***

Александр Алексеев 3: литературный дневник

Куда ж девать все то, что по утрам
Стучится в окна? Остается - Вам!


(6849/1341) То же месяца догадавшеся псковичи пешцы молодые люди поидоша воевать Занаровьа 50 муж о Калеке о Карпе о Даниловиче, а в то время Немци переехавше Норовоу, повоеваша села псковскаа по берегоу, и Карп с дружиною сретошася с Немци с норовцы на Коушели оу села на болоте, и, ополчивеся, псковичи сташе с Немци битиси крепко, на память Рожества святого Ивана Крестителя, и оубиша Немец на припоре 20 моуж; и побегоша прочь посрамлени, повергыи полон всь добыток свои, и прогнаше их за Наровоу, а сами псковичи, поимавше всь добыток их и самых оружие и порты, воротишася во Псков.



ПСРЛ. Т. V. Вып. 2. Псковские летописи. М. 2000 С. 94.


припор м. об. действ. по глаг. || Припор, чем что-либо приперто; подставной к воротам запор. || Плотина, гать, пересыпь, гребля; самый пруд, припертая забойкой и насыпью вода. Стрелять в припор, в упор, вплоть, почти уперши дуло оружия. И в припор (стрелять) не обухом (бить): все промах живет. *Он его в припор допрашивал, не давая ходу. В припор работать, весьма пристально, изо всех сил. Лошадь в припор дошла, доехала в припор, наткнувшись прямо на что. Изба их стоит на самом припоре, вор. на припоре солнца, на припеке. (по В. Далю)
***


В 1341 г. отряд рыцарей из-за Наровы опустошил псковские прибрежные села. Пятьдесят молодцов псковичей, под предводительством Карпа Даниловича, отправившись «воевать Занаровье», встретились с рыцарями на болоте при Кушельском озере, у села Кушелы, и сразились: 20 немцев пало в битве, прочие обратились в бегство. [*) Этот день долго праздновался жителями Кушелы; в память этого события была написана икона св. Иоанна Крестителя (битва происходила 24 июня), и на месте победы устроена часовня.


Протоиерей И.Г. Покровский. Гдовский уезд. Общий очерк. // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ, 1885.



***



Ефим Андреев в одной из своих работ писал: «Кушела – «Псковское село». И он прав, ибо здесь некогда был административный центр Кушельской губы Пскова с крестообразной памятной часовней, очевидно, имевшей до поры статус губного храма:


«Рудный. Погост Рудный считается древнейшим в здешней местности. К приходу его прежде принадлежали приходы: Сиженскй, Веинский и Черновский. В округе его находится Кушела, древнее «Псковское село», при котором, в 1341 г., псковичи, с Карпом Даниловичем Кольком, разбили немцев, положили 20 человек на месте, а остальных прогнали за р. Нарову, и отбили от них награбленную ими добычу, оружие и запасы. На месте этом существовала в древности крестообразная часовня и совершался праздник, в память победы, на день Рождества Иоанна Предтечи. По этому случаю был написан образ Предтечи с житием его. Впоследствии местные жители праздник Крестителя слили с языческим празднованием купалы и совершали ночные оргии; даже делали геройские турниры в дубье, в несколько пар, и дрались на кулачки; а место было пустынное, при озере. От бесчинства случались и смертоубийства. Вследствие таких беспорядков праздник переведен в погост Рудный, а икона Предтечи, по просьбе монахов Николаевского Гдовского монастыря, перенесена, по благословенью Симона, архиепископа Псковского, в означенный монастырь, около 1754 года, и теперь находится в Гдовском соборе


…Когда переносили из Кушелы икону св. Иоанна крестителя, в 1730 г. то народ противился этому, и вскоре она похищена была тайно из монастыря. Пронесся слух, что икона явилась на прежнем месте, но ее вторично взяли в монастырь, причем жители ожесточились и хотели ее вырвать из рук присланных из монастыря и бросали на монахов камнями, причем случилось убийство; так носятся предания».


Где располагалась часовня, сегодня не ясно, хотя Ефим Андреев и одна из Псковских летописей дают указания на этот счет:


…На месте этом (на месте битвы - ? – В.Б.) существовала в древности крестообразная часовня и совершался праздник, в память победы, на день Рождества Иоанна Предтечи.


…а место было пустынное, при озере».


«…Карп с дружиною сретошася с Немци с норовцы на Коушели оу села на болоте»



Андреев Е.Ф. Краткие историко-статистические сведения о церквях и приходах Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева. // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ, 1885.



***



Можно предположить, что первая часовня в Кушеле была построена на болоте. Храм же 1909 года был выстроен уже в другом месте, на горе у разлога, в древнем урочище Иван Ручий, которое в источнике 1915 года стали называть селом Ивановские Ручьи. Это в километре к востоку от Кушелы.


В Ивановских Ручьях по рассказам были выстроены школа и магазин. До ВОВ войны и после нее сохранялась церковная сторожка, куда в память прошлого на Православные праздники собирались жители окрестных деревень. Возможно, при храме существовал и дом священника.



***



Село Ивановские ручьи находится в 50 вер. от Нарвы и от Гдова. Сообщение от Нарвы на лошадях 30 вер. по шоссе и 20 вер. по проселочной дороге.


Церковь построена усердием прихожан в 1909 г.



Памятныя записи о церквах и приходах в уездных городах и селах Петроградской епархии. Часть I. Уезды: Гдовский, Лужский, Новоладожский Петергофский. Петроград.1915.



Другие статьи в литературном дневнике: