Бог рисует белым

Лидия Павловна Володина: литературный дневник


Подвиг девства в свидетельстве Креста и Воскресения.


Это звучит красиво, но фраза-то довольно туманная. Во-первых, насколько правилен такой союз слов- "подвиг девства" -ведь подвиг есть нечто активное, динамичное, энергийное, а девство есть состояние скорее пассивное, охранительное? К тому же девство-состояние, присущее человеку от рождения, его не надо искать, за него не надо бороться, оно дано, надо только беречь, отсюда--не сводится ли весь подвиг к выполнению функции сторожа, несению караула над своей невинностью?
Это распространённая ошибка-видеть в девстве и вообще в целомудренной жизни лишь аскезу, то есть негативный пассивно-охранительный духовный труд, или подавление страстных импульсов. Кроме того, принято считать, что такое подавление приводит к неврозу, и это действительно факт, от которого не отмахнуться. Однако если мы обратимся к текстам писателей-аскетов, то увидим, что подвиг девства сердцевиной своей имеет не простое воздержание и самоограничение, без которых он, конечно же, невозможен, --они лишь оформляют этот труд, делают его возможным.
Целомудрие, пишет преподобный Иоанн Кассиан, -- сохраняется не пособием строгости ( воздержания), как вы думаете, а любовию к нему и удовольствием от собственной чистоты" (собеседование 12:10.) Душа должна всю силу любви от плотских предметов обратить к созерцанию умственной и невещественной красоты"- говорит святитель Григорий (о девстве).


"Совершенная душа есть та, учит преподобный Максим Исповедник, коей страстная сила вся совершенно устремлена к Богу."


Эта истина универсальна, иногда её именуют принципом сублимации, то есть переориентации силы любви, эроса к источнику любви красоты и святости.


Ещё Платон доказывал, что похоть обуздывается не только законами, то есть ограничением и подавлением, но лучшими вожделениями (государство девять 571б, )и весь его диалог "Пир" посвящён воспитанию эроса в любви к подлинно прекрасному ради реального приобщения к нему.


И прозрение отцов - это не просто заимствования у предшественников, а универсальная общечеловеческая интуиция, естественно присущая каждому человеку как носителю образа Божия. Мотивы воспитания эроса мы найдём и в индийской мистике, и в учении суфиев. Отличие христианского миро ощущения состоит в понимании, что подлинно прекрасное, в любви к которому растёт человек, есть не безликая, хотя и могущественная сила, как это было у Платона или индусов, а Бог - Человеколюбец, возлюбивший меня и предавший Себя за меня (к Гал 2: 20).
Принцип воспитания эроса просто и доступно сформулирован апостолом Павлом: поступайте по духу и вы не будете исполнять вожделений плоти (к Галатам 5: 16) -- важно не только обуздывать и подавлять вожделение, но и жить, то есть активно действовать и созидать себя в духе. Если нет труда по воспитанию эроса, а есть лишь подавление и ограничения, тогда действительно начинается болезнь, то самое состояние невроза, которое настойчиво ищут всеведующие и вездесущие психологи.
Подвижник-девственник не просто пугливый сторож, но человек, проживающий жизнь в её подлинной полноте, ибо дал нам Бог Духа не боязни, но силы и любви и целомудря (2 Тим 1-7). "Добродетель,- разъясняет Честертон,- не отсутствие порока и не бегство от нравственных опасностей; она жива и неповторима, как боль или сильный запах.
Милость не в том, чтобы не мстить или не наказывать, она конкретна и ярка, словно солнце; вы либо знаете её, либо нет.
Целомудрия-не воздержание от распутства; оно пламенеет, как Жанна д'Арк. Бог рисует разными красками, но рисунок Его особенно ярок,( я бы сказал - особенно дерзок) когда Он рисует белым.


Таким образом, подвиг девства имеет две стороны -- отрицательную и положительную---воздержание и воспитание силы любви, и подвиг непременно должен проходить по этим двум линиям, на пересечении которых, как на кресте, подвижник несёт свой труд. Путь девства есть путь само умершления и распятия. "Необходимо вмешательство смерти,-- пишет Х.Яннарас,-- для того, чтобы смертное поглощено было жизнью (2 Кор5:4).


Именно на эту смерть добровольно отваживаются монахи. Они отказываются от брака-естественного пути самоотречения и любви-и стремятся к ипостазированию эроса и плоти по образу Царства Божия.
Их цель -- обрести ипостасное бытие через послушание и аскезу совершающиеся в отречении от природы.


Тогда единственным источником существования и жизни становится любовный призыв обращённый к человеку Богом".
( Арх.Саввп Мажуко из книги Любовь и пустота)



Другие статьи в литературном дневнике: