Геннадий Старков

Светлана Баранцева: литературный дневник

http://stihi.ru/avtor/starkov1
Сегодня забрала из типографии новую книгу!
Геннадий Старков "Тернистые тропинки жизни"


Геннадий Иванович Старков – поэт и композитор (проживает в Санкт-Петербурге).
Поэт и автор-исполнитель высокого уровня, вроде Кукина, Клячкина, Дольского, он, по сравнению с ними, малоизвестен.
. Обычная судьба настоящего поэта, который говорит то, что думает…
Композитор Исаак Шварц, автор музыки к фильму «Белое солнце пустыни», познакомившись со Старковым в 2005 году, сказал: «Один из последних, немногих, кто ещё старается сохранить традиции лирических песен, – это Геннадий Старков. Он, пожалуй, самый лиричный и мелодичный из ныне живущих авторов-исполнителей».
Родился Геннадий Иванович в 1940 г. Дворянин по происхождению, интеллигент по воспитанию, после гибели родителей жил в семье своей бабушки - югокамских учителей Исуповых.
Потомок дворянского рода он рано лишился родителей, которые. До восьми лет его воспитывала бабушка, кстати, выпускница Смольного института, потом – детский дом.
Другая тётя – учительница – получила «срок» шесть лет за то, что в оккупации не смогла надёжно спрятать от немцев всех своих учеников, и шесть человек из класса погибли.
– Ну, какой я дворянин? – говорит Геннадий Иванович. – Только вот не пью, не курю и матом не ругаюсь.
Бабушка воспитывала его в лучших традициях русского дворянства и всегда учила его: «Запомни! Ты из очень бедной семьи!» Впрочем, это не мешало ей тайно расплачиваться с колхозниками за вскопанный огород золотишком...
Как ни парадоксально это звучит, но многое о себе и своём творчестве он узнавал постфактум. Все недомолвки, сопровождавшие его детство, прояснились только в конце 90-х прошлого века. Неожиданно для себя он получил приглашение посетить Дворянское собрание Петербурга. Здесь и узнал, что мать и отец – оба из дворянского рода.
Популярность и известность к нему пришла с песней «Колокола». Эта песня всегда объединяла разные поколения и создавала в любой компании неповторимое состояние души.
Геннадий Старков не просто star, он – суперстар. В свои годы он выглядит и чувствует себя, как мальчишка, и вновь поёт «Колокола», шлягер, недавно отметивший свой полувековой юбилей. Член Международного профессионального союза писателей, в творческих кругах Старков – автор около 100 песен и 50 музыкальных композиций. Многие, растиражированные Владимиром Маркиным и Евгением Осиным, народ знает как «Отче наш»: «Ялта», «Попутчица», и, разумеется, «Колокола».
Песне «О спящей деревеньке», которая была написана в 12 лет, рукоплескали во Франции, в Испании, в Португалии, куда она попала благодаря Ленинградскому ВИА «Вечерний звон».
Профессионально сочинять – и слова, и музыку – он начал с 12 лет. Точкой отсчёта стала «Песенка о спящей деревеньке». Правда, узнал об этом лишь в 1971 году, когда песню включил в свой репертуар популярный в то время в Ленинграде ВИА «Вечерний звон». Сам он себя профессионалом в 12 лет, разумеется, не мыслил.. Отец, кадровый военный, был репрессирован. В 1947 году арестовали и мать. До этого она успела отдать его «знакомой старушке» в уральской деревне Потанино. Там он и рос до школы. Зимой жил и учился в городском детдоме. На лето возвращался в деревню. Воспитывавшие его старушка и её дочь говорили, что он – подкидыш. Мать его бросила, так как самой жить не на что. Лишь в 90-е годы он узнал: та «старушка» и женщина – его родные бабушка и тётя по материнской линии. Бабушка Валерия Ивановна вскоре после революции уехала на Урал, тщательно скрывая своё происхождение.
Своё первое стихотворение Геннадий Старков сочинил в семь лет. К ним приехала погостить племянница Валерии Ивановны, Лира Фофанова, будущая поэтесса Елена Петрова. Она читала свои стихи, а маленький Гена без обиняков заявил, что это ерунда, так «придумывать» может каждый. И на спор к обеду выдал своё сочинение. Взрослые послушали и вынесли вердикт: это, без сомнения, плагиат. Слово незнакомое, но суть он понял верно: «плагиат» – значит плохо. И чтобы взять реванш, тут же за обедом сочинил новое четверостишье:
Наша курица-наседка
Приглашает в гости редко,
Потому что у наседки
Есть гнездо, но нет беседки.


