Игорь Гржебин странички биографии
Элина Скорцезско с Игорем Гржебиным.
25 февраля 2018 г. ·
Игорь Гржебин и "Старый скрипач".
Немного о художнике и его знаменитых корнях
13 февраля 2018 г. я разместила работу Игоря Гржебина "Старый скрипач", и на сегодня, благодаря аудитории Фейсбук и её перепостам на свои странички, эта работа охватила более 22,5 тыс. чел. по всему миру.
Безусловно "Скрипач" имеет свою магию. И дело не только в том, что художник отличный рисовальщик, сумевший "сватить" экспрессию, динамику момента. Все жанровые работы, имеют свою философию, свою историю. У скрипача тоже есть своя история. История самого художника и история семьи Гржебиных оставивших след в истории России в разных её аспектах.
Прапрадед художника - Исай (Шия) Гржебин, родился в 1810 г. Отставной николаевский солдат, отслужившего полный 25 летний срок службы. Около 50 лет от роду, женился на некоей Гите и успел подарить миру 5-х детей: Наума, Аврама, Елизавету, Зиновия и Софью. А самим детям подарил Исай то, на что у него самого никогда не было ни времени, ни сил, ни возможности — образование.
Двоюродный прадед - Зиновий Исаевич Гржебин родился в июле 1877 г. в Чугуеве, небольшом украинском городке. Несмотря на то, что в дальнейшем Зиновий окончил Харьковское художественное училище, молодой Гржебин поехал учиться живописи в Мюнхен, где поступил в знаменитую мастерскую Шимона Холлоши. Далее, уже в начале 1905 г., оставив Париж, где он продолжал учиться живописи, Зиновий Исаевич появился в Петербурге с идеей создания нового художественного журнала. Издательское дело стало в последствии его истинным призванием. Собрав вокруг нового дела лучшие тогдашние литературно художественные силы – М. Горького, Л. Андреева, А. Куприна, В. Серова, И. Билибина, М. Добужинского, Е. Лансере и других, – Гржебин выпустил в конце 1905 г. первый номер журнала «Жупел», а по его закрытии - литературно-художественный альманах «Шиповник». Со временем, при содействии М. Горького, было создано частное Издательство З.И. Гржебина в Берлине для издания книг для России в хорошем качестве. В 1923 г. договорные отношения были нарушены со стороны Госиздата. З.И. Гржебин был разорён, выпустив заказанные издания на собственные средства, но не допущенные в Россию.
Незадолго до отъезда во Францию Гржебин устроил в Берлине прощальную итоговую выставку – свидетельство его чрезвычайно напряженной и необычайно плодотворной деятельности с мая 1922 по октябрь 1923 года. Среди 225 книг, выпущенных им за это время, посетители могли увидеть самые разнообразные издания: от русской художественной литературы и изданий по искусству до учебных пособий и географических атласов. Наряду с сочинениями М. Лермонтова, Н. Лескова, Н. Некрасова и А. Чехова в издательстве увидели свет произведения А. Белого, М. Горького, С. Есенина, Ф. Сологуба, А.Н. Толстого и др. Встречались на выставке и изысканные библиофильские издания, такие, как трехтомное сочинение П. Муратова «Образы Италии», выпущенное в малом формате на рисовой бумаге; третье (и лучшее!) издание замечательной книги И. Лазаревского «Среди коллекционеров»; очаровательное издание «Первой любви» И. Тургенева с иллюстрациями В. Конашевича... А любители поэзии могли увидеть здесь едва ли не лучший сборник Б. Пастернака «Сестра моя жизнь», с портретом автора работы Ю. Анненкова. Выставка заинтересовала весь «русский Берлин» и имела большой успех.
Материальные проблемы будут преследовать издателя до конца его жизни и 4 февраля 1929 г., вконец отчаявшись, после тяжелых переживаний, он
умер от разрыва сердца.
Двоюродные бабушки -Трёх дочерей Зиновия Исаевича Гржебина звали Ирина, Елена и Лия. Девочки с младых ногтей попали в утончённый и изысканный, как табакерка, мир Серебряного века, а одна из них, Лия, стала прототипом знаменитой сказки Корнея Чуковского «Крокодил». Капа, Ляля и Буба — под этими домашними именами они остались в слое мемуаристики рубежа 20-х годов.
