Богиня Кибела. Черные богини и мадонны.Previous Entry | Next Entry
Поклонение камням широко распространилось во времена неолита и восходит к еще более древним временам. Как сказал Мирча Элиаде (Очерки сравнительного религиоведения): "…В величии, твердости, форме и цвете камня человек встречает реальность и силу, принадлежащие иному миру, нежели тот профанный мир, частью которого является он сам." КААБА Закладка камня. Иллюстрация из Джами ат-таварих (1315 год) Священный камень подвергался нападениям неверных, много раз горел и сохранился фрагментарно. Известно, что сейчас он состоит из нескольких обломков, вставленнных в темную основу и обрамлен серебряным ободом. Почему же они черные? Культ Великой матери у разных народов часто изображает богиню-мать в нескольких ипостасях, одна из которых - ее страшная карающая сущность. Такова Сехмет - львиноголовая богиня, насылающая эпидемии и смерть, одна из сущностей египетской богини любви Хатхор. Такова грозная индийская богиня Кали (темная ипостась богини Парвати) и Дурга (супруга Шивы в одной из грозных форм). Известнны многие скульптурные изображения богинь из черного камня.
Глазастый месопотамский идол, 3600 - 3000 гг до н.э., Британский музей
Многим важным дохристианским богиням с черным лицом поклонялись одновременно с Христом до VI века, а затем тайно примерно до XI века. Черный цвет символизировал Землю и Богиню-мать. Черный - цвет плодородной земли, символ урожая, рождения и творческой созидательной энергии. Сохранились описания языческих весенних ритуалов, посвященных возрождению природы на территории Европы. В них фигурировал одетый в белую одежду юноша с лицом, выкрашенным в черный цвет. По той же причине Озирис зеленый, между прочим))) Подобные обряды были характерны и в культах поклонения дереву. Обычай украшать новогоднюю елку и совершать вокруг нее некие ритуальные действия уходят корнями мимо майских деревьев к древнему священному дереву - сосне и эти культы древнее культа Кибелы. О том, чем была елка для древних людей и как совершались такие обряды - поговорим дальше. А что касается древних богинь - они могли даровать жизнь, но могли ее и отнимать. Поэтому черный цвет символизирует также смерть и разрушение. В европейской христианской традиции сложилось представление о Великой темной матери как о "вратах жизни", которые могут открываться и для жизни, и для смерти.
Культ Кибелы корнями уходит в эпоху неолита. Известно несколько распространенных культов богини-матери, Великой матери и Матери всех богов. Среди знаменитых богинь - Инанна в Шумере (Иштар в Вавилоне), в Анатолии - Кибела, Исида в Египте. Хотя в мифологии этих областей сохранились упоминания о еще более древних богинях, прародительницах всех богов. Cвященные животные древних богинь - львы или пантеры. Постепенно представления об этих богинях легли в основу идеи о ветхозаветной Софии, а еще позднее - в основу культа Девы Марии. Культ Кибеллы характерен для хеттов, в период Римской империи культ Кибелы был распространен по всей империи и Ближнему Востоку. Близка к Кибеле критско-эгейская Ма. Греки отождествляли ее с богинями Геей и Реей, а римляне с богиней плодородия Опс. Культ Деметры тоже сязывают с Кибелой. Во многих случаях культ Кибелы связан с медом и пчелами. В культе фригийской Кибеллы отчетливо проступают черты поклонения дереву (сосне). Позднее Фригия была наследницей хеттской культры. Культ поклонения дереву характерен и для кельтских религий.
После завоевания Александром персидской империи Анатолия становится частью эллинского мира. Предполагается, что Кибеле первоначально был посвящен знаменитый храм Артемиды в Эфесе. Эти две богини тоже отождествлялись. Кибела войдет в греческую мифологию, ей будут поклоняться в Греции и Риме. Ахейцы во время Троянской войны будут просить помощи Кибелы в завоевании Италии. Культ Кибелы был распространен в Греции, затем в Риме - с 204 до н. э. культ Кибелы в Риме установлен как государственный.
КИБЕЛА В РИМЕ Камень встречал весь Рим, всем хотелось увидеть черный камень восточной богини. Описывали его как небольшой легкий камень, «черный словно сажа, неправильной формы, близкой к конической, на котором сама природа вырезала узор, напоминающий женский лик». Сам камень не производил особого впечатления, зато процессия, которая сопровождала его на вершину Палатинского холма с литаврами, барабанами и криками жрецов, надолго врезалась в память римлян. До сих пор на Палатинском холме, в самом древнем месте Рима, cохранились руины Magna Mater (храма Кибелы). Культ Кибелы в Риме не прижился - несмотря на запрещение римлянам становиться жрецами Кибелы, прецеденты случались.
