Осенний марафонДобрый и отзывчивый Андрей Бузыкин, чтобы никого не обидеть, старается всем помочь. Но ситуации, в которые он попадает, становятся более сложными, а главное – до такой степени многочисленными, что Бузыкин уже чувствует, как в буквальном смысле разрывается на части. От него уходит жена. Бузыкина оставляет любовница. Он принимает решение стать другим человеком...
Актёрский состав: Олег Басилашвили, Наталья Гундарева, Марина Неёлова, Евгений Леонов, Норберт Кухинке, Николай Крючков, Галина Волчек, Ольга Богданова, Дмитрий Матвеев, Владимир Грамматиков, Борислав Брондуков, Вадим Медведев, Никита Подгорный, Владимир Пожидаев, Георгий Семёнов, Владимир Фирсов, Георгий Данелия, Ольга Селянина, Артем Карапетян. О ФИЛЬМЕ:
В 1979 году на экраны вышла грустная комедия о писателе-переводчике, не сумевшем разобраться со своими любовными привязанностями. Этот фильм сразу же завоевал зрительские симпатии. Но достигалось это большими трудами. В поисках своего Бузыкина режиссёр Георгий Данелия перебрал немало актёров: И именно таким оказался Олег Басилашвили. Андрей Павлович Бузыкин в его исполнении буквально зажил собственной жизнью, отдельной от режиссёрской задумки, операторской работы и даже от самого «Осеннего марафона». Забег длинной в полтора часа для зрителя и героя превратился в «испытание любовью». Грустная комедия о человеке, разрывающемся между нелюбимой женой (Наталья Гундарева) и любимой женщиной (Марина Неелова) показала срез характеров, причем срез совершенно вневременной. Даже сам Бузыкин стал фигурой нарицательной. История любви, как вечной гонки за чудом (а именно чудо – один из основополагающих моментов в творчестве сценариста Володина), теряет какой-то важный элемент волшебства. И потому перед нами предстает человек не сильный своим чувством, а задавленный необходимостью выбора, неотвратимостью развязки. Даже женщины Бузыкина лишены какой-то важной частички, тёплого лучика надежды. Жена Нина давно привыкла к вранью мужа, но так же, как и он сам, не имеет сил изменить что-либо. Любовница Аллочка тоже оказывается неспособной к счастью и, несмотря на всю свою требовательность, также не выдерживает этого love-марафона. С дистанции сходят обе. И виной тому только сам Бузыкин. Данелии и Володину удалось создать образ человека интеллигентного, безупречно воспитанного, тактичного, доброго и умного, но... не умеющего принимать решения. Его безвольность оказывается не то чтобы краеугольным камнем для его женщин, но уж предательской кочкой – точно. Ложь во спасение, оправдываемая гуманизмом и нежеланием причинять боль на деле оказывается тем самым фактором, который ломает жизнь. Жене, любовнице и самому Бузыкину – в том числе. Невозможность высказать правду, страх перед непредсказуемой реакцией становятся для героя Басилашвили форменной трагедией. Его жизнь – цепь бесконечных попыток совершить всё на свете, успеть везде и всюду – настоящий марафон. Но, сожалению, конца ему не видно. Попутчики случаются на трассе Бузыкина, но все они сходят рано или поздно, не выдержав темпа, не сумев смириться с бесконечными препятствиями из его лжи и слабохарактерности. И вечная формула «хотелось как лучше - получилось как всегда» работает на 100%. Все эти рефлексии сдобрены по-данелиевски грустным юмором, благодаря которому кинокартина попала в разряд комедий – хотя, если задуматься, порой становится совсем не до смеха. Но в мастерстве режиссеру не откажешь – улыбкой Чеширского кота повисает в дождливом воздухе Петербурга светлый юмор Георгия Данелии. Ни трагичности, ни гипердраматизма... да и откуда им быть в бытовой по своей сути ситуации? Фильм, как любая опосредованная реальность, сумел отразить (и притом практически не исказив) жизнь настоящую, а не выдуманную. С её казусами и фарсами, с маленькими радостями и бытовыми предательствами. Это не высосанные из пальца фантазмы – это реальность, втиснутая в рамки 24 кадров в секунду. И проявляется это не только в характерах участников любовного треугольника. Хотя в них – в первую очередь. Героя Е.Леонова, например, можно считать олицетворением народного характера. Будучи человеком простым, положительным, он между тем с завидной настойчивостью спаивает и Андрея Бузыкина и Билла Хансена. Его реплики стали крылатыми фразами, а это верный признак принятия зрителем художественного образа. Показательна и героиня Галины Волчек Варвара – требовательная, стервозная дама, обитающая в квартире, отделанной по последнему слову, что при советском строе считалась как минимум буржуазным пережитком. Она буквально заставляет Бузыкина сделать за неё перевод, а после без зазрения совести перехватывает его договор в издательстве. Все эти персонажи узнаваемы в реальном мире и по сей день. И потом «Осенний марафон», как и многие другие фильмы Георгия Данелии, останутся «по ту сторону добра и зла» – за чертой времени. Влада Гриневски «Осенний марафон – в попытке удержать любовь» http://www.nashfilm.ru/sovietkino/969.html
© Copyright: Холодный Берег, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|