Апполон древнеславянский солнечный бог Купала

Любомирская Лидия: литературный дневник

Борис Новицкий
https://clck.ru/NV23Z
С лингвистической точки зрения у славян не могло быть бога с таким странным именем. Ни одно слово в словаре русского языка, начинающееся на букву А, не является исконно русским. Стало быть, и в испорченном греками имени Аполлон начальная согласная в далекой древности потеряна. Что это была за буква, которая, возвращала этому «древнегреческому» имени его истинное лицо? И что это за божество, оказавшееся 5000 лет назад на территории Греции, когда о греках еще не слыхивали, и кем принесенное?


Античные греки, прекрасно были осведомлены о том, что до них территорию нынешней Греции населяли некие пеласги. Говорили они, по мнению Геродота, на не греческом «варварском» языке. Это убедило некоторых историков в том, что пеласгический язык не индоевропейский. Но это, скорее, от нежелания признать, что задолго до прихода греков какие-то индоевропейцы там уже проживали. Причем не просто обитали, а создали великую культуру, плодами которой в дальнейшем и воспользовались чужаки-пришельцы. Центром этой культуры стал полуостров Пеллопонес. Его названия некоторые авторы сегодня переводят как Белый остров (Пел – Бел – Белый). А имя пелазги, пеласги – звучало прежде беласки, белые. В силу мобильности этого народа (повозки, лошади) античные авторы называли их еще перелетные птицы. Но они не были кочевниками. Это был оседлый народ.


Что касается современного имени «Греция», то оно имеет древнейшее происхождение. Первоначально оно звучало Гореция ("горная страна"), а точнее Горица. Сегодня такое название еще сохранилось в названии столицы Черногории – Подгорица.


Нельзя не обратить внимание на заметную распространенность славянских топонимов на территории Греции. Еще можно, правда, услышать такое объяснение: что славяне в свое время потеснили греков, всё переименовали, и уничтожиили почти все культурное наследие "древних греков". Только вот почему-то последние столетия в Греции живут одни греки. А где же там славяне?


С другой стороны, говоря о времени 5000 лет назад, можно вспомнить, что те, кого по старой терминологии еще называют праславянами, имели гаплогруппу R1a ариев-русов. Вот они-то и господствовали на Балканах в тот период. Поэтому топонимику (названия гор, рек, городов и селений) "грекам" они и оставили. Чистые славяне, по данным ДНК-генеалогии, появились там только через 1500-2000 лет спустя (гаплогруппа I1, I2a)


Вот, например, такие названия раннеэлладского происхождения, как Тиринф, Олинф, Коринф. Традиционно эти топонимы считаются неиндоевропейскими – потому что в европейских языках нет окончаний на «нф». А что там говорить о европейских языках, если флективность (окончания) в них потеряна! Обратимся к языку, который с глубокой древности свою флективность сохранил – к русскому, самому что ни на есть «индоевропейскому». Тут уж можно увидеть в этом «нф» – «ноф» или «нов». Например, Смирнов на их лад – Смирнофф. Тогда все становится на свои места. Получается, все эти названия у пеласгов еще звучали: Коринов. Тиринов, Олинов! Указывая на принадлежность этих городов древним патриархам – Олину, Тирину, Корину.


Так или иначе, «догреческая» культура продолжает западными учеными списываться на не индоевропейство. И это притом, что на Балканах, и в Троаде жили все-таки индоевропейские народы.


В 2200 – 2100 годах до н.э. начинается вторжение в Грецию так называемых ахейцев, с них и начинаются «древние греки». У этих «древних греков» нет ни собственного языка, ни собственной лексики, ни даже «героев и богов греческого происхождения». И ни один историк, правда, греками их в чистом виде не назовет.


А вот присутствие на этой территории догреческого населения, не поддающееся удобному западным ученым объяснению, замалчивается.


Русский историк XIX века Д.И. Иловайский, писал: «Древнейшее население Греции составляли пелазги, народ земледельческий и миролюбивый. Памятниками пелазгического племени считаются "циклопические" постройки, сохранившиеся до нашего времени. Они сделаны из больших каменных глыб, прилаженных друг к другу, и отличаются чрезвычайной прочностью. Греки впоследствии не могли понять, каким образом обыкновенные люди ворочали такими огромными камнями, и называли стены работой каких-то великанов-циклопов. Наиболее замечательные из этих циклопических памятников находятся в Арголиде, например,"Сокровищница царя Атрея"– в городе Микенах… <…> Гораздо позднее пелазгов поселились в Греции их соплеменники эллины. Они в незапамятные времена перешли из Малой Азии на Балканский полуостров, через Фракию и Македонию проникли в Фессалию, долго жили около Олимпа (на что указывает важное значение этой горной группы в греческой мифологии) и отсюда распространились по Греции, отчасти покорив пелазгов, отчасти оттеснив их в наиболее дикие горные области» .


Сегодня мало кто сомневается в «греческом» происхождение имении самого, что ни на есть греческого бога и героя Аполлона. Но не всегда он был завсегдатаем греческого Олимпа. Более того, этимология имени Аполлона из греческого языка не раскрывается.


Греки называли этого бога Аполлон Гиперборейский. Известно, что Аполлон на зиму отправлялся на север в родную Гиперборею на повозке, запряженной лебедями. Это его ритуальные животные, они неразрывно связаны с водой, необходимейшей частью купальских празднеств. Там он хранил свои стрелы, там жили племена, особо почитающие его и пользующиеся его наибольшим покровительством.


Гипербореи не забывали своего кумира – ежегодно отправляли на остров Делос к алтарю Аполлона священные дары, завернутые в пшеничную солому. Академик Б.А. Рыбаков проследил путь следования этих даров и установил места, откуда они отправлялись. Гипербореями у него оказались «праславяне» и частично жившие по соседству балты.


Для архаического Аполлона характерно наличие растительных функций, близость к пастушеству и земледелию. Одновременно он демон смерти, убийства, освященных ритуалом человеческих жертвоприношений. Аполлон открыто соперничает с самим Зевсом. Даже в гомеровские времена Аполлон, появляясь на Олимпе, внушает ужас богам. И в VIII веке до н.э. он продолжает восприниматься чужаком. Из этого можно сделать вывод, что даже за шесть-семь веков пребывания в этих краях он не стал еще окончательно своим.


Приход Аполлона в Грецию очевидно связан с событиями Троянской войны, которые некоторые исследователи вообще назвали первой Мировой войной. И появление будущего греческого бога связано с именем Энея.


После взятия Трои ахейцами. Эней вместе с войском на двадцати кораблях отправляется в долгий путь. О его скитаниях рассказывает в своей «Римской истории» уроженец Венетии Тит Ливии, хорошо знавший генеалогические предания венетов. Вслед за Энеем из Малой Азии на север Италии двинулась волна переселенцев, среди которых оказался вождь венетов Антенор с сородичами. Современная итальянская провинция Венето, видимо, основана сородичами Атенора. Археология также свидетельствует о приход венетов в Северную Италию откуда-то извне.


Известно также, что Асканий, сын Энея, в XIII в. до н. э. утверждает на новой родине культ Аполлона, божественного покровителя. Так Аполлон первым приходит на Апеннины, все остальные «греческие» боги идут по его следам.


Вместе с Энеем Трою защищал один из вождей, венед Купавон. Его фигура не случайна. Через его земли поступали на юг дары гипербореев. Вергилий наделяет Купавона шлемом с лебедиными перьями. Отец Купавона Кикн – это Лебедь (;;;;;;), в которого он превращен. Можно вспомнить древнеславянский женский головной убор «кику», глагол «кикать» – кричать. Но Купавон не просто вождь местного племени. На севере Италии долгое время сохранялся культ божества Купавона, сходный со славянским культом Купалы. Он лежит между областями поклонения Купале и Аполлону. К тому же, это связующая область на пути даров гиперборейцев. А переход древнейшего имени божества русов Купало – Купавон – Аполлон с лингвистической точки зрения, видимо, вполне обоснован.


