23. 04. 2022

Алла Шарапова: литературный дневник


Публикую одну маленькую статью. Сочтут, конечно, за саморекламу. Пусть так, но мне жаль, если она пропадет.


Эдуард Кранк
ГОЛОСОМ ГЕРДЫ
5 декабря 1996 г.в Москве состоялась презентация книги стихотворений
Аллы Шараповой «Среди ветвей». А ровно год спустя в Чебоксарах был отпечатан тираж первого выпуска альманаха «Чертополох» со стихотворениями Аллы Шараповой. То обстоятельство, что чебоксарский альманах начался публикацией стихотворений замечательного поэта, ставит высокую планку дальнейших публикаций. Буклет сопровожден иллюстрациями художника Виктора Бритвина.
Классически сдержанная просодия Аллы Шараповой, воплощенная преимущественно в пятистопном ямбе, обладает редчайшим достоинством: независимо от того, каков общий тон того или иного стихотворения, почти в каждом из них есть то, что можно назвать счастьем языка. Стихотворения, опубликованные как в альманахе, так и в московской книге «Среди ветвей», написаны в разное время: самые ранние помечены концом 60-х, поздние – серединой 90-х. Я не люблю писать о стихах – прежде всего потому, что о них нельзя рассказать иначе, как только читая их вслух. Но о некоторых особенностях все же скажу.
Почти все стихотворения носят «балладный» характер, т.е. они в известной степени эпичны: в них есть повествовательный сюжет и есть герой, которого отнюдь не всегда имеет смысл называть «лирическим». Таким образом, каждое стихотворение обладает своим хронотопом, идет ли речь о Наполеоне в Москве, о княгине Ольге в Цареграде или о литературной «кухне» на Арбате тридцатилетней давности. Но к какому бы хронотопу ни отсылало нас то или иное стихотворение, все они проникнуты поразительным единством живого женского голоса – голоса девушки, женщины; возлюбленной, отвергнутой или просто прохожей.
Этот голос прекрасен. Он осмыслен и безыскусен в высшем смысле этого слова. Этот голос полон – не так, как у Маяковского, разумеется, совсем иначе, по-женски. Интонация прощения в нем – вот что в нем самое дорогое, чудесное, подлинное. Эту интонацию нельзя придумать, ее нельзя навязать извне. Она есть необходимая поступь Формы, ее дыхание. Даже там, где звучит порой довольно резкое суждение (что, вообще говоря, противоречит речи, ибо поэт не может «судить», у него другая задача), этот недостаток искупается просодической чистотой: суждение переплавляется в огне поэтического говорения.
Я не люблю панегирического тона в критических статьях. Но вся штука в том, что перед нами действительно большой поэт, один из крупнейших поэтов современности, и при этом – живой поэт. Я могу назвать от силы шесть-семь имен из живущих ныне поэтов, которые могли бы составить достойное окружение имени Аллы Шараповой.
И в целой жизни им всего милей,
Что к сердцу лабиринтами ума
Подходит молча муза и зима –


Не тучкой снежной - девочкой прилежной,
Родившейся на бледных небесах,
Не бабой снежной – королевой снежной
В сиянье льда, с прическою небрежной,
С латунною луною в волосах.
(«Зимний поселок»)
Разумеется, этот холодный прекрасный образ андерсеновской сказки не соответствует теплому «домашнему» облику поэта. Но Герда не была бы Гердой, если бы не было снежной королевы. Воплотить в себе оба эти образа – редко-редко кто из поэтов-женщин способен на это. Из современниц я могу назвать Ольгу Седакову и Людмилу Улицкую. И сама эта двойственность чудесно важна, ведь
…у поэтов есть одна дорога –
Любить себя и драться за других.
(«Секстина Марии»)


Опубликовано в еженедельнике «Экран и сцена» (Чебоксары, 1997 - февраль).



Другие статьи в литературном дневнике: