Круче, чем в фильмеНастоящая история таможенника Павла Верещагина Автор Яндекс-дзена: Жорик – историк Сюжет "Белого солнца пустыни" рождался в непростых условиях. Кинодраматург Валентин Ежов, которому отвели на работу над сценарием всего полтора месяца, поехал в Среднюю Азию, чтобы пообщаться с героями сражений с басмачами. Один из кавалерийских комбригов поведал ему историю о бае, который бросил в каракумских песках свой гарем. Вместо того чтобы преследовать бандита, военный был вынужден сопровождать барышень в ближайший кишлак. А еще Ежову рассказали о легендарном начальнике царской таможни, который охранял границу даже после того, как пришел конец империи. Но сценарист первоначально отвел ему эпизодическую роль. Ее развил в полноценную сюжетную линию уже сам Владимир Мотыль и не прогадал — образ таможенника Верещагина полюбился зрителям едва ли не больше Сухова и Петрухи. А вот реальная жизнь прототипа могучего и обстоятельного таможенника оказалась настолько интересной и непредсказуемой, что впору по ее мотивам было снимать отдельный фильм. Граница на замке Михаил Поспелов родился в 1884 году в Орле. Из реального училища его отчислили за неуспеваемость, но он сумел поступить в Тифлисское военное училище, которое окончил по второму разряду. Распределение Поспелов получил в свой родной город, где стал заведовать казначейством в местном гарнизоне. Но не для того он заканчивал училище, чтобы протирать штаны в пыли кабинетов — его душа рвалась к настоящей службе. В 1910 году офицер-таки добивается перевода в 30-ю Закаспийскую бригаду пограничной стражи, которая охраняла русско-персидскую границу протяженностью 1743 версты (ныне граница Туркмении и Ирана). В пески Средней Азии Михаил Дмитриевич приехал уже семейным человеком — с женой Софьей Григорьевной и двумя дочками Леной и Верой. Его определили на пограничный пост "Гермаб" и поставили начальником погранотряда с коллективом в 80 бойцов. За короткий срок Поспелов их так натренировал в стрельбе и верховой езде, что пост несколько раз брал первые призы в войсковых соревнованиях. Но командир уделял внимание не только боевой подготовке. Он обустроил и быт своего маленького отряда, превратив заставу в настоящий оазис, где цвели грецкие орехи, яблони и груши. А еще Поспелов наладил контакты с местными жителями, помогая им материалами и продуктами. Благодаря этому командир Гермабского отряда вскоре организовал хорошую сеть разведки, что позволяло ему пресекать любые набеги бандитов.
А их было немало. Участок русско-персидской границы слыл местом очень неспокойным. Тут постоянно действовали шайки контрабандистов, бандиты с сопредельной стороны совершали набеги на туркменские кишлаки, где захватывали девушек и угоняли их в рабство в Персию. Постепенно граница в районе Гермаба, которая прежде считалась "дырявой", превратилась действительно в рубеж — настоящую "засечную черту", патрулируемую пограничниками во главе со своим рыжеусым капитаном. Да, Поспелов был обладателем шикарных густых рыжих усов, за которые враги прозвали его "красным шайтаном". Караванщики, сопровождавшие обозы с дорогой мануфактурой, оружием, антиквариатом и наркотиками, очень сильно удивлялись, когда на их пути неожиданно, словно из-под земли, вырастали люди Поспелова. Причем, он не чурался заходить и на сопредельную территорию, устраивая операции и там, чем сильно досаждал персидским бандитам. Постепенно они стали планировать маршруты, которые обходили полосу охраны Гермабского погранотряда, а это сильно удлиняло путь. В молитвах главы курдских банд взывали к Аллаху, чтобы он обрушил молнии своего гнева на этого "шайтан-бояра Поспела, красного дьявола", который стал виновником гибели многих контрабандистов. "За державу обидно" В 1917 году привычный порядок мироустройства стал рушиться — царская власть пала, а вместе с ней стали разбегаться и пограничники из отряда Поспелова. Да что там пограничники, изменив присяге, бежали в Россию почти все офицеры 30-й Закаспийской бригады пограничной стражи. Казармы опустели, и ротмистр Поспелов остался почти совсем один. Дом Верещагина из фильма срисован практически с натуры. Командир пограничников, когда рухнула