Гржебины всегда находились в центре культурной жизни русского зарубежья, работали с Ф. Шаляпиным, Э. Купером, А. Саниным, умея при этом не раствориться в культурной кутерьме Парижа. Характерный танец, отправная точка балетной жизни сестёр Гржебиных, интересовал Ирину настолько, что уже в 1938 году, когда ей было тридцать с небольшим, вместе с Лией она открыла в Париже собственную хореографическую школу, специализировавшуюся именно на этом направлении балета. Позже на базе этой школы возник «Русский балет Ирины Гржебиной». Характерные классы проводились раз в неделю, а другие пять дней Ирина и Лия преподавали классический танец на разных уровнях: детям, начинающим, профессионалам, любителям .
Ирина примет почетное предложение вести класс характерного танца в балетной школе парижской Гранд-Опера. Но и даже удостоившись многих почестей — в том числе медали Парижа и ордена Кавалера Искусств и Литературы Франции — Ирина продолжала вести студию вместе с сестрой Лией. Она пережила свою Лялю на 6 лет, скончавшись в августе 1995 году.
Братья Лии, Капы и Бубы, Алексей и Товий, стали учёными: биологом-энтомологом и физиком.
Прадед художника - Единственным из детей Исая, кто так и не покидал России, оказался Наум (Нахман), родившийся в 1861 г. в Саратове. Живописец по образованию, Наум был близок к своему именитому брату, издателю Зиновию. Правда, круг его общения был несколько иным — художественное объединение «Мир искусства». О близости Наума к высшей культурной прослойке говорит даже такая небольшая деталь: у Б. Кустодиева, бывшего хорошим другом Наума Гржебина и входившего с ним в Астраханский художественный кружок, есть замечательный портрет Софьи Гурни, супруги сына Наума, Товия. Товий же, кстати, работал на издательство Зиновия Исаевича Гржебина.
Дед художника - Намного большую славу добыл второй сын Наума, тёзка его прославленного брата — Зиновий Наумович Гржебин (1893–1961). Зиновий Наумович известный ученый дерматовенеролог, проработал в УССР на кафедрах самых разных городов. В 1916 г. Зиновий Наумович окончил медицинский факультет Казанского императорского университета, а неполных десять лет спустя, в 1925-м, был избран профессором кафедры кожных и венерических болезней Смоленского медицинского института. Ещё через пять лет, в 1930-м — профессором Ростовского медицинского института. В 1934 г. ему присвоена ученая степень доктора медицинских наук. В августе 1941-го Гржебин пошел добровольцем на фронт, но вскоре попал в окружение и был взят в плен, откуда бежал к партизанам в июле 1943 г. После Великой Отечественной города менялись, как в калейдоскопе: Ростов-на-Дону, Сочи; потом — кафедра кожных и венерических болезней Черновицкого медицинского института. В 1958 г. З.Н. Гржебин был приглашен на должность заведующего дерматологическим отделом Украинского научно-исследовательского кожно-венерологического института (Харьков), где работал до июня 1960 г.
Художник Игорь Михайлович Гржебин, внук Зиновия Наумовича. Родившись в Севастополе и окончив Первую Художественную школу, Игорь поступил в 1981 г. в Мухинское художественное училище....и меняет направление. В 1990-м оканчивает биофак Симферопольского государственного университета и в общей сложности 10 лет занимается онкоиммунологией, биохимией и экспериментальной медициной в Москве, Петербурге и Киеве. Развал Союза заставил определиться с окончательным местом работы — несмотря на предложения из Москвы и Бостона (США), Гржебин окончательно возвращается в Крым. Только в начале 2000-х Игорь Михайлович решается, наконец, вернуться в живопись. Первая персональная экспозиция работ Гржебина прошла в Киевском Доме учёных в 2005 г.
Около 10 лет художник посвятил изучению старинной многослойной техники живописи, а овладев, в основном работает с портретом, современной (актуальной) живописи предпочитает реализм.
по материалам:
1. ЛЕХАИМ - ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство. // https://lechaim.ru/ARHIV/213/univerg.htm/;
2. Гржебины.//https://captain-zzz.livejournal.com/8039.html
Другие статьи в литературном дневнике: