Выразительные средства языка поэзии

Ирина Юрская: литературный дневник

https://stihi.ru/2025/01/08/2671


Данная статья не совсем авторская. Это подборка определений, которую я собрала на просторах нашего интернета, задумав сделать для наших участников конкурсов удобную подсказку - систематизировать и определить разные выразительные средства поэтического языка, которые полезно знать, а главное, сознательно использовать в своем творчестве. О чем идет речь? О разных специальных художественно-риторических приемах - лексических и грамматических средствах языка, привлекающих внимание к высказыванию - к излагаемой поэтом теме его стихов.


Все выразительные средства языка поэзии делятся на три группы:


1) Лексические
2) Фонетические
3) Синтаксические


1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА


Данную группу выразительных средств мы в нашей Мастерской знаем лучше всех - мы проводили по ней целую серию учебных конкурсов, есть статьи по итогам прошедших конкурсов.


Лексическими средствами выразительности выступают тропы. Их используют для передачи переносного значения, для иносказания - способ широко распространенный не только в поэзии, но и в художественной литературе. Благодаря тропам создаются объемные и красочные образы - слуховые, визуальные, обонятельные. С их помощью производится впечатление, которого добивался автор стихов. Ими создается необходимая атмосфера, погружающая читателя в происходящее. Еще тропы создают сравнения - явные или символические. Они основываются на личных ассоциациях автора стихов, на его желании сделать описание именно таким образом.


Вспомним, какие мы знаем тропы.


1. Эпитеты. Определения, создающие образ и характеризующие предметы, людей, явления. Как правило, это прилагательные или наречия, выражающие признаки предмета: "золотые руки", "светлая голова", "серебряный дождь".


2. Сравнения. При помощи этого тропа происходит сопоставление одной конструкции с другой на основе общих или отличных черт. Для таких тропов характерно наличие союзов: будто, точно, как, словно или использование творительного падежа: "ползет змеей", "глаза будто льдинки", "облака точно паруса".


3. Метафора. Это скрытое сравнение, в котором объект наделяется несвойственным для него признаками: "в огне облака", "его сердце - камень", "флейта водосточных труб", "башни деревьев".


4. Олицетворение. Неодушевленные объекты/явления наделяются свойствами живых: "зима была суровой", "небо хмурилось", "луч солнца слабо улыбался сквозь тучи", "дождик шепчет".


5. Гипербола. Придает тексту яркий акцент благодаря преувеличению естественных для объекта свойств или качеств: "он в тысячу раз умнее своего предшественника" , "сто лет тебя не видел!"


6. Литота. Прием, который, в отличие от гиперболы, преуменьшает факты или явления: "она была легкой как пушинка", "подождите секундочку!"


7. Метонимия. Перенос значения слова на сочетание с аналогичным смыслом: "он прочел Пушкина" (то есть он прочел произведения Пушкина, а не самого писателя. Или: "Съел пол-ложки".


8. Синекдоха. Разновидность метонимии, когда смысл определенного выражения обобщается и переносится на единое понятие или, наоборот, с обобщенного на одну часть. Примеры: "француз праздновал победу" (не один француз, а французская армия); "он учитывал каждую копейку" (учитывал все деньги досконально). "Нам нужны любые руки".


9. Перифраз. Суть заключается в замене слов на словосочетания-синонимы. Иносказания необходимы во избежание употребления одинаковых слов: "Лондон — туманный Альбион", "лев — царь зверей", "мы прибываем в город на Неве".


10. Ирония. Завуалированная насмешка, представленную в виде ложной похвалы или употребления выражения в совершенно ином значении: "мне бы твои проблемы!", "Опять двойку схватил, умник?"


Кроме того существуют еще и сложные тропы, которые распространяются на целый фрагмент произведения или целиком на весь сюжет и по сути определяют особый жанр написания. Это:


Аллегория. Иносказание, выражение отвлечённого понятия через конкретный образ. Скрытый второй сюжет в стихотворении. Например, в тексте поэтический рассказ о дороге может быть аллегорией жизни.


Гротеск. Прием, при котором смешиваются различные жанры: реальность и фантастика, комедия и трагедия, преувеличение реальных событий, которые становятся похожими на выдумку: "голова этого незадачливого джентльмена была нафарширована опилками".


Символ. Многозначное иносказание, которое передаёт второй, более общий смысл у каждого художественного образа. Например, в «Медном всаднике» Пушкина реальное наводнение символизирует силы природы, неподвластные человеку, или народную стихию, угрожающую власти, или судьбу. Или в притче отец может быть символом Бога.



2. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА


К фонетическим языковым средствам относятся:


1). Аллитерация
2). Ассонанс
3). Звукозапись


На использование и разбор эти приемов у нас пока не проводилось учебных конкурсов, но, мне кажется, можно попробовать и эти темы.


