Смысловая рифма.

Галина Ливенцева: литературный дневник

Смысловая рифма, и примеры с этическими системами и менталитетами
В принципе, то, о чём я обычно говорю, и то, что меня сейчас интересует - это "смысловая рифма". Примерно так: а дальше уже легко обнаружить смысловую рифму между дихотомиями Переслегина, сферами Афанасьева...


То есть (в данном контексте) если человек называет цепочку понятий определённой длины, то вполне возможно, что её можно будет уподобить другой цепочке понятий с похожей структурой - подобрать к ней рифму. Возможно даже, что сам человек несознательно "рифмует" свою мысль с какой-то закономерностью, уже существующей у него в голове.


Например, я тут часто пишу о цепочках из четырёх элементов. В принципе, четыре элемента образуют тетраэдр, правильную пирамидку, то есть их можно развернуть в любой необходимой нам последовательности. А получившиеся цепочки можно рифмовать друг с другом. Есть то, что я иронично называю "последовательностью Геста" (напр., Огонь-Вода-Воздух-Земля). Эта последовательность не идентична простому ряду натуральных чисел - 1-2-3-4, но её можно с ней срифмовать. Например, чётные числа традиционно считаются женскими, а нечётные - мужскими, это даже обосновывать не надо. Три в нумерологии - число небесное, а четыре - земное. Таким образом, получаем Мужское-Женское-Небесное-Земное, что напрямую отсылает нас к европейским стихиям. Хотя, при желании, тут можно и китайцев вспомнить ("два образа порождают четыре символа..."), и вообще всё, что угодно. Принцип ясен? Есть такие устойчивые рифмы, как четыре стихии, или четыре менталитета Переслегина, или четыре этические системы Крылова. На самом деле, это разные вещи, хотя их можно связать - срифмовать - друг с другом. И есть, например, контуры Лири. Сначала я считал, что это нечто совсем иное (тем более, что контуров-то восемь), но сам Лири вполне себе отожествлял четыре первых контура и со стихиями, и с мастями Таро. Как выяснилось, их вполне можно привязать к какой-нибудь последовательности из моих концепций - не напрямую, нет, но через несколько промежуточных смысловых рифм. Это же не точная наука. Пусть А совсем не похожа на С, но она даёт нам B, из которой уже вполне можно вывести C.


Что нужно помнить? Сам факт подбора создаёт ассоциацию (ассоциация может быть и неосознанной), которая влияет на наше восприятие подобранных понятий, искажает и создаёт новые оттенки смыслов. Если мы срифмуем КОТ и КИТ, мы уподобим кота и кита.


Опять же, пример... Цитата:


"udod99 справедливо рассуждает, что цивилизациия в современном мире определяется четырьмя понятиями:


Свобода. Демократия. Рынок. Закон.


Базовые ценности современного Запада, каким бы он ни был.


Ни одно общество, отрицающее хотя бы одно из четырёх перечисленных понятий, не выживет в исторической перспективе".


Понятно, что речь тут идёт о том, что Крылов назвал Западом. И для Запада по Крылову все эти понятия относятся к одному смысловому полю. Справедливое общество - демократия, демократия - это свобода, закон - это то, что создаёт и поддерживает демократию, и т.д.


Но мы можем раскидать эти понятия по всем четырём этическим системам - Свобода для Юга, Закон для Востока, Демократия для Запада и Рынок для Севера.


При этом, как я уже писал, Свобода для Юга не имеет ничего общего с западным пониманием "свободы личности в рамках правового демократического общества". Южная свобода - это возможность и моральное право совершать действия, повышающие шансы на выживание в сложных условиях. С точки зрения Запада, это какая-то "готтенотская мораль" - "я украл корову - хорошо, у меня украли корову - плохо". Да, всё правильно - если я добыл ещё одну корову, это увеличивает мои шансы на выживание, что хорошо, а если корову у меня отобрали, то мои условия явно ухудшились, и это плохо.



