Бог рисует белым
Это звучит красиво, но фраза-то довольно туманная. Во-первых, насколько правилен такой союз слов- "подвиг девства" -ведь подвиг есть нечто активное, динамичное, энергийное, а девство есть состояние скорее пассивное, охранительное? К тому же девство-состояние, присущее человеку от рождения, его не надо искать, за него не надо бороться, оно дано, надо только беречь, отсюда--не сводится ли весь подвиг к выполнению функции сторожа, несению караула над своей невинностью? "Совершенная душа есть та, учит преподобный Максим Исповедник, коей страстная сила вся совершенно устремлена к Богу." Эта истина универсальна, иногда её именуют принципом сублимации, то есть переориентации силы любви, эроса к источнику любви красоты и святости. Ещё Платон доказывал, что похоть обуздывается не только законами, то есть ограничением и подавлением, но лучшими вожделениями (государство девять 571б, )и весь его диалог "Пир" посвящён воспитанию эроса в любви к подлинно прекрасному ради реального приобщения к нему. И прозрение отцов - это не просто заимствования у предшественников, а универсальная общечеловеческая интуиция, естественно присущая каждому человеку как носителю образа Божия. Мотивы воспитания эроса мы найдём и в индийской мистике, и в учении суфиев. Отличие христианского миро ощущения состоит в понимании, что подлинно прекрасное, в любви к которому растёт человек, есть не безликая, хотя и могущественная сила, как это было у Платона или индусов, а Бог - Человеколюбец, возлюбивший меня и предавший Себя за меня (к Гал 2: 20). Таким образом, подвиг девства имеет две стороны -- отрицательную и положительную---воздержание и воспитание силы любви, и подвиг непременно должен проходить по этим двум линиям, на пересечении которых, как на кресте, подвижник несёт свой труд. Путь девства есть путь само умершления и распятия. "Необходимо вмешательство смерти,-- пишет Х.Яннарас,-- для того, чтобы смертное поглощено было жизнью (2 Кор5:4). Именно на эту смерть добровольно отваживаются монахи. Они отказываются от брака-естественного пути самоотречения и любви-и стремятся к ипостазированию эроса и плоти по образу Царства Божия. Тогда единственным источником существования и жизни становится любовный призыв обращённый к человеку Богом". © Copyright: Лидия Павловна Володина, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|