власть, превратил его в настоящую крепость. За двухметровыми стенами рос не только шикарный сад с яблоней и алычой, но и находились запасы оружия, патронов в таком количестве, что хватило бы на год обороны. И боеприпасы Поспелову действительно пригодились. Почувствовавшие вольницу бандиты решили поквитаться с "красным шайтаном". Но они встретили настолько мощный отпор, что сразу же забыли все свои планы о мести. Постепенно его оставили в покое. И свои, в том числе. Поспелову предлагали бежать в Персию, чтобы организовать там боевой отряд для атак на большевиков. Отказал. Ему предлагали пойти на службу генералу Дутову. Отказал. Жене и дочкам он говорил: «Я пограничник. Мое дело охранять границу. И отсюда я никуда не уйду». И он ее охранял как мог. Не было ни таможни, ни самой империи, кругом бушевала Гражданская война, а Поспелов набрал отряд из добровольцев-туркмен, обучил их владеть оружием и стал патрулировать границу. Встрепенувшиеся было бандиты снова вынужденно поменяли свои маршруты — слава "красного шайтана" шла намного впереди пограничника Поспелова. А он меж теми крутился как мог. Не было денег и продовольствия — снял со стены своего дома все 10 текинских ковров, упаковал их в чувалы и отправился с отрядом в Персию. Продал и вернулся с тонной пшеницы, которой кормил 50 своих туркмен-пограничников. А тем временем к концу 1919 года закаспийская контрреволюция была разгромлена и "красный шайтан" по доброй воле стал красным уже в политическом смысле. В декабре приказом командующего Туркестанским фронтом Михаила Фрунзе его назначили командиром пограничного отряда "Гермаб". Командир каравана В фильме таможенник Верещагин погибает при взрыве на баркасе. Реальная же судьба Михаила Поспелова оказалась более счастливой. Его карьера стремительно пошла вверх. В мае 1921 года он уже командует 1-м пограничным полком, в ведении которого оказалась полностью вся советско-персидская граница. Принимает участие в разгроме банд басмачей и сил Энвер-паши. Когда основные угрозы были ликвидированы, Поспелова переводят в Ашхабад на должность начальника пограничной учебной школы. Но и там он не смог сидеть в кабинете. Дважды неугомонный пограничник срывался из города на помощь ...советским ученым. Им нужен был человек, который досконально ориентировался в Каракумских песках. Ученые искали месторождения серы, а Поспелов не только знал, где в пустыне находятся места с выходом ее на поверхность, но и мог безопасно провести к ним экспедицию научных работников. Похождения каравана — это тот еще триллер. В песках пустыни Поспелову пришлось повстречаться с бандами басмачей Дурды-Мурды и Ахмед-бека. Тайными тропами, петляя в барханах, Поспелов уводил караван от опасности и параллельно отправлял посыльного в Ашхабад с донесением, ведь он был прежде всего военным. Чекистом. Именно благодаря этой информации Красная Армия смогла провести несколько удачных операций по ликвидации остатков банд басмачей. Пока было все спокойно, Поспелов наносил на топографические карты караванные пути, отмечал аулы, оазисы, колодцы, качество воды в них, рисовал все верблюжьи тропы. В общем, оказал неоценимую услугу ученым. И это не считая того, что все остались живы и здоровы и разыскали месторождения серы. Достойная старость «Хорошая жена, хороший дом — что еще надо человеку, чтобы встретить старость?!» — говорит Абдулла Верещагину. Вот эти слова можно с полным правом отнести к Михаилу Дмитриевичу Поспелову. Выйдя в отставку, он с семьей переехал в Ташкент. Жил в добротном трехэтажном доме на улице Урицкого, по городу ходил всегда в сапогах и гимнастерке, не утратив военной выправки. Вот только огненно-рыжие усы полностью поседели. Но в душе он остался прежним — военным, пограничником, а в первую очередь гражданином страны, за которую уже не было так обидно, как в далеком 1917 году. Михаил Поспелов умер в 1962-м на 79 году жизни. А спустя восемь лет на экраны вышел фильм "Белое солнце пустыни", где таможенник Верещагин стал прообразом человека, посвятившего свою жизнь служению стране. Неважно какой — белой, красной... У Родины нет цвета. © Copyright: Холодный Берег, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|