ГипербореяПервая четверть XIX века в русской культуре по праву названа Золотым веком. Это не только расцвет поэзии, живописи, архитектуры, время военного триумфа, но и поиск своего места в истории... При императоре Александре III просвещённые люди империи стали все больше открывать для себя древности Московского царства. Александром III был взят курс на «выбор славянского предка». Идеал своего правления он видел в допетровской Руси. Николай II продолжил дело отца. Опорами правления двух последних правящих Романовых были «московское православие последних царей династии Рюриковичей» (как следствие, особая роль старчества), панславизм... Ссылка на азиатские и африканские народы библейского времени, как на возможных предков или даже потомков русских, не была популярна. Античный подход разделился на прогосударственный «византизм» и революционный «скифизм». Последний стал очень популярен в литературе Серебряного века. О скифах писали ведущие поэты этого времени: Вячеслав Иванов («Скиф пляшет»), Константин Бальмонт («Скифы»), Валерий Брюсов («Скифы»), Велимир Хлебников («Скифское»), Федор Сологуб («Скифские суровые дали»), Максимилиан Волошин («Дикое поле»), Марина Цветаева («Скифские») и, конечно же, Александр Блок («Скифы»). Впрочем, в этих «скифах Серебряного века» было все меньше античного и все больше кочевнического, революционного. Скифство рассматривалось, как единственная альтернатива «славянскому пути выбора предка»... Историки продолжали поиск ответов на вопросы: кто мы? Кто мы были ранее? Кем были наши предки в античное время? В библейские времена? А еще раньше? Наука давала следующий ответ: прямые предки русских – славяне – во второй половине первого тысячелетия проживали на территории Восточной равнины. Но откуда они пришли? Кто жил там до этого? Из известных исторических народов – скифы... Скифы появляются в днепро-донских степях в середине первого тысячелетия до новой эры. Где до этого были скифы и славяне? Что объединяет скифов и славян? Может быть общий предок? Главная достопримечательность Киева - Лавра, а слово "лавра" с древнегреческих наречий переводится как "святилище за каменной оградой". Киев изначально был центром обмена товарами. Когда был построен первый перевоз исследователи затрудняются ответить, но по их версии первыми торговцами в Поднепровье были легендарные предки скифов Таргитай и его сыновья: Колоксай, Арпоксай и Липоксай, они же - Кий (Кол), Щек и Хорив. Арийский подход опирался на научные лингвистические исследования родства индоевропейских языков (в том числе, санскрита, балтских, славянских и германских языков), изучение «Ригведы», «Авесты» и других письменных источников древних ариев... Мыслители ориентировались на письменные источники, вернее, искали в них своих предков. В первую очередь важно было найти своих предков в Священном Писании, затем среди античных свидетельств (в том числе, в «Илиаде»). Руководствуясь интуицией, мыслители стали искать предков в «Ведах» и «Авесте». Там, где история и филология затруднялись ответить на вопросы о предках, на них отвечала псевдонаука, опираясь на данные официально науки и фантазию авторов. Опишем лишь некоторые учения, так или иначе связанные с «гиперборейским мифом». Блаватская сильно удревнила гиперборейцев, сделав их предшественниками не только арийцев (в том, числе населения Индостана), но и жителей Атлантиды. Интересно то, что, поскольку у гиперборейцев не было физических тел в анатомическом понимании, это могло объяснить отсутствие следов их пребывания в виде археологического культурного слоя. «Тайная доктрина» повлияла на антропософию Рудольфа Штайнера (1861-1925 гг.) – немецкого мыслителя, имевшего влияние на поэта Максимилиана Волошина и его жену художницу Маргариту Волошину, поэтессу Марину Цветаеву и ее мужа Сергея Эфрона, писателя Андрея Белого... Следует рассказать еще о группе мыслителей-неспециалистов в истории и филологии, которые, как и Блаватская, считали, что именно в приполярных землях располагалась не просто Гиперборея, но прародина ариев, или вообще всех людей. Профессор Бостонского университета и философ религии Уильям Ф. Уоррен опубликовал в 1885 году книгу «Найденный рай на Северном полюсе», в которой доказывал приполярное происхождение человечества. В 1903 году индийский мыслитель Б.Г. Тилак в книге «Арктическая родина в Ведах» на основании данных священных текстов помещал в Арктику прародину индоариев. Российский педагог и популяризатор науки Евгений Александрович Елачич опубликовал в 1910 году в Санкт-Петербурге книгу «Крайний север, как родина человечества»... Ученые считали, что родину общих предков ариев, славян, германцев и других индоевропейцев следует искать в Северной Европе (в первую очередь, в Скандинавии). Ряд археологов (Густаф Косинна, Карл Пенка, Маттеус Мух, Густав Швантес, Лев Клейн) и лингвистов (Юлиус Покорный, Герман Хирт, Лазарь Гейгер) помещали прародину индоевропейцев на Севере. Впрочем, им противостояли археологи (Эрнст Вале, Гордон Чайлд, Мария Гимбутас) и лингвисты (Отто Шрадер, Тадеуш Сулимирский, Август Шлейхер), помещавшие индоевропейскую прародину в Восточно-Европейские степи. Наука делала осторожные предположения, не удовлетворяющие читателей, а различные духовные учителя, ссылаясь на явленные им откровения, сообщали фантастические подробности, и в это охотно верили.
Согласно древнегреческим мифам, в Гиперборее родилась богиня Лето, откуда она, беременная от Зевса, за двенадцать дней достигла острова Делос, где родила Аполлона и Артемиду. С этого момента Гиперборея стала неразрывно связана с Аполлоном. Согласно древнегреческому «гиперборейскому мифу», гиперборейцы – идеальный и праздноживущий народ, посылающий жертвы («начатки плодов») на Делос в храм Аполлона. Античная основа «гиперборейского мифа» выглядит следующим образом: Гиперборея (др.-греч. «за Бореем», «за северным ветром») – страна (возможно, островная), располагавшаяся между землями скифов и Заполярьем, при этом климат позволял выращивать там растения, которые имели сакральное значение («жертвенные плоды», «яблоки бессмертия»). В XIII веке Роджер Бэкон (около 1214-1292 гг.) в произведении «Великое сочинение» локализовал Гиперборею севернее Руси, сообщив что из-за особого воздуха миролюбивые гиперборейцы не думают о смерти и не причиняют никому зла...
© Copyright: Ирина Юрская, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|