***

Винил: литературный дневник

18 январь 2015 г. ·


Дмитрий Гаранин:
"У меня много френдов-литераторов, и гораздо больше половины изпользуют Фейсбук для распространения своих произведений. Есть и такие, которые здесь дают лишь ссылки на свои публикации в журналах, о выходе книг и прочих мероприятиях. Поскольку всё движется в сторону самиздата, победит первый подход. Например, я не читаю литературных журналов регулярно, но читаю много стихов на Фейсбуке. Время от времени заглядываю в хранилища, чтобы посмотреть какого-либо автора."(c)


Я, увы, слишком непрактичен, Дмитрий. Если/когда победит первый подход, то на литературе, в частности - русской литературе и поэзии, можно поставить жирный крест. Это моё твёрдое убеждение. Наберусь терпения и некоторой наглости - напишу довольно "объёмный текст". Надеюсь, что мои знакомые литераторы меня поймут... хотя и не уверен в этом. Не так давно, начав писать стихи (а я думаю, что то, что я пишу на сегодняшний день, уже стихи), не мог не задаться извечными вопросоми - "а нафига?", "кому это нужно?",что такое поэзия?" и т. д. На кой, простите мой французский, мне это надо? Ведь совершенно понятно, что, как говорится, ни денег, ни славы.


Совершенно понятно, что "все места давно распределены", a конкурс идёт по отбору в тусовки разного уровня и не более того. Чтобы ответить (самому себе) на эти вопросы, пришлось проделать обычный виртуальный путь, любого начинающего графамана. Первой ступенью были лит. группы на ОК (Одноклассники). Есть что впомнить, над чем посмеяться. Затем - стихира, поэзия.ру, ещё ряд сайтов, включая КК(контркультурные)-ресурсы, куда многие авторы просто боятся сунуться. Выводы не заставили себя ждать - всё то же, всё те же. Раздел на группировки, совершенное неприятие (или безоговорочное одoбрение) чего-либо, скандальчики по поводу и без повода. Расхождения по разным причинам, как-то - гражданская позиция, религия, отношение к ... (неважно кому), разделение на чужих и наших. ВЕЗДЕ одно и то же. В-Е-З-Д-Е.


И я сам, конечно же, не избежал всех этих милых ловушек и капканов. Не было такого дерьма, в которе не наступил))) Но время-то идёт. Кто-то понимает, что хорош уже в этом топтаться, а кто-то... Мне кажется, я понял. Осознал. Больше не захотел. Душец, знаете ли... Что дальше... Понимание простых истин. Например, что пишу дохленько, что надо учиться, совершенствовать технику стихосложения, приобретать знания и некоторые навыки. Что надо почитать классиков, и не только отечественных... А времени-то нет. И все советы и длинные списки "совершенно необходимой" литературы невозможно осилить физически. Особенно, если начал в 48. Времени нет. Приходит потребность в учителях. Реальная, насущная, необходимая... И они появляются. Именно в сети чаще, чем в реальной жизни. Тут, опять же, надо ещё и выбрать "своего" наставника. Не хорошего/опытного/знающего, а СВОЕГО. И лучше - не слишком известного и обласканного вниманием. Иначе жить вам в его/её тени. И неважно, пишет ли этот человек сам, имеет ли соответствующее образование... Важно, чтобы у него было литературное/поэтическое чутьё и вкус. Чувство слoва, речи. И требовательность, не грубая, но требовательность.


На сегодняшний день среди моих интернетных знакомых есть разные люди. Как авторы, в том числе довольно именитые, так и профессиональные редакторы с немалым стажем. Практически каждый из них мне что-то дал, что-то показал и объяснил. Каждому из них это стоило сил и нервов, с каждым из них я отчаянно спорил и ругался, доказывая, что я тут весь такой-растакой крутой))). Меня? Учить? Да ёлки-палки, как можно?))) А они учили... Как могли, незаметно, постепенно. Со многими я разругался по самым разным причинам. Но благодарность за науку сохранил по сей день. Не смотря ни на что, не смотря даже на то, что никогда не буду общаться с этими людьми. Я им благодарен. Будем считать всё вышенаписанное вступлением...