1. Аллитерация. Это повторение одного и того же согласного звука (и нескольких звуков, похожих по своим характеристикам). Надо иметь в виду, что мы обозначаем на письме твердые и мягкие согласные одной и той же буквой, но это разные звуки! Примером аллитерации могут служить строчки стихотворения Анны Ахматовой:


В белом пламени клонится куст
Ледяных ослепительных роз.
В первой строке повторяется трижды , во второй – .


Прием делает речь выразительной и образной: хрупкий, как хрусталь.


2. Ассонанс - обратное аллитерации явление - повторение ударных гласных. Гласные звуки в безударной позиции подвергаются редукции, поэтому «учитываются» обычно только ударные гласные. Например М.Ю.Лермонтова «Бородино»:


У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.


Здесь мы видим инструментовку на звук У. Причем этот звук не подвергается качественной редукции (он всегда «похож на себя»), поэтому можно засчитывать и безударные У. Или: думу думаю.


3. Звукоподражание. Это звукопись, отражающая природные явления или события при помощи повторяющихся звуков: топот копыт, соловья свиристель. Это подражание звукам природы с помощью подбора слов с определенным звуковым составом. В качестве примера отрывок из стихотворения В. Инбер:


Вверху рычат германские моторы:
— Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы…


Гудение мотора передано с помощью повторения звука Р.



3. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА


Синтаксис (способ построения предложения, порядка и подбора слов) также участвует в создании выразительной картины. Эти приемы написания часто называют еще и фигурами речи. Вот примеры основных синтаксических средств выразительности.


1. Анафора. Повтор одного и того же слова в начале поэтических строк, или группы слов в начале нескольких смежных строк или фраз: "этот сон, эти грёзы, это небытие". Или: "Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза".


2. Эпифора - одно и то же слово идет в конце выражений или строк, повторение одного и того же слова или группы слов в конце нескольких смежных строк или фраз. Пример: "Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?", "Вечер был тоскливым. Вся жизнь его была тоскливой".


3. Антитеза - это контраст, яркое противопоставление: "Волос долог, ум - короток", "Я - царь, я - раб, я - червь, я - Бог", "Где стол был яств, там гроб стоит".


4. Градация. Синонимы идут последовательно, наращивая эмоциональность, или, наоборот, снижая ее. Последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов. Пример: "Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым...", "она боролась отчаянно, безудержно, страстно".


5. Инверсия. Сознательное и продуманное нарушение привычного порядка слов в предложении для создания необходимого акцента смысла: "Нет героев в своем отечестве", "Что кинул он в краю родном?", "Арагвы светлой он достиг...".


6. Лексические повторы. Повторение отдельных фрагментов. Например, "погасли огни, погасли звезды, погас весь свет мира", "Молчи, грусть, молчи...".


7. Оксюморон - сочетание противоположных, немыслимых и нелогичных слов в единой фразе. Например: "живой труп", "мужественная женщина", "жидкий гвоздь".


8. Параллелизм - одна и та же конструкция, идущая в предложении и продолжающаяся несколько раз. Одинаковое или сходное синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Пример: "В синем море волны плещут, в синем небе звёзды блещут...", "глаза его - глаза голубя, кожа его - из слоновой кости". Повторение одинаковых или сходных синтаксических конструкций в соседних предложениях или частях текста. "Алмаз шлифуется алмазом, строка шлифуется строкой".


9. Умолчание. Используется автором для того, чтобы читатель сам додумал мысль или предложение. "Она хотела уехать, но один вопрос так и не давал ей покоя...".


10. Эллипсис - пропущенное слово, легко определяемое по контексту. "Кому - арбуз, а кому - свиной хрящик".


11. Парцелляция. Расчленение одной фразы на несколько частей, которые выделяются интонационно и графически. Пример: "Слова отзвучивают и утекают как вода - без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа". Короткие предложения, идущие после полного и придающие ему дополнительный смысл: "Я шел по дороге. Вязкой. Грязной. Серой".


12. Риторический вопрос. Вопрос, не требующий ответа, используемый для усиления выразительности. Пример: "Что делать нам в такой судьбе?". Передает эмоции авторы, служит не вопросом, а подтверждением его мыслей.


13. Плеоназм. Использование избыточных слов для усиления выразительности. Пример: "Моя собственная автобиография".


Чаще всего в одном предложении можно встретить не одно, а два или три изобразительных средства.


Итак, фигуры речи в литературе - это приёмы сочетания слов, которые придают речи стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску.


Заинтересовала ли вас эта систематизация приемов создания выразительности поэтического текста? Хотите ли вы в ближайшем будущем проведения учебных конкурсов на примеры использования отдельных видов выразительных средств? Каких именно? Буду рада вашим откликам и идеям по конкурсным заданиям!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 27.08.2023. Выразительные средства языка поэзии