И вот здесь легко обнаруживается родство олимпийского божества Аполлона со своей северной прародиной. Аполлон по греческой мифологии – сын богини Лето (Лато). Сама Лето на греческой земле также гостья. Б.А. Рыбаков отмечал: «Первое, на что следует обратить внимание при ознакомлении с мифами, – это прочная связь всего цикла лето-артемидо-аполлоновских мифов с севером, с гиперборейцами, жившими где-то на север от Греции». Значит и истоки культа Лето – на севере. Очевидно, что ее имя – это имя древних русов – Лада. Сказочные персонажи русов Лада и Лель – несомненные прототипы будущих греческих богинь Лето и Артемиды. Связь Лето-Лато с северной Ладой, по мнению академика Б.А. Рыбакова, не подлежит сомнению.


Любопытно, что знаменитый делосский алтарь Аполлона имеет на севере двойника – храм в Радигоще. Об этом храме стало известно из хроники Титмара Мерзебургского. Любопытно, что делосский алтарь сделан из рогов коз, убитых Артемидой, упомянутый же храм имеет опорные столбы, замененные рогами различных зверей. Нельзя не обратить внимание на солнечные колесницы праславян, венедов и проживавших поблизости кельтов, которые аналогичны повозке Аполлона, на которой он отправлялся в гости к гипербореям.


Что же сближало Аполлона и Купало? Во-первых, светоносные функции Аполлона и Купалы. Оба они являются божествами Солнца и света. Так в купальских обрядах под откос в реку пускали огненное колесо – символ солнца. Купала – это и тема целебных трав, скота. Также и Аполлон целитель, пастух, гадатель, змееборец (он убивает чудовищного Пифона).


Можно отметить и важную роль девушек как в купальских обрядах, так и в Аполлоновых торжествах – гиперборейки специально прибывали на Делос издалека. На Купалу костер разжигали девушки и ходили потом по полю с факелами в руках (обряд сохранился вплоть до ХХ в.). В купальских песнях не только жертвенное чучело, но и сам костер называют «купалом», что говорит о неоднозначности и глубине этого образа.


И Аполлон, и Купала вечно молоды, как молоды и их поклонники, приходящие на купальские игрища в качестве зрителей. Мотив умирания и воскрешения Купалы как символа плодородия отражен и в олитературенном мифе об Аполлоне. «Греческий» бог спускается в Аид (умирает), а затем возвращается обратно (воскресает). Б.А. Рыбаков называет Аполлона «сезонным богом», связывая основу мифа с идеей зимнего перерыва в развитии семян и растений, а затем их расцвета весной.


Аполлон в глазах Гомера выглядит варваром. Он подчеркивал, что тот: «не стригущий волос, длиннокудрый». Так характеризовали «северных варваров» греческие и поздние римские авторы.


Ясно, что Купала не только исторически, но и этимологически старше Аполлона. Архаичные представления о внешнем мире и архаичные божества в памяти славян сохранились в более первозданном виде. И пример Кополо-Купала тому подтверждение


Стало быть, Аполлон и летал на север от Эллады к матери Ладе и многочисленной гиперборейской с греческой точки зрения родне. А гиперборею, в этом путешествии представляла собой, скорее всего, территория южной Балтики, как определил академик Б. Рыбаков. Но там, уже 5000 лет назад обитали насельники культуры шнуровой керамики (гаплогруппа R1a-Z280).


А вот и еще информация, от подписчика Дмитрия Г., которую я с благодарностью приведу в заключение:


"Яблоки были главным, если не единственным, значимым фруктом, способным вызревать в условиях короткого балтийского лета. Отсюда и миф о том, что с юга прилетит Яблочный бог (Яблонь = Аполлон) на лебедях и принесёт Лето-Ладо, столь необходимое для их вызревания."
Борис Новицкий
https://clck.ru/NV23Z



Другие статьи в литературном дневнике: