Два загадочных сновидения ФранцискаНачало 1205 года. Двадцатилетний Франческо Бернардоне после плена и тяжёлой болезни задумался о смысле жизни, тоска об истинном пути души всё более тревожила его. Мечтая стать рыцарем, он примыкает к рыцарскому войску для похода в Апулию, город погрязшего в хаосе и анархии юга Италии, где папа стремился навести порядок. Для осуществления задуманного папа поручает организовать вербовку рыцарей в Италии и за ее пределами. Среди них оказался граф Джентиле, к которому и присоединился Франциск, сын богатого купца, стремящийся разделить честь уважаемого круга рыцарей. Но два загадочных сновидения стали важными знамениями, направившими его к полной перемене жизни... Однажды ночью «некто явился ему и, позвав его по имени, повел в сверкающий чудный дворец, где виднелись развешанные по стенам рыцарские доспехи, блистающие щиты и прочее военное снаряжение. Очарованный, Франциск, исполнившись изумления и счастья, спросил, кому принадлежит это сверкающее оружие и этот чудный дворец. Ему отвечали, что все это снаряжение и дворец принадлежат ему и его рыцарям» («Легенда трех спутников», 5). Господь, остававшийся до этого момента сокрытым, влияя на Франциска с помощью естественных событий, теперь непосредственно являет Себя: Франциск слышит таинственный внутренний голос, который ведет с ним диалог. Он подстраивается к его «мирскому» менталитету и говорит с Франциском таким языком, который точно вписывается в его человеческие стремления и заботы... Молодой Бернардоне воспринимает это видение буквально: «Истолковав свой сон по мирским привычкам… он вообразил, что сделается королем» («Легенда трех спутников», 5). Видя в этом знак, подтверждающий его намерения, Франциск «решает немедленно отправиться в Апулию». Закончив необходимые сборы, он трогается в путь, но добирается только до Сполето. Там ночью происходит второе видение: Франциск «… услышал глас Господень, уже знакомый ему: «Скажи, Франциск, кто может сделать тебе больше добра: раб или господин, богатый или бедный?». Когда же Франциск ответил, что богатый человек или облеченный властью могут сделать для него больше, чем бедняк или раб, Господь внезапно возразил ему: «Как же ты тогда покидаешь Господа ради Его раба и оставляешь сокровища Божии ради того, кто сам во всем нуждается?». И тогда Франциск вопросил: «Господи! Что повелишь мне делать?» — и Господь сказал ему: «Возвратись в землю твою, потому что сон, который ты видел, означал события духовные и возвеличиться тебе предстоит не от людей, а от Бога» (св. Бонавентура, «Большая легенда», 1, 3; «Легенда трех спутников»). Бог касается в нем и без того изрядно натянутой струны честолюбия — того, что он хочет стать великим и как можно более значимым... Господь не требует, чтобы он отказался от своих амбиций, но побуждает его изменить их цель и смысл... Бог, до сих пор помогавший Франциску в исполнении его идей, неожиданно открывается ему как Тот, у Кого есть собственный взгляд на его жизнь, и ждет согласия на иное течение событий. Франциск соглашается с планом Бога: «Едва рассвело, он с великой поспешностью поскакал в Ассизи, радуясь и ликуя» («Легенда трех спутников», 6). Переполняющая его радость — это знак, показывающий предчувствие скорого открытия того, что с таким трудом, на ощупь, он напрасно искал до сих пор.
© Copyright: Ирина Юрская, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|