Валерия Ивановна покачала головой и сказала, обращаясь к племяннице: «А ведь Гена тебя превзойдёт».


Песня «Колокола» – плод неразделённой любви в 17 лет. К тому времени он уже окончил музыкальное училище по классу баяна, был автором нескольких песен. По молодости «специализировался» на так называемом дворовом жанре. Но о лаврах популярного автора-исполнителя тогда, конечно, не помышлял.
Во время службы в армии (в авиационно-истребительном полку на Курильских островах с 1960 по 1964 год) записал «Колокола» на магнитофонную ленту. Раздавал её налево-направо однополчанам, уезжавшим на материк. А однажды подарил корреспонденту газеты «Суворовский наетиск» Дальневосточного военного округа. Этот журналист и стал одним из мнимых авторов «Колоколов».
– Печально, что у песни много «авторов». Я уже устал доказывать, что я не верблюд, – говорит Старков. – Один самозванец приписывал себе авторство, хотя песня старше его на четыре года.


Демобилизовавшись из армии, семь лет прожил в Приморье – с 1964 по 1971 год – в Кавалерово, в Лифудзине. За это время изъездил почти весь край.


В 1971 году решил уехать в родной Ленинград. На хлеб стал зарабатывать, устроившись шофёром. А как автор-исполнитель сразу окунулся в творческую среду. В те годы на невских берегах жизнь в бардовских клубах, называли их ещё клубами самодеятельной песни, кипела вовсю. Концерты собирали битком набитые залы всевозможных Дворцов культуры (ДК).


Старков выступал много и с удовольствием. Но недаром говорят – история повторяется дважды: один раз в виде трагедии, другой раз в виде фарса. Так получилось и в жизни автора-исполнителя.


Первый раз он чуть не пострадал в 11 лет, когда отправил своё стихотворение в «Пионерскую правду». Описал то, что видел своими глазами, – умирающую деревню:


…И словно бы от горя обессилев,
Опустили ветви вниз берёзы.
И от этой бедности России
Поневоле набегают слёзы.


Из редакции в школу поступил «сигнал», и его чуть не исключили из пионерской организации. Тогда для него это была трагедия. Выручили директор школы и учительница русского языка.