Да простят меня те, кому придётся читать мой титанический литературный труд в прозе. Единственное оправдание - прозу не пишу вообще, Тем более - публицистику. Итак, результаты некоторых наблюдений - 1) Одни и те же стихи, показанные на разных ресурсах, вызовут совершенно разную реакцию. Срабатывает "тусовочый взгляд", правила оценивания, принятые на данном сайте, сложившиеся за время его существования. (проверено) 2) Одни и те же подборки стихов будут совершенно по-разному приняты и оценены разными редакторами и критиками. (проверено). 3) Ваши стихи, выставленные под именем известного автора будут встречены на ура теми же людьми, которые их не замечали на вашей странице. (проверено) Делайте выводы, господа.))) Резюме - Естъ три основных категории оценщиков. Первая - читатель. Искушенный/неискушенный. Он будет исходить прежде всего из того, "торкнуло" его ваше произведение, или нет. Вас ожидают "стипломы", "опы", "аффтар, выпей йаду или убейся ап стенку". Ну, и вдумчивые комментарии тоже, хотя и нечасто.


Вторая - филолог/лингвист/словесник. Тут уже будет затрагиваться техника (геометрия) текста. Размер, ритм, рифма и т.д. Будут разговоры о дактилях и хореях, о разностопых ямбах, и прочей лабуде.


Третья категория - редакторы/критики/литературоведы. Вот когда вы узнаете о "цветаевщине, торчащих ушах Бродского, явного звучания Пастернака..." не говоря уже о Пушкине и иже с ним. То, что вы могли этих авторов и не читать вообще (кроме школьной программы) никого не заинтересует. Вы лжете, господа, читали, и не далее, чем вчера, это видно по тексту, по некоторым особенностям, оборотам речи. И вот тут... сами поглядите - ну прямо Ахматовская строка, как вам не стыдно, автор. А этот ритм? Это же Высоцкий. А вот и Окуджава... Нехорошо-с...


Последнее... Вывод, сделанный довольно давно. Не самый лицеприятный, но подтверждённый опытным путём. "Бабочки летят на свет, пчелы - на мёд, мухи, пардон, на ..... это самое. Ни тех, ни других, ни третьих переубедить НЕ-ВОЗ-МОЖ-НО." Не пытайтесь этого делать, не тратьте ваших сил и времени. Относитесь с уважениям к критике, которая вам даёт возможности к совершенствованию, а не разрушает сделанное и ещё не сделанное. И помните - самый прекрасный антиквариат - это прошлое. Сегодняшний день требует другого, нового подхода к творению/созданию всё того же вечного, а вовсе не модного на сезон. Инструментарий у каждого свой, подбор учебного материала - тоже. Для меня лично, это три вещи - "Как делать стихи" Маяковского, "Три стиля" Ломоносова, и нобелевская лекция Бродского. Это, разумеется, далеко не всё... но вполне достаточно, чтобы определить свой подход, не углубляясь в детали... Дмитрий, специально для Вас возвращаюсь к началу моего опуса))). На ФБ множетво авторов, самого разного уровня, ИМХО. Пришли они сюда с тех жe стихиру, ПРУ и прочих ресурсов. Пришли потому, что здесь легче себя тиражировать, легче общаться (на то это социальная сеть). Литресурс - это формaт одинoчества, как сказал мой друг, а соцсеть - формат общения. Здесь удобнее побренчать медальками и пошуршать дипломами, удобнее образовать "филиал" литресурса с куда бОльшими возможностями для лёгкой и непринуждённой "светской" болтовни. Это вполне объяснимо и нормально... Ничего плохого тут нет. Но это не подход, который решает литературные/поэтичеcкие проблемы. Да и интернет не самая надёжная штука... Вот заблокируют сайт, и что тогда? Отношения пишущего и читающего - это отношения между производителем и потребителем. Не путать с "продавец-покупатель". Вопрос в том, насколько хорошо предлагаемое, насколько оно нужно (по всем параметрам) потребителю. Упаковка (носитель) имеет значение, но только до тех пор, пока читатель не распробует, что же там внутри. Особенно - искушенный, опытный, с тем самым чутьём, о котором говорилось выше. И за хорошим он пойдёт в любой "магазин" . А не пойдёт - его проблема, пусть довольствуется суррогатом, подделкой, низкокачественным продуктом. Так мне кажется (с)))


PS. Я уже говорил, что непрактичен? Кажется - да...
PPS. Всё вышеизложенное - абсолютное ИМХО, и не имеет отношение к кому-либо персонально. Сходство и т.д. являются случайными.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.01.2023. ***
  • 30.01.2023. ***
  • 29.01.2023. ***
  • 27.01.2023. ***
  • 25.01.2023. ***
  • 23.01.2023. ***
  • 21.01.2023. ***
  • 18.01.2023. ***
  • 17.01.2023. ***
  • 14.01.2023. ***
  • 11.01.2023. ***
  • 10.01.2023. ***
  • 09.01.2023. ***
  • 04.01.2023. ***
  • 02.01.2023. ***