Опять же, для Востока важно то, что Восток может назвать Законом - при этом, восточный закон вполне может быть предельно недемократичным, и, с точки зрения Запада, несправедливым (сословным, иерархичным). Закон Востока здесь будет противопоставлен Рынку Севера - как система жестких вертикальных связей с заранее установленными ценностями, с одной стороны, и система гибких горизонтальных связей, договорных отношений, где "цена" различных вещей меняется в зависимости от текущей ситуации, с другой.


Но вот мы возьмём менталитеты. Как я уже много раз говорил, они не совсем совпадают с этическими системами Крылова; проще всего считать, что они "сдвинуты на 45 градусов". Таким образом, буржуа возьмут себе Рынок и Демократию. Дайте им нормальные товарно-денежные отношения, возможность заключать договора и совершать сделки, уважение к правам личности, публичную политику и инструменты для лоббирования своих интересов - и всё остальное они сделают сами. Демократия вполне устраивает представителей менталитета буржуа по Переслегину, ведь они умеют объединять усилия, способны на классовую солидарность, их банально много, и т.д.
А вот интелям тоже нравится уважение к личности, свобода слова и прочие завоевания демократии, но Рынок им не близок, они предпочитают Закон - справедливый, защищающих их интересы Закон, по которому должно жить справедливое, разумно устроенное общество.
Варвары возьмут Свободу. Весь этот интельский Закон с Демократией им чужд, потому что связывает руки ("то нельзя, это нехорошо"). Это Цивилизация, которой варвары не доверяют. И да, они возьмут Рынок, потому что Рынок - это хорошо. Рынок можно охранять, рынок можно грабить, на рынке можно сбывать награбленное. (Слайд: makarovslava объясняет, что изменилось к лучшему в связи с распадом СССР. Жизнь стала опаснее, жизнь стала тяжелее, но появилось больше возможностей для манёвра, больше шансов, которые может использовать предприимчивый человек.)
Наконец, аристократам нужен Закон - и Свобода. Вот такие они у меня противоречивые. Собственно, в этом и заключается их особенность в рамках моих систем, правильные аристократы - это Огонь и Лёд. С одной стороны, им нужен Закон, который бы всё расписывал - где высшие, а где низшие, и что хорошо, а что плохо. С другой стороны, для себя они потребуют ещё и Свободы, "и чтоб каждый шляхтич был хозяин своей чести и своей сабли", что-нибудь в таком духе.


Надеюсь, я понятно объяснил, что такое смысловая рифма :).


Ну вот ещё один пример-цитата. Белогвардейский военный теоретик Керсновский ругает пацифистов:
"«Интеллектуальная чернь» двадцатого века, так называемые пацифисты, а также руководящая и в то же время руководимая этой чернью ярмарочная дипломатия, видят в роспуске армий средство избавиться от войн. По их мнению, наличность вооруженной силы является причиной зла: кровожадные генералы, чающие отличий, «пушечные короли», ждущие барышей, вовлекают страну в военную авантюру попустительством «вырождающихся династий» и «секретной», притом еще титулованной, дипломатии".


Итак, генералы, капиталисты, вырожденцы, дипломаты. Мы вполне можем срифмовать это с четырьмя менталитетами по Переслегину. Давайте представим, что представители этих четырёх менталитетов, идеальные, чистые типажи, решили сыграть в ролевую игру на тему происхождения войны.
"Чур, мы будем крутыми капиталистами, ждущими барышей", - скажут буржуа, - "Мы забираем себе промышленность и финансовый сектор".
"А мы будем кровожадными генералами!" - это уже варвары. - "Будем всех мочить! Упал-отжался!"
"Тогда мы берём на себя роль вырождающейся династии", - гордо заявят аристократы.
"А мы... а мы... займёмся тайной дипломатией!" - решат интели, - "Договоримся между собой за закрытыми дверями, и всех вас за-ма-ни-пу-ли-ру-ем".
https://gest.livejournal.com/826505.html#



Другие статьи в литературном дневнике: