Вотчина русского Деда Мороза Арьяна-ВаэджаБорис Новицкий Искать доказательство северного рода русов далеко и не надо. Достаточно одного образа русского Деда Мороза. В нём и все прелести Русского севера, и явно различимая ипостась древнего кумира наших предков. К тому же, ни в одной европейской стране нет такого органичного и родного персонажа. Западные персонажи слабые пародии и копии, но не оригиналы – связь с севером почти незаметна, зато перекос в сторону местных традиций. Не считая, конечно, финского Йолипукки. И самое удивительное, что город Деда Мороза Великий Устюг в Вологодской области вовсе не случайно выбран в качестве его вотчины! У него были все основания для этой роли, так как он находится в самом священном месте древних ведических ариев, описанном в Ригведе!... Итак, из всех западных аналогов его имени только в Ирландии, да в Шотландии сохранилась какая-то реальная архаика в имени зимнего ирландского Деда Мороза – "Даиди на Ноллаиг", что значит, "Дед декабря". Явно в этом Даиди просматривается искаженное древнее слово Дед. Да и декабрь – месяц зимнего солнцестояния, в котором начинается рождение нового Солнца, – это зимнее явление севера. И поселенцы Ирландии кельты, придя на Британские острова, принесли с собой эту северную традицию и имя. Так, может быть, в имени Дед Мороз заключен какой-то древний почти забытый смысл? Только на Руси Дед Мороз настоящий. Что же это за герой такой? Этот родной на первый взгляд персонаж на самом деле в глубокой многотысячелетней древности наших предков был не таким добрым и благодушным…. Наш Дед Мороз – это персонаж зимний и появляется, когда «солнце поворачивает на лето, зима на мороз». То есть, день зимнего солнцестояния играл важное роль в его появлении посреди зимней стужи и мороза. Не ветер бушует на бором, не с гор побежали ручьи, Мороз Воевода дозором обходит владенья свои. Глядит хорошо ли метели Лесные тропы замели, И нет ли, где трещины, щели, И нет ли где голой земли. Он представлялся в русской мифологии Владыкой зимнего холода и Повелителем Вод. Только на севере наиболее ярко проявляются все состояния воды – снег, лёд, иней, туман, и потоки вод подо льдом. Все эти отголоски лютой стужи севера отразились в Ригведе, священных гимнах арьев, и сохранялись через тысячелетия…. Есть ли какой-то глубокий смысл в самом слове "Дед", кроме современного понятия – отец отца, дедушка. В принципе, уже русские сказки как напоминание о предках начинаются обязательно с – «жили-были Дед да Баба», С этих древних персонажей и начинается род предков русов. И Дед/ Дидо изначально глава предков, был связан с миром предков, миром мертвых. Этнолог ХIХ века А.С. Фаминцын сделал такую запись: «В представлении русских крестьян солнце ходит по воле Деда, который и был Творцом Вселенной».С точки зрения русского языка, сама однослоговая форма его имени – Дед, говорит о глубокой его архаичности в мифологии предков русов, и связана с солнцем. Впрочем, каждый архаичный бог являл собой для древних северных предков ипостась солнца. К слову, та же традиция сохранялась затем и у древних египтян. Так или иначе, отнесение божества солнца и весенних гроз наших предков Деда-Всеведа к самой древней традиции, к солнце-богу, говорит о его изначальности. Между прочим, по-литовски «Didysis» означает «великий» (Великий Бог – Didysis Dievas). Вот, такой «Дидуся»! Как Владыку зимы, Деда Мороза сопровождают холод, снег и лед, продолжительные в северных широтах ночь и тьма. И полярная ночь, которая тянется там все три месяца. Кроме этого, Деду Морозу подчинены звезды, Луна и зимнее небо. Все сполохи Северного Сияния – это также его ведение. О связи образа Деда Мороза с миром мертвых можно судить по однокоренным словам, связанным с его именем и несущих в себе смысл «смерть, мрак, море, мороз, мара, мор». Еще до 18 века слово «Дед» означало «умерший предок». В северорусской глубинке вплоть до наших дней старики и старухи упоминая Деда Мороза, говорили, что «Это наши предки, родители». И в поминальном обряде использовали ритуальный Овсяный кисель. На Святки в канун Рождества, в Васильев вечер, в Крещенский сочельник Мороз кликали, вынося для Деда Мороза «угощение» — овсяный кисель, кутью, блины, и произнося «заклички»: «Дед;Мороз, Дед;Мороз! Приходи блины есть и кутью! А летом не ходи, огурцы не съедай, Росу не убивай и ребятишек не гоняй». Так что, русский Дед Мороз не так прост, как может показаться. Он Владыка Вод и Ночи, Серебра (лунного света, сакрального знания), мира предков и сам прапредок (Дед). И подобный архаический образ мог сложиться только в глубокой древности, имя же «Дед Мороз», вероятно, заменило собой более древнее табуированное имя, скорее всего, замененное христианской церковью. Дед Мороз в красной шубе, серебряных сапогах, с ледяным посохом в руке, который одаряет и карает людей, очень похож на древнего бога Рода, Трехликого Владыку – Рода-Велеса-Трояна. Его в процессе христианизации на севере Восточной Европы сменил Святой Николай. Так что, общий изначальный мифологический прообраз Деда Мороза, видимо, уходит корнями в индоевропейскую древность. Слишком глубок его отпечаток в обрядах Нового года на Руси, а затем и у европейцев. Он мог сложиться только в условиях суровой зимы и долгой зимней ночи. Когда страх и существование на грани между жизнью и смертью, заставляли людей поклоняться силам, которые могли и помочь, и покарать. Но вот священные тексты Древней Индии «Веды» и древнеиранская «Авеста» помещают древнейшую прародину арьев в Приполярье, на землях Русского Севера. Эти земли Восточной Европы после распада древнеарийской общности (IV– III тыс. до н.э.) долго оставалась местообитанием арийских племен и рода русов. Гимны Ригведы и Авесты свидетельствуют, что именно здесь, создавались общеиндоевропейские мифы, обряды и ритуалы, боги и богини. Среди которых выделяется Варуна – бог небесных и земных вод и миропорядка. Само имя его в основе несет древнеарийский корень «вар» /v;r/ - вода («варить», «варево», «варка», «варение». Долгая зимняя ночь этих широт, холода и обилие снега – все располагало к тому, что исконное божество здесь воспринималось именно как Владыка ночи, снега, холода, полярного сияния – как Варуна, а затем уже как Дед Мороз! По текстам Авесты в Приполярье Восточной Европы сложился в древности также образ древнеиранского (авестийского) двойника Варуны – Ахура Мазда. Он бог премудрый, который творит мир усилием мысли и Владыка Вод. Древние авестийцы соединяли образ Ахуры Мазды со священными водами реки Ардви или Ардви Суры. В их мифологии Ардви Сура Анахита – богиня воды и плодородия – река, стекающая с вершины первозданной горы Меру или Хара в божественном царстве света. Эта река стремилась к Молочному (Белому) морю или морю Воурокаша. Всей земле она известна - Многомощна, величава, Равная всем водам вместе, Что по всей земле струятся, Та, что всей своею мощью Низвергается с Хукайрьи Прямо в море Воуру-Каша. Все края у Воуру-Каша Поднимаются волнами, Вся бушует середина От стремительных потоков, Под напором вод могучих Ардви Суры Анахиты, Хукайрья – высочайшая гора в цепи Хара Бэрзайти, откуда берет начало Ардви Сура Анахита. По древнеиранским преданиям, в далёком заоблачном мире существует чудесная страна Арьяна-Ваэджа, где расположена священная гора Харахваити. Светлана Жарникова в 1986 г. доказала, что Меру и Хара индоиранцев, Рипейские и Гиперборейские горы древних греков и Алаунские горы Птолемея – это возвышенности севера Восточной Европы, состоящие из гор Кольского полуострова, гор Карелии, Северных Увалов и Приполярного субширотного юга Урала. Главное место в этой дуге возвышенностей принадлежит Северным Увалам, которые являлись водоразделом бассейна северных и южных морей. Название Двина возникло до IV - III тыс. до н. э., когда произошел распад индоевропейской общности на различные диалектные зоны. Эта река получила свое имя от слияния рек Юга и Сухоны, и означает «Двойная». Об этом еще XVI веке писал Сигизмунд Герберштейн. Аналогичный смысл имеет название священной, божественной северной реки Ардвисура – двойная река (/sura/ - бог). Ардви или Ардвисура Анахита, в мифологии древних ариев – богиня воды и плодородия, покровительница гармонии и всего живого на земле, олицетворение божественной силы и любви. Она прообраз нашей Снегурочки. В котором Снегурочка – воплощение застывших вод северной Двины и одета только в белые одежды. Орнамент одежд выполняется только серебряными нитями. А головной убор – венец восьми лучей, шитый серебром и жемчугом. Где серебро – главный символ Луны. Именно Ардви Сура Анагите приносил жертвы прапредок ариев Йима у ее истока. Там, Ахура Мазда вручил ему орудия власти: золотой рог и украшенную золотом плеть. Так он царствовал триста зим. "И вручил ему я, Ахура-Мазда, два орудия власти: золотой рог и украшенную золотом плеть. Так он царствовал триста зим…" А в истоке Ардви/Двины, в месте слияния рек Юга и Сухона и стоит древний город Великий Устюг. Там, очевидно, в глубокой древности еще 5-6 тысяч лет назад стояли храмы потомков древних ариев, где приносил жертвы Йима. Так что, наши далекие предки, которые были также прародителями большинства современных народов Европы, много тысячелетий назад поклонялись Создателю Вселенной у истоков священной северной реки, Северной Двины, текущей в Молочное (Белое) море. Имя Иймы/Ямы, между прочим, запечатлено в гидронимах Русского севера – два озера Ямозеро в Архангельской и одно Ямозеро в Вологодской области. С той поры грозный бог ночного неба превратился в Деда Мороза, священная богиня вод в Снегурочку. И древний русский город Великий Устюг, вотчина деда Мороза, находится именно у слияния двух рек Сухоны и Юга, у начала Северной Двины. Очевидно, Великий Устюг по праву считается «Родиной Деда Мороза». Безусловно, именно здесь в глубокой древности и сложился этот образ, воспетый в гимнах Ригведы и Авесты, древнейших памятников культуры всех «индоевропейских» народов. Так что, истоки Деда Мороза уходят в седую древнеарийскую общность, и сложение этого образа происходило в северных широтах Восточной Европы как минимум уже в V - IV тыс. до н. э. В чудесной стране Арьяна-Ваэджа, где расположена священная гора Харахваити. © Copyright: Любомирская Лидия, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|