Камень поместили в серебряную оправу. Как бы то ни было, но магия сработала - в том же году был получен невиданный урожай, а на следующий год Ганнибал покинул земли Рима. Интересно, что в Карфагене в то время существовал культ Баала и Танаит, которым в критических ситуациях приносили в жертву мальчиков-первенцев. Полководец Ганнибал отказался принести в жертву своего сына. Может быть и правда есть договор с высшими силами? В общем, чем закончились Пунические войны все знают, судьба Ганнибала была, в конечном счете, незавидной. В Риме же напротив, все наладилось. Омрачала гармонию только эксцентричность жрецов Кибелы - корибантов и кровавые оргиастические ритуалы богини. Ее жрецами становились самооскопившиеся юноши, расхаживающие в женоподобной одежде, а сами ритуалы выглядели довольно кроваво. Крестили новообращенных обливанием кровью жертвенных животных, а жрецы во время церемоний доходили до экстаза и наносили себе удары ножами. То есть кровь лилась рекой.
Во время всеннего праздника возрождения бога Аттиса в ритуале используется сосна - священное дерево Кибелы, которое окропляли человеческой кровью - это символизировало оживление и возрождение Аттиса. Жрецами Кибелы в большинстве были галлы. Римский Сенат стал запрещать римским юношам становиться жрецами Кибелы, впоследствии культ был запрещен, главным образом, по этой самой причине. Шествия галлов, жрецов-скопцов Кибелы в восточных одеждах, несущих изображение богини под музыку кимвалов, барабанов и рогов и просящих подаяния для богини воспринимались римлянами как зрелище фантастическое, но привычное. Древнее государство галлов граничило в Малой Азии с Фригией, его столицей была нынешняя Анкара. Среди галлов было распространено поклонение богине. Просто удивительно, как сочетался образ галлов-воинов, жестких наемников и галлов-жрецов Кибелы в женских одеждах. Бюст Кибелы, галло-римская бронза, 1-й век н.э. Особое место в культе Кибелы занимает Аттис, полубог, который символизирует смерть и воскресение (как шумерский Думузи, египетский Ассирис и т. п.). Кибелу, особенно в более ранние периоды изображали женщиной крупной, грубоватой и мужеподобной. Аттиса изображали молодым и красивым пастухом или охотником, который погиб в результате несчастного случая (растерзан вепрем), но боги вняли плачу Кибелы и воскресили его. Кстати, по этой причине последователи культа не ели свинину - чтобы не съесть случайно кусочек бога, съеденного вепрем. По другой легенде Аттис дал клятву верности Кибеле, но изменил ей, в результате в порыве раскаяния и безумия оскопил себя под сосной - священным деревом Кибелы. И превратился в сосну. Собственно, безумие на Аттиса наслала из ревности сама же Кибела. В этом мифе слышны отголоски веры в духов деревьев. Изображение на сохранившемся оргаистическом деревянном троне из Геркуланума - Аттис собирает шишки у сакрального соснового дерева. Его мать была девственна, зачала его приложив к груди миндаль (или гранат). Во Фригии миндаль почитался как отец всего сущего - его сиреневые цветы появлялись первыми на голых ветках. Дерево граната по легенде выросло из детородных органов получеловека Агдестиса - двойника Аттиса. Кибела также часто изображалась с миндалем или гранатом в руках.
Патера с изображением Кибелы и Аттиса, Археологический музей Милана, 4 в н.э. Известно, что евнухами были также жрецы Артемиды Эфесской, а также жрецы сирийской богини Астарты из Иераполиса. На тале жрецов был вытатуирован узор из листьев плюща. Святилище Астарты привлекало в праздники толпы паломников из Сирии, Вавилонии, Аравии и Финикии. Жрецы Астарты и Кибелы были очень похожи. Статуэтка Аттиса, фригийского бога. Найдена недалеко от г. Эдирне в Турции, в древнем Адрианополое. 2 век, Лувр, Париж. Сохранились подробные описания весеннего праздника Кибелы в Риме, скорее всего по такому же сценарию проходили они и в Малой Азии. Излагается по Джеймсу Джорджу Фрэзеру "Золотая ветвь". Начинался праздник (Аттидеи) 22 марта. За 3 дня до весеннего равноденствия из леса в храм приносили сосну. Священное дерево приносили члены особой касты - дрендофоры. Ствол перебинтовывали повязками из шерсти, украшали фиалками, к середине ствола привязывали статуэтку Аттиса, отождествляя с богом. 23 марта трубили в трубы.
24 марта - третий день праздника назывался Кровавым. Архигалл - первосвященник вскрывал себе вены на руке. Остальные жрецы, возбужденные музыкой, кружились в танце, пока не впадали в транс, когда они не чувстовали боли - тогда они начинали наносить себе удары ножами из кремния, забрызгивая алтарь и священное дерево кровью. По-видимому кровь была нужна для придания сил Аттису для воскрешения. Скорее всего, совершались и оскопления новых жрецов - эта кровь и жертва давала божеству мужскую силу. Отрезаанные части тела бросали богине, потом их погребали в подземной части жертвенника Аттису. Весь обряд имел целью оживить бога и природу. Это сочетается с верой в то, что мать зачала Аттиса приложив к груди плод гранатового или миндального дерева, выросшего из детородных органов андрогина Агдистиса. Кибела, статуэтка из халцедона. Рим,1 век Религиозный экстаз и льющаяся кровь так действовал на толпу, что многие сбрасывали одежду и подвергали себя самокастрации (на всякий случай специально!) подготовленными и разложенными кругом мечами. Затем они в таком виде бежали по городу и бросали отрезанную часть тела в какой-либо дом. Это считалось большой честью и жители этого дома давали евнуху женское платье и украшения, которые он теперь носил до конца жизни. Оскоплений было так много, что даже на "правительственом уровне" ужесточались меры для уменьшения подобных жертв. Таким образом в Кровавый день богине приносилась в жертву мужская сила - в этот день среди сосен зацветали фиалки, по легенде вырастающие из крови раненого сына. День заканчивался трауром по Аттису - статуэтку божества закрывали. Во время траура не ели хлеб, чтобы не осквернить израненое тело бога. Такой же пост выдерживался во время плача по Думмузи - Таммузу в других странах. Ночью вспыхивал свет, могила бога открывалась и он вставал из мертвых. Все, участвующие в культе радостно приветствовали бога и воспринимали это и как свою собственную победу над смертью. На следующий день - в день весеннего равноденствия все предавались необузданному веселью. В Риме этот праздник принял форму карнавала. Люди ходили в масках и вели себя, как им заблагорассудится. 26 марта был днем отдыха от всего этого веселья. 27 марта праздник в Риме заканчивался шествием к реке Альмону, к тому месту, где река впадает в Тибр. В телеге везли статую богини из серебра с лицом из шершавого черного камня. Первосвященник в пурпурной одежде омывал повозку и богиню водой из реки. На обратном пути богиню вместе с повозкой украшали цветами. Все были радостны и счастливы. В ритуал также входили тайные обряды посвященных, очевидно это была священная трапеза, крещение кровью, принесение в жертву быка, лоб которого украшали золотой пластиной, и затем закалывали священным копьем. Этой кровью в глубокой яме, которая символизировала одновременно и могилу и лоно матери Земли, крестили неофитов. Крещеный таким образом возрождался для новой жизни и с него смывались кровью все грехи (кровь тельца возрождает умершего к новой жизни). В Риме отпущение грехов пролитием крови происходило в храме Аттиса на Ватиканском холме на месте нынешней базилики святого Петра. Бронзовая статуэтка Аттиса из Салоников, Лувр Многие обряды из языческих религий заменены христианскими, но совпадают и по смыслу и в датах с предшествующими им более древними праздниками. Многие христиане продолжали отмечать крестный путь и распятие Спасителя 25 марта, даже в самом Риме - настолько языческие праздники имели глубокие корни. То есть смерть его приходится на день сотворения мира - весеннее равноденствие, на воскресение Аттиса, сочетающего в себе бога отца и сына. Празднование дня святого Георгия совпало с языческим праздником Париллий, день св.Иоанна Крестителя - с летним праздником воды, праздник Успения Пресвятой Богородицы вытеснил праздник Дианы, день Всех Святых в ноябре - древний языческий праздник мертвых. Рождество Христово совпадает с зимним солнцестоянием - ранее этот праздник считался рождением Солнца. А праздник фригийского бога Аттиса, приходившегося на весеннее равнодействие - совпадал с главным христианским праздником Пасхой. ЧЕРНЫЕ МАДОННЫ
Кибела с тимпаном. Лувр. Тимпан - музыкальный инструмент, похожий на бубен, предшественник литавр. В Грецию попал в V веке с Востока, распространен в оргиастических культах Диониса и Кибелы.
Кибела. Мраморный рельеф. Ольвия.III в. до н. э. Жрица с факелами Цереры в алтаре Кибелы, нач. 5-го века, кость, Клюни (Cluny)
В заключение можно привести в качестве примера современного переосмысления черных камней-монолитов культовый фильм 1968 года режиссера Стэнли Кубрика (говорящая фамилия) «Космическая одиссея 2001 года» (2001: A Space Odyssey), в котором он показывает появление загадочного черного камня на каждом ключевом этапе развития мировой истории. Самое большое собрание метеоритов находится в России, в Москве, в Минералогическом музее Ферсмана, о моем походе в музей здесь Много интересного можно найти в книгах: Источник: https://world-jewellery.livejournal.com/36545.html © Copyright: Любомирская Лидия, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|