3600 годов до нашей эры. Крит стало местом куда переселились люди из Анатолии. Они же создали Кикладскую культуру. Строительство дворцов фиксируется с 1900 до нашей эры. В это время греки только начали продвижение на юг Балкан, следовательно дворец построили не они. Стало понятно, что эта та высокоразвитая цивилизация, которую греки могли упоминать под именем Атлантиды. Так Платон в 5 веке до н.э. говорил об идеальном государстве. Сам же он почерпнул свои знания у египетских жрецов. Которые были с критянами знакомы, они их называли кафтиу. Критяне приплывали в Египет в торговых целях, позаимствовали у египтян колонны и приемы живописи.


Критяне не только умели строить дворцы, но и создали свою письменность. Для своего времени очень высокоразвитую, начавшуюся с иероглифов и выросшую в стройную систему. Это отдельный, ныне забытый вид письменности, имевший целое семейство алфавитов. Так из иероглифов родилось минойское письмо. Её называют линейное письмо А, потому что строки отделялись друг от друга линиями. Из минойского кипро-минойское, из кипро-минойского кипрское. Поскольку в дальнейшем критяне будут завоеваны греками, они заимствуют у минойцев и письмо. Так возникнет линейное письмо Б. Его греки будут использовать в микенский период до дорийского вторжения. Позднее оно будет забыто. Линейное письмо Б расшифровал Майкл Вентрис, он же хотел расшифровать и А, однако разбился в автокатастрофе. Не удается нам понять, что это за минойский язык. Слишком мало слов можно идентифицировать. А главно тексты не с чем сравнивать, родственных языков все равно не осталось. Памяти Майкла Вентриса посвящаю эту статью.


Настало время рассказать о минойской религии и о том, что такое критские дворцы. Минойская религия это то что называется религиозный матриархат. Не в современном понимании этого, слова а в древнем, архаичным. Такой матриархат у басков в их древней религии. Это не когда женщина выполняет роль мужчины и возглавляет страну, это когда женщина выполняет роль женщины и ей отводится главная роль. Это не женщина-царь, и не женщина-воин, а женщина-земля. Ныне забыта эта роль. Менеджер в магазине на нее точно не подойдет. Религия минойцев это культ Богини матери, затмивший собой остальные культы. Это поклонение женщине-роженице символизирующей плодородную землю. Это культ рождающей природы. Он встал на центральное место, затмив остальные культы, в том числе Бога-отца. Он там тоже есть и на картинке выше изображен. Там целых два божества. Богиня символизирующая женское начало и змеи символизирующие мужское начало. Она крепко держит их в своих руках, символизирую единство бытия. Также в роли бога у минойцев выступал бык. Здоровый сильный создатель. Игры с быком, это приручение этой необузданной силы. А вообще зачем минойцам Бог? Они не с кем не воевали, могли только морские набеги устроить. Просить все равно не о чем. Дворцы же это не дворцы, а храмы. Открытые, без ограды, места сбора людей. Там проводились религиозные церемонии и жили жрецы. Вот ради богов их и строили.


Во такая была интересная цивилизация. Жаль только в 1450 году до нашей эры случилось извержение вулкана на острове Фера или как его еще называют Санторини. Остров накрыло цунами, затем пеплом. Дворцы пришли в упадок. А следом высадились ахейцы, и от минойцев не осталось и следа. В культуре, а в генетике от них осталось больше половины греков.


Талайоты
Во втором тысячелетии до нашей эры на Балеарских островах, что к западу от Испании, а именно на островах Менорка и Майорка, возникла Талайотическая культура. Талайот-мегалит бронзового века на островах. Они представляют собой круглые каменные башни. Талайоты создавались как с целью хранения урожая, так и в культовых целях. Помимо самих талайотов, их создатели построили примитивные города. Это была бесписьменная цивилизация эпохи бронзы, не оставившая после себя никаких упоминаний кроме своих построек. Чтобы понять кем были эти строители, нужно двинуться дальше в Средиземноморье.


Нураги
В древнейшие времена острова Сардиния и Корсику населяли народ корсы. Название которых надолго пережило их самих и сейчас обозначает данный остров. Ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, Сардиния изобиловала мегалитическими сооружениями. В это время на Сардинии существовали развитые культуры Арцакена и Оциери. Вистории этот период выделяют как донурагический. В конце 2 тысячелетия до нашей эры на территорию Сардинии совершили переселение народ балары. Они принесли с собой нурагическую культуру. Нураг, или нурага— тип мегалитической башни, распространённой на острове Сардиния со второй половины II тыс. до н. э. и до VIII столетия до н.э. Нураги по своей структуре аналогичны талайотам. Очевидно они и созданы народом входившем в талайотическую культуру. То есть переселившемся с Балеарских островов или Испании. Однако они превзошли строителей талайотов. Это видно как по количеству, так и по сложности построек. Нурагическая культура на Сардинии невероятно расцвела, всего было построено около 7 тысяч нурагов. При этом остров населяли не только балары, но также корсы и иолаи. Эти народы по-всей видимости были вовлечены в культурный обмен, прибывшими племенами баларов. В дальнейшем они унаследовали нурагическую культуру. Сардиния долгое время не была покорена римлянами. Еще в начале нашей эры укрывшиеся в центральной части острова балары оказывали завоевателям сопротивление. В дальнейшем, с распространением христианства, они перешли на итальянский.


На каком же языке говорили создатели нурагической культуры. Остаки его можно найти в современном сардинском диалекте итальянского языка. Приведем некоторые слова с похожими в других языках. c;stiche 'разновидность клёна'c;curu 'верх'; ср. cucuredhu 'вершина', 'курган', и др. gi;garu (кампиданский диалект)-охотничья собака' (ср. баск. txakur?), gol;sti-остролист' (ср. баск. gorosti), sechaju-годовалый ягнёнок' (ср. баск. zekail), zerru (галлурский диалект)-свинья' (ср. баск. zerri), b;ga 'луг', b;cu 'каньон' garr;pu 'каньон' giara 'плоская возвышенность'm;ntza 'источник' / 'manantial' / 'источник'. piter;ca, boturinu, terighinu-путь, tzaurra- 'проросшее зерно'; intzaurru-проросшее растение'araminzu, oroddasu — Cynodon dactylon ('название травянистого растения')arbutu, arbutzu, abrutzu — Asphodelus ramosus . Вероятнее всего нурагический язык состоял в родстве с иберийским. Впрочем сами балары также переселились с Иберии.


Торреанцы
Культура торре — археологическая культура, существовавшая на о. Корсика. Название культуры происходит от одноименных башен, характерных для данной культуры, которые начали сооружаться на юге Корсики в эпоху бронзового века начиная с 1800—1600 г. до н. э. Однако культура торре уступала по своему развитию культуре нурагов. А к первому тысячелетию до нашей эры она и вовсе исчезает. Заместо этого на Корсике обнаруживаются множество мегалитов несвойственных Сардинии. В первую очередь они изображают местных божеств.


Иберы
Реконструкция
Иберы-древнейшее население Испании наряду с тартесийцами. Существовали там еще с бронзового века. Вероятно являлись родственниками баларов, после прихода кельтов были оттеснены на восток, в сторону средиземноморского побережья. Находились в состоянии активной торговли и культурного обмена с финикийцами и греками, заимствовали у них алфавиты. Позже, к началу нашей эры были ассимилированы римлянами, составив прото-испанское население. Насчет связи с басками выдвигаются различные гипотезы.


С одной стороны фонетический строй языков совпадает, также хорошо видны совпадения в числительных. С другой стороны других совпадений маловато для выявления близкого родства. К тому же во времена иберов баски жили севернее чем сейчас, на территории Франции. Во времена франкизма баско-иберская гипотеза подвергалась критике. До сих пор она не утверждена в научных кругах окончательно.


Интересно, что Гай Юлий Цезарь писал о сходстве языка иберов с языком пиктов. При этом сами пикты на латинском означают раскрашенные и так могли называться племена кельтов.
https://dzen.ru/a/YOIPoHFva0capcTo
Автор - Dingir dingirra




Другие статьи в литературном дневнике: