Казаки - характерникиhttps://goo.su/4Chm Характерники "Доказательством того, – пишет современный украинский историк Евгений Луцив, – что много кто из характерников не был христианином, было то, что их никогда не хоронили попы, а хоронили запорожцы по-своему. Некоторым даже, как рассказывают легенды, забивали в грудь кол, чтобы они по смерти не вставали, и тогда засыпали землёй. Однако самым распространённым захоронением характерников было погребение лицом вниз». И такие могилы на Украине археологам известны. Андрей Чайковский, автор работ по украинскому казачеству, писал: «Кто меткий да хитрый, умеет о себе порадеть, удостаивается от товарищества прозвища характерника, какого-то сверхчеловека, которого пуля не берёт и который самого чёрта умеет околпачить и заставить себе служить». Историк Дмитрий Яворницкий утверждал: «Между казаками всегда были так называемые характерники, которых ни огонь, ни вода, ни сабля, ни обычная пуля, кроме серебряной, не брали».
Характерники были носителями тайного знания, ведали заклинания, умели останавливать кровь, лечить смертельные болезни и ранения. Они могли также открывать любые замки без ключа, ходить по воде и подолгу оставаться под водой, видеть сквозь стену и применять телекинетические способности. Олицетворением образа характерника в украинском фольклоре был казак Мамай. В истории Запорожского войска прославился соратник Богдана Хмельницкого, Иван Сирко. За свою жизнь он выдержал 244 сражения, в которых ни разу не был ранен. Среди товарищей Сирко почитался как характерник. Рассказывали, что по его смерти казаки возили с собой части его тела, чтобы наводить на врагов порчу и страх во время сражений.
Характерники носили ещё одно название – гольдовники. Его происхождение связано с культом готской богини Гольды. Наследники готских жрецов В Подолии есть местность под названием Толтры. Так называются разрезанные глубокими долинами лесистые холмы. В конце XX века археологи Ирина Русанова и Борис Тимощук проводили там на протяжении многих лет исследования древнерусских городищ. После принятия Русью христианства в этой местности долгое время сохранялась языческая религия. По мнению исследователей, языческие обряды широко практиковались здесь в XIII веке, а их последние следы относятся к XVII столетию. Человеческими жертвами в капищах, раскопанных на городищах Богит и Звенигород, старинные обитатели Толтров чтили богиню плодородия Макошь, аналогичную древнегерманской (готской) богине Гольде. Вероятно, именно с культом Гольды связано второе известное наименование характерников. Примечательно, что они прозывались так от имени не славянского, а готского божества. Русанова и Тимощук считали население Толтров славянским, но это, возможно, не совсем так.
Есть теории, что казаки были потомками готов. О связи с готами действительно может свидетельствовать культ Гольды-Макоши и редкое, но всё же встречающееся наименование характерников гольдовниками. Язычество у донских казаков Исследователь Червлёного Яра – древнего казачьего государства на Хопре – Александр Шенников пишет о религии донских казаков: «Донские казаки все в целом, с самых первых сообщений о них в XVI веке, появились на сцене как сектанты, считавшие себя православными христианами, но фактически не признававшие Московскую православную церковь. Не только после Раскола, когда в конце XVII века большая часть донских казаков примкнула к старообрядцам, но и до Раскола у них не было ни контролируемого Москвой духовенства, ни храмов, освященных и официально признанных московским церковным начальством, ни церковного брака, который казаки принципиально отвергали. Всё это распространилось лишь в XVIII веке в основном, насколько можно понять, принудительно после подавления Булавинского восстания. Вместе с тем, имеется много сведений о сохранении у донских казаков до XVIII века некоторых обрядов, сильно смахивающих на языческие, и специфических ритуалов гражданского брака и развода». Вряд ли эти традиции могли поддерживаться без их авторитетных хранителей. © Copyright: Любомирская Лидия, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|