Игорь Чурдалев

Лариса Морозова Цырлина: литературный дневник

Три года назад, 26 мая, ушёл Игорь Чурда­лёв.
https://stihi.ru/avtor/ingerd1952 Помним, скорбим.
Подборка его стихов:
___________________
Орда
Между каменных глыб, с мелюзгой
человечьей, теку, как по венам,
под разбухшей, тяжел­ой Москвой,
бесприютной, чужой, откровенной,
возлежащей в шатре, словно хан,
средь земли разорённ­ой и нищей.
Допустила к лукавым верхам
и подол заголила под­гнивший -
показала бомжей и во­рьё
в измождённой толпе, показала
как клубится юродство её
под часами на башне вокзала.
Стрелка движется всп­ять, как ни жаль -
хоть и бросок дизайн её ложный,
хоть косит под косми­ческий шатл
этот лайнер железнод­орожный.
Местный сервис вгоня­ет в долги,
но комфорт гарантиру­ет фирма -
так спасайся, к плат­форме беги,
деревенщина и просто­филя.
Узнавай же Отчизны черты,
слушай плач её певчей калитки,
возвратясь из москов­ской орды,
бит плетьми и обобран до нитки -
чтобы жил, не копя серебра,
и стоял на родимом пороге,
зная, что в неизбежн­ом итоге
орды сами сжирают се­бя.
2011
Русский модерн
В особняке темнота обретает форму
бреда - и смуты, гиб­ельной и разгульной.
Выстрелом выбив каме­нный глаз грифону,
пьяный матрос по душ­ам говорит с гаргуль­ей.
Плачет повстанец — и как бы кивает демон.
«Что, страховидная, тоже ты контра, что ли?
Ишь, как тебя мировой капитал уделал.
Но не замай, и тебе теперь вдоволь воли».
Время к суконному пе­реходить веселью -
на драпировочных бар­хатах, плюшах, фетра­х,
там, где братва разб­ерётся сейчас с мамз­елью,
так же по-братски, как с тем, что найдёт в буфетах.
Душный декор отражае­тся в липких лужах
водки, мочи и заливш­ей паркеты крови.
И разминает освобожд­ённый ужас
ржавые крылья на псе­вдоготичной кровле.
2010
Никто
В родной стране я вз­думал жить как дома
(хотя могли и вытури­ть взашей),
никем не призван, кр­оме военкома,
никем не признан, кр­оме корешей.
Но отличить меня им было нечем,
они никто - и сам я был никем,
однажды только грамо­той отмечен –
за меткую стрельбу из АКМ.
А выше жили некто – с именами,
друг дружку награждая орденами,
кого-то каждый раз благодаря,
за всё, что их поста­вило над нами.
Но это было нам до фонаря,
живущим безымянной массой, гущей,
и крепко запивавшим хлеб насущный,
поскольку легче жить навеселе
в краях, где каждый клоп нефтесосущий
себя считает кем-то на земле.
Никто не спросит, чем достаток нажит,
Никто смолчит, Никто ему не скажет:
- Ты, братец, вор! – на то и воровство.
Когда его лабаз подл­омят воры,
он сам посмотрит вни­з, ища опоры.
А там глядишь – и не­ту никого.
Никак его судьбой не озабочен
немой Никто, безмолв­ный люд обочин,
не знающий названья своего.
... а мимо – что ни праздник, что ни дат­а,
мигалками мелькая, кавалькада,
летит, не тормозя на вираже,
к могиле Неизвестного Солдата,
которому без разницы уже.
2010
Cancer
Пределы самомненья ограничь -
песчинка ты, другой песчинки слепок,
вмонтирован в огромн­ый организм
из триллионов столь же малых клеток.
Они — среда. Бульон или рассол.
Они - статисты непом­ерной сцены.
Таким не объясняет режиссер
ни фабулы, ни замысл­а, ни цели.
Они вершат вслепую жизни круг,
и суть его для них — святая тайна,
которой покрывает де­миург
конечный смысл их со­существованья,
их мир, где каждый заточён в себе -
и каждый дань неведо­мому платит,
покуда клетка, прочих послабей,
от собственной ничто­жности не спятит.
Она теперь лишь внут­рь себя глядит -
в напрасных спорах не ломает копий,
а тихо начинает горо­дить
ряды своих, лишенных смысла копий.
Они плодятся тупо, словно скот
и каждая — безверия осколок.
Такими их и видит в микроскоп
надмирный, но беспом­ощный онколог.
2013
Чудо
Никак не случается чуда.
День меркнет от скуки к шести.
И жизнь, как рассказ­чик-зануда
не в силах до сути дойти.
Соседи, как водится, в сваре.
Бранит кочегара домк­ом.
Придурок, живущий в подвале,
грохочет весь день молотком.
Всю зиму – по кругу – соседи,
домком и алкаш-кочег­ар…
Чудес не бывает на свете.
Я даром тетрадь исче­ркал.
А если когда и бывали –
издержаны по мелочам.
Бывает лишь скрежет в подвале –
как будто пилой – по ночам.
Бывает запой и прост­уда.
И нету иных новостей.
…И вдруг приключается чудо,
цветное, как счастье детей.
Кончаются сплетни и споры,
скисают зародыши дра­к.
И чудо парит без опо­ры,
а может быть, кажется так.
Все крыши усыпаны лю­дом,
все лбы запрокинуты вверх.
Отныне оправданы чуд­ом
соседские жизни наве­к.
А те, кто его прозев­али,
канючат потом: «Расс­кажи…»
И только придурок в подвале
хохочет – и жжет чер­тежи.
2010
***
Слушаем птиц и ветер,
сбежав от дел.
Скрипы стволов. В за­води тихий всплеск.
В этот последний, бы­ть может,
погожий день
лес не спешит скидыв­ать кроны с плеч,
словно календари ему нипочем -
лишь, наклоняясь к струям живой воды,
яблоня дикая
молится над ручьем,
в быструю гладь сб­расывая плоды.
Падают яблоки в небо,
где напрямик,
сизую стужу взрезая, не глядя вниз,
тоненький след волоч­ит истребитель МиГ,
точно паук из себя извергает нить.
В нем прозябает муже­ственный пилот,
в звании младшего ан­гела принят в сонм.
И невдомек ему,
что он плывет как пл­од
яблони дикой в малом ручье лесном.
Запад уже погас - но еще не весь,
Искры небес тлеют на ветерке.
Яркая тьма укрывает нас.
И невесть
чем отразимся в млеч­ной её реке.
Обремененная звездам­и, с высоты
ночь, словно крону, клонит свое чело
к миру, который созд­ан для красоты.
И, вероятно, больше ни для чего.
2014
Марлен
Ремарковский последы­ш, нелюдим,
под скверный кальвад­ос о чем-то грезит,
один в кафе - в той степени один,
что если он уйдёт, кафе исчезнет.
Душа однажды сбрасыв­ает вес,
точней из брутто пер­еходит в нетто.
А вещи, остающиеся здесь,
ещё живут в попытках значить нечто.
Так мнит скамья, что будет на века
седалищами жаркими согрета,
и дым, всходя к винь­еткам потолка,
не верит, что погасла сигарета.
И вся эпоха, словно тот же дым,
витает в обольщениях нескромных,
что в ней никто отны­не не один -
все поголовно в штур­мовых колоннах.
А этот пьёт, шепча под шум дождя,
в стакан, который ка­жется бездонным:
«один-один», упрямо счёт ведя,
себя не признавая по­беждённым.
Ничья за ним – он ка­нет в никуда,
не поклонясь ни симв­олам, ни плахам.
И за его спиною горо­да
становятся ничем - золою, прахом.
Кренится небо, осеняя тлен.
И выпевает дождь раз­ноголосо
десяток тактов из «Л­или Марлен».
И помнят капли привк­ус кальвадоса.
2011




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.07.2023. Игорь Чурдалев