Дохлая вера Арх Савва Мажуко

Лидия Павловна Володина: литературный дневник

Дохлая Вера


( Лабиринты благочестия арх.Савва Мажуко)


Известный богословский спор: Вера или дела. Библеисты даже пытались заочно поссорить апостолов Павла и Иакова: якобы первый делал акцент на вере, а второй возражал, подчеркивая важность дел. А святые апостолы говорили об одном и том же, только с разных сторон, чего не смогли почувствовать премудрые теологи, у которых уже столетия назад начали ссыхаться сердца.


Читаем соборное послание: "Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.( Иак. 2: 26)
Яркий образ. Запоминающийся. Особенно для читателя- грека, ведь со времён Гомера слово греческое, которое мы переводим существительным "тело" имеет значение тела мёртвого по-гречески это труп, тело без духа -- совсем труп, без последних признаков жизни.
Вера без дел --труп веры, дохлая вера; то ли уже скончался, то ли мёртвым уродился.


Обычно проблему "вера без дел" бессознательно помещают в контекст благотворительности: какой же ты христианин, когда не помогаешь ближним?


Но у апостола Иакова этот вопрос не социальный а религиозный.


Для подтверждения своих слов он приводит в пример Авраама, который покорился воле Бога, доверился Ему и возложил своего единственного сына на жертвенник, то есть, начал совершать религиозный обряд - ответил Богу богослужением.
В следующем стихе -- история Раав-- блудницы, которая укрыла у себя еврейских шпионов и спасла их от смерти не из жалости, а из глубокого почтения к Богу Израиля.


Эти же примеры и ещё больше приводит апостол Павел в Послании к Евреям, размышляя о природе христианской веры, не противореча Иакову, а скорее расширяя и углубляя его мысль, к которой сам апостол язычников неоднократно обращался в своих письмах.
В посланнии к Солунянам -- самом первом по хронологии тексте Нового Завета -- святой Павел произносит фразу, отлично проясняющую сущность веры:


помятуя ваше дело веры
и труд любви
и терпение упования
на Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес.1:3)
Все три богословские добродетели на месте -- вера, любовь, надежда,-- но как точно переданы их суть!
Невозможна вера без дела, любовь без труда, надежда без терпения.
Вера есть дело.
Любовь есть труд.
Надежда есть терпение.


Для закрепления этих истин полезно было бы внести в богословский обиход модные дефисные конструкции и всегда писать: вера - дело, любовь-труд, надежда- терпение, чтобы дошло до ума, до сердца, до печёнок, что вера это не просто эмоция или суждение, она жива и требует проявленности в деле, в поступке, знаке.
А если Вера обязательно обнаруживает себя на деле, значит её можно увидеть.


Известная евангельская история:
четверо друзей, узнав, что знаменитый врачеватель и праведник Иисус Назорей здесь, в Капернауме, перенесли своего больного товарища прямо на постели, а поскольку толпа не позволяла им пробраться к Учителю они раскрыли кровлю дома и спустили друга прямо к Его ногам. Именно тут в Евангелии звучит удивительный фраза:


Иисус ВИДЯ веру их, говорит расслабленному: прощаются тебе грехи твои (Мк 2,5 ) Иисус УВИДЕЛ их веру! Убеждённость, доверие и покорность Господу -- в жесте рук друзей, тащивших несчастного приятеля к Учителю.
Эти же руки, не колеблясь, разобрали крышу чужого дома -- из доверия к Богу, из любви и жалости к другу. Руки любящих и верующих крепко держали верёвки, чтобы спустить постель пред пресветлые очи Христовы. Господь похвалил веру друзей, потому что Он её увидел.
Не бывает невидимый веры. Вера обязательно себя обнаружит.
Избыток сердца не скрыть. Различая веру, надежду и любовь, апостол Павел, на самом деле, говорит об одном и том же,-- об ответе человеческого сердца на откровение Истины и чем полнее сердце, чем талантливее, тем сильнее рвётся ответить Господу на Его любовь.
В этом суть веры и в этом суть благочестия, потому что благочестие -- это и есть вера, действующая любовью.( Гал.5:6), и мы смело можем употреблять слова "вера" и "благочестие" как синонимы.


Благочестие - это ответ Богу от избытка сердца, переполненного любовью.
( Арх Савва Мажуко из книги Лабиринты благочестия)



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 17.08.2024. Дохлая вера Арх Савва Мажуко