А в 1973 году на концерте в ДК имени Газа он «на ура» исполнил новую песню «Могила неизвестного солдата». А потом была песня «Над Россией плачут журавли». сотрудник правоохранительных органов ему выговаривал: «Вы что, похоронили Россию? Конечно, песня хорошая – слова в целом и музыка… Но о каких деревнях, о каких церквях вы плачете?» Старков переименовал песню в «Журавли» и продолжал её исполнять.
Спустя несколько месяцев в том же ДК вновь прозвучала его песня «Могила неизвестного солдата». Представитель органов категорически рекомендовал: «Исчезните со сцены от греха подальше». Была угроза серьёзной или просто конкретному чекисту на территории его ответственности не нужен был лишний «диссидент», сказать теперь сложно. Но самого Старкова лавры мученика-диссидента не устраивали. И он на полтора десятилетия прекратил публичные выступления.
– Музыка в то время была для меня главным делом жизни, при этом я всегда увлекался автомобилями, – вспоминает Геннадий, – а после того концерта в 1973 году решил: теперь будет наоборот.
Он окончил с красным дипломом Ленинградский автотранспортный техникум, потом инженерно-экономический факультет «политеха» и факультет автомобилей и автомобильного хозяйства Северо-Западного заочного политехнического института. Работал на транспортных предприятиях Ленинграда, вырос до директора автопредприятия.
Публичные выступления он возобновил в 1989 году. Это был едва ли не первый концерт авторов-исполнителей, транслировавшийся в живом телеэфире. Когда Старков вышел на сцену, ведущий с милой непосредственностью воскликнул: «Ого, Гена, да мы тебя уже похоронили». А потом обратился в зал: «Вот – перед вами легенда бардовской песни».
От титула «легенда» Старков решительно открещивается. Впрочем, как и от своей причастности к бардам. Хотя среди них у него много друзей и близких по духу людей.
– Барды держат меня за своего и не хотят отпускать, – говорит он, – хотя бардовские и «уличные» песни я писал только до 20 лет. Уже давно работаю в лирическом жанре.
Он не любит писать по заказу. Но исключения бывают. К 300-летию морского флота написал слова для двух песен: «Морская душа» и «Я знаю». Музыку написал петербургский композитор Владимир Деньговский. В 1997 году эти песни звучали на Дворцовой площади.
В середине 90-х одна из радиостанций FM объявила конкурс (видимо, чтобы привлечь слушателей): написать слова на мелодию, звучавшую в фильме «Крёстный отец». Стихи сложились сами собой, и Старков послал их на радиостанцию. Никаких вестей с этого FM-радио не получил и про конкурс больше не вспоминал. А потом как-то в клубе авторов-исполнителей ему говорят: слышали по радио твою песню на мелодию из «Крёстного отца». Старков отреагировал просто: «Ну вот, без меня меня женили».
В фильме «Штрафбат» звучит его песня «Неверная жена», написанная в 16 лет. Звучит тоже без упоминания автора. И тоже он узнал об этом, когда фильм вовсю крутили в кинозалах. Песня Старкова «Пока» звучит в телепередаче «В нашу гавань заходили корабли». Он много выступает – часто перед преподавателями вузов. Перед студентами тоже, как говорит сам поэт, преподаватели чаще приглашают. Вообще он привык выступать перед теми, кто разбирается в музыке, литературе
Последние пару лет поступают предложения в духе времени: написать корпоративные гимны. Как правило, он отказывается. Конечно, крупная фирма должна иметь свой гимн. Это как визитная карточка, считает он. Но, во-первых, фирма должна быть солидной, а, во-вторых, надо хорошо знать её изнутри, чтобы написать достойные и музыку, и текст. Три года назад он написал гимн «ЛУКОЙЛа». И сделал профессиональную запись в исполнении оркестра Ленинградского военного округа. В ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт», где работает Старков, гимн исполняют по торжественным случаям. А на морском терминале по перевалке нефтепродуктов под Выборгом «ЛУКОЙЛ-II» с него начинают каждый рабочий день.
Петербургский концерт, посвящённый 50-летию песни «Колокола», организаторы объявили началом фестиваля «Души моей колокола». Инициатор затеи – Русский культурный центр (РКЦ), который много сделал, чтобы восстановить справедливость и подтвердить авторство Геннадия Старкова. Теперь Геннадия Старкова часто приглашают выступить на фестивалях, концертах, встречах.
И дай Бог побольше сил и здоровья этому замечательному человеку с молодой душой и горячим сердцем!...
В семье Геннадия Старкова ни супруга, Лидия Григорьевна, ни две дочери,- Ирина и Наташа, ни два внука Дмитрий и Андрей к музыке особой страсти не питают. Хватит им одного самородка, который играет на баяне, фортепиано, гитаре и ударных, да ещё и хиты пишет. И пусть его имя стране не так хорошо известно, зато на территории всего бывшего Советского Союза его «Колокола» поют как народную песню. А если в копилке у автора есть хотя бы один такой хит, о большем мечтать не приходится.
Геннадий говорит: «Вообще-то я себя не считаю поэтом с большой буквы. Я автор - исполнитель и пишу в основном музыку и тексты к песням. А нас авторов исполнителей - Мэтры от поэзии считают на несколько порядков ниже их величества поэтов. Но я не обижаюсь на такую низкую оценку. Главное, что мои песни нравятся людям, а остальное всё преходящее. Так что я совершенно спокоен за себя. А песни мои «Колокола», «Ялта», «Попутчица», «Деревенька моя», «Журавли», «Отчий дом» - поёт уже, наверное, третье поколение. Да и последние песни «Жёлтый листопад», «Женщина из осени», «Невезучая», «Морская душа», «Погадай цыганка мне» тоже нравятся людям, и даже поют их. Это меня и радует. Значит, не зря терзаю ноты и буквы».
Еще хочется добавить, что это удивительно добрый интеллигентный человек, с молодой душой, большим сердцем, с которым интересно общаться, у которого интересно учиться!



Вера Аксёнова
Светлана Баранцева



Другие статьи в литературном дневнике: