Лельник 22 апреля, Ярило Вешний - Егорий 23 апреляhttps://goo.su/54NF Первые Русалии — чародейная седмица с 16 по 22 цветеня/апреля-месяца, завершающаяся Лельником — Девичьим праздником, Ладовица, отмечаемым 22 цветеня/апреля - месяца, (5 мая) накануне дня Ярилы Вешнего 23 апреля (6 мая) Егорий Вешний, Юрьев день. День выгона скота в пастьбы – ПАСКА. От русалок зависит плодородие нив. Функции русалок двойственны: с одной стороны, они заботятся о дожде и орошении полей, а с другой - об опылении цветущих хлебных колосьев, когда нивы сияют, так как это их брачное торжество. Все это происходит в июне, который и называется "русальским месяцем". Праздник богини Лели — Лельник или Ладовица 22 апреля (5 мая), Ярило Вешний - Егорий 23 апреля (6 мая). На Первые Русалии, когда поёт Вода и расцветает Земля, вместе с пробуждением бурлящих вешних вод вслед за Юной Лелей — Дочерью Лады — приходят на Землю шаловливые Водяные Девы, пляшущие-кружащиеся в безобережных долгорукавках на лугах, ещё только начинающих покрываться первой травой. Б.А. Рыбаков приводит описание обряда, посвящённого Леле: «Обряд наблюдался у украинцев и белорусов юго-западного края России. Проводился он в канун Ярилина дня, 22 апреля; эти дни назывались «Красной (красивой) Горкой. Леля - дева красна зелена водами бурли благами дари воспряни в мочи Мару расточи явися светла стани приветна явися гойна да хлебосольна сниди на поле трудами славно зелена - водна длиннорукавна белому свету приведи лето млада Ярилу. Ладою милуй! Слава! Если перед древней масленицей, когда в природе устанавливалось весеннее равноденствие и солнце побеждало зиму, люди «закликали весну», приглашали ее, то в Ярилины дни, когда уже появлялась первая трава, когда распускались деревья, можно было уже праздновать приход весны, ее ощутимое присутствие. Леля в памяти русов так и осталась олицетворением девичей чистоты, непорочность, любви и нежности. Леля - женское божество, и она - покровительница женщин и молодых дев. Ее просят о суженом. Праздник имеет название "Лельник, Ляльник". В Ляльник мужчины всячески чествуют Женщин. И единственным приношением древнерусской прародительнице - богине любви Леле являются цветы. Именно благодаря славянским обычаям празднования Женских Дней мы обязаны традиции дарения цветов. Срезанные цветы являются средством поддержания женской красоты - посредством передачи от цветов жизненной силы. Для современного человека имя Лели ассоциируется со сказкой А.Н. Островского «Снегурочка», где Лель представлен как прекрасный юноша, играющий на свирели. В народных песнях Лель является персонажем женского рода — Леля, а основными участниками, посвященного ему праздника, были девушки. В весенней обрядности повсеместно во всем славянском мире широко применялись различные магические действия с яйцами. На протяжении всей весны происходила раскраска яиц - «писанок», «крашенок» - и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил архаичную сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок уводит нас в глубокую архаику. Здесь есть и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В этнографических музеях хранятся тысячи писанок, являющихся самым массовым наследием языческих представлений. Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производился «с солью, с хлебом, с белым яйцом»; яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье-крест были обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту при выгоне на Юрьев день и Лельник, клали в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху. В чём заключается праздник? Безусловно, сначала вспоминают предков, поэтому к празднику пекут пироги, например из брусники, варили яйцо и разрисовывали его своеобразным русским орнаментом, не путать с пасхой. Также Лельник символизирует встречу парней и девушек, подобно тому, что весна – это начало новой жизни для всей природы, а также для человека. Поэтому в этот весёлый праздник устраивались разные игры с хороводами, прятками, загадками. Обязательно выбирали самую красивую незамужнюю девушку и надевали ей на голову венок из весенних цветов. Такой девушке была отведена роль богини Лели. Рядом с ней ставили различные приношения, это были продукты питания, а другие девушки водили вокруг неё хоровод и пели песни. В праздник прославляют молодоженов, вступивших в прошедшее лето (год)в семейный союз. К Красной Горке назначались свадьбы, считалось, что такой союз будет вечным. С пригорков обычно скатывали яйцо, считалось, чем дальше оно скатится вниз, тем продолжительнее будет жизнь данного человека. Также в вечернее время скатывали горящее колесо, как символ Солнца. *** Приехал к нам Зелен Ярило – Значение праздника Ярилин день для славян Славяне издревле почитали солнце. Солнечный свет дарил жизнь всему на земле, согревал после долгой зимы и прогонял тьму. Всюду подле себя человек видел напоминания о живой, солнечной силе! Ярилин день непременно был праздником, связанным с трудом. Большая часть обрядов этого дня проводилась на полях и пастбищах, где мужчины начинали распахивать землю для посева зерна. Обряды праздника Ярилин день Ярилин день был праздником, посвященным мужской силе. Потому в праздничных обрядах участвовали мужчины. Часто одного самого красивого и ловкого парня сажали на белого коня. Он представлял собой образ Ярило, помогал Богу осматривать поля. Иногда вместо белого коня наряжали лошадью двух парней, которых сверху покрывали тканью. На них парень, изображавший Бога Ярило, объезжал поле с колосьями пшеницы в руках. Пастухи в Ярилин день читали уговор перед первым выгоном скота. Тексты таких заговоров-уговоров были длинными. Каждый пастух хранил их в секрете. Яровит-Ярило Вешний (Егорий, Юрий Вешний) — суть и традиции Яровитовой росе с древности уделялось много внимания. Искупаться в ней — обрести здоровье, долголетие и красоту. Взятыми ключами Яровит открывал землю, выпуская из нее целительную жидкость. Правда, волшебные свойства она сохраняла только до рассвета. Такой росой обтирали и скот, во избежание болезней и сглаза. Считалось, что такая роса усиливает целебные свойства трав. Поэтому не обходилось без сбора лекарственных растений. В это время собирают чагу, ирландский мох, пихтовую и сосновую хвою, кору дуба, корни дягиля, цветы боярышника, березовые почки и листья, а также одуванчики и ландыши. Практически забытая традиция Ярилы Вешнего — ходить по домам поженившихся в этом году пар и петь величальные песни в их честь. Как и на Святки, за это было принято угощать. Эта традиция называется Вьюнишник (от слова Вить-соединять, потому и Яровит), или окликание молодых. Она практиковалась не только в Юрьев день, но и на некоторые другие праздники. Яровит считался покровителем невест, и в его праздник девушки читали замолвления о замужестве. Было принято надевать самые красивые и яркие наряды, большое количество украшений — чтобы женихи заприметили. В остальном же, как и большинство славянских праздников, Юрьев (Яровитов) день сопровождался песнями и хороводами возле больших костров. Важной частью народных гуляний 6 мая в большинстве регионов Руси были конные состязания. Ругань и ссоры находились под строгим запретом. В старину верили, что нарушителей убьет молнией на Перунов день, 2 августа. Не обходилось без застолий и ритуальных трапез в полях и огородах. Особое место на столе занимал кисель. Его отсутствие считалось большим грехом. Остатки пищи закапывались там же для повышения урожайности земли. Обычаи и обряды В день Отмыкания Земли первый раз в году скот выгоняли на пастбище с определенным ритуалом. Животных украшали. Овец, например, было принято украшать венками из свежих цветов. Отдельный венок вешали на емкость для первого доения. Коней кормили выпечкой. 6 мая чествуют и пастухов. В старину их навещали в поле и угощали яичницей, дарили ткани и деньги. Одна из традиций, пожалуй, пастухов не слишком радовала — их окатывали холодной водой, чтобы не засыпали во время работы. 6 Мая (23 апреля по старому стилю) – праздник Ярила Вешний Ярилин день: праздник земледельцев Помните историю о том, как Ярило принес людям хлеб, научил работать на земле, а позже собирать жито да молоть его? История эта рассказана в книге сказок «Приключения Ярого Бога». С той поры зовут Ярило Богом плодородия, а в Ярилин день обходит он сам леса да поля, проверяет, всё ли готово к посеву зерна. Сказывают, Ярило Матерь-Землю отмыкает, траву из-под спуда выпускает: Приехал к нам Зелен Ярило — Девушки да жонки приносят на праздник Ярило Вешний угощения, щедро одаривают ими участников обряда, поливают землю водой и квасом, оставляют в поле хлеба и крашеные яйца в дар Земле Матушке. Мужики начинают работы на полях: на Ярило Вешнего запахивает и ленивая соха. В Ярилин день молодой парень помогает Богу – объезжает поле, защищая будущий урожай от непогоды и лесных зверей. Сказывают, что Ярило водит дружбу со зверями, ведь отец его Бог Велес, знающий язык зверей и птиц. Потому в Ярилин день Бог плодородия договаривается с лесными жителями, просит их не трогать урожай на полях. На Ярилин день обходили поле с песнями: Перед выгоном скота в Ярилин день коров и лошадей кормили на дворе, давали им кусочек хлеба с черной четверговой солью, поливали скотину водой, обвязывали корову нитками, чтобы она всегда возвращалась домой. Хозяин, старшой в семье, выгонял скотину со двора, подгоняя веточками вербы. Хозяйка несла угощения для пастуха, одаривала его хлебом и яйцами. © Copyright: Любомирская Лидия, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|