Последний виноград ЗевксисаI Зевксис, как ни досаждали ему птицы, всё же не мог отказаться от своего вполне законного желания: спокойно, не спеша, изобразить лежащие в корзине грозди синего винограда. II Иногда он давал себе передышку. Садился в нескольких шагах от своего треножника, в окружении дроздов, орлов и других хищных птиц, которые, едва лишь он прекращал писать, сразу же успокаивались и, казалось, даже задрёмывали: грузно нахохлившиеся, пахнущие едким помётом, издающие время от времени неясный клёкот. III И как же он был поражён в тот предвечерний час, когда, рывком вскочив на ноги, схватив кисть, обмакнув её в красную краску — уже начинается всегдашняя эта толкотня, этот яростный гомон! — он вынужден был признать, что на этот раз (он почувствовал, как его рука задрожала) птицы не обращают на него внимания. IV Впрочем, эти тяжёлые грозди не имели ничего общего с теми подделками, которыми он, бывало, пытался обмануть мировой голод. Тогда он набрасывал — ах, как же он был наивен! — ягоды в синюю и розовую полоску, и другие, кубической формы, и совсем иные, похожие на межевого бога, тонущего в огромной бороде. Напрасный труд! Замыслу не хватало времени даже на то, чтобы обрести очертанья. Мысль пожиралась в самый момент её возникновения, её вырывали прочь из его руки, пытавшейся приблизиться к холсту. Как будто в бездонной природе этих полосатых виноградин, этих твёрдых шестигранных костей, которые, как казалось, кто-то, состязаясь со случаем, бросал на стол, таились некие мраморные грозди, сладостные для птиц. V Теперь ему ничто не мешает. Он может делать свои грозди всё более правдоподобными, манящими, покрывать ягоды нежным налётом, столь чудесно оттеняющим на фоне соломенной корзины их золотой, с голубовато-серым отливом, цвет. VI Долгие, долгие часы, наполненные молчаливым трудом. Птицы снова летают над домом, чертя высоко в небе большие круги, а когда они пролетают рядом с Зевксисом, который пишет свою картину на террасе, то остаются столь же безучастны, как если бы задели крылом куст чабреца или камень. VII Что же произошло? Он теряется в догадках. Разве он забыл, как выглядят ягоды, разве он разучился желать, разучился жить? Едва ли. Приходят гости, смотрят. «Какой же прекрасный виноград!» — говорят они. И даже: «У тебя ещё ни разу не получалось так красиво, так похоже». VIII Зевксис ходит по полям, собирает камни, потом, бросив их, возвращается в свою мастерскую, берёт в руки кисти; он вздрагивает всем телом, когда какая-нибудь птица стрелою подлетает к корзине и выщипывает ягоду. Тогда он выжидает, он подходит к окну, смотрит, как выбирают крышу для отдыха большие перелётные стаи, проплывающие далеко-далеко в вечернем свете, который обращает гроздь закатного солнца в голубую пыль. IX Что-то вроде лужи — последняя картина, написанная Зевксисом после длительных размышлений, незадолго до смерти. Лужа, мимолётное воспоминание о поблёскивающей, тихой воде — и, склонившись над ней, можно было различить светлые тени ягод: так дети видят среди листвы причудливый смутно-золотистый контур грозди на фоне ещё не погасшего вечернего неба. Ив Бонфуа
© Copyright: Максим Печерник, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|