Цирк как воля и представление Константин Кикоин
Автору тоже хочется добавить свое в неразбериху определений. Научные дефиниции не работают. В свое время, прочитав у уважаемого эллиниста, что стиховеду качество стиха не важно, ибо филологическому анализу подлежит любой текст, автор начал подозревать, что стиховеды видят в стихах не совсем то, что чувствуют нутром стихотворцы. Поэтому оставим стихознатцев с их качественным и количественным анализом и обратимся к проверенному пропедевтическому приему аналогии. СТИХОПЛЕТ КАК ЦИРКОВОЙ. На арене цирка никто не ходит просто так. Либо по канату, либо летают, либо кувыркаются, либо еще как-нибудь, но только не пешком. Стихотворец тоже сл;ва в простоте не скажет, а если и наступит простота, то неслыханная, как ересь. Циркового, как и поэта, можно отличить по походке и полету. И сразу видно, есть звездочка или нет. Если нет, то извольте вон с арены или, в крайнем случае, в униформисты. У поэта нет ни арены, ни купола, ни шпрехшталмейстера. У него есть только его родной язык, который и арена ему, и купол. А шпрехшталмейстером, акробатом, гимнастом, укротителем смыслов, коверным, наконец, он на арену выходит сам. И в пределах этого магического пространства он витает либо по воздуху, либо по канату, либо по вертикальной стене, либо как-нибудь еще, но только не пешком (прозой). Чтобы взлететь, надо разогнаться ("я непременно скорость разовью..."). Со скоростью пешехода по стенке не пойдешь. Чтобы передвигаться по канату, надо иметь обостренное чувство равновесия в пространстве своего языка. Неправильно (не на свое единственно возможное место) поставленное слово немедленно скидывает тебя вместе с несостоявшимся стихом с каната. В корзину. А вы говорите – определения.
– Любите ли Вы свободу? Свобода воли это, что ли, разрешение от Всевышнего вашей левой ноге ступить, как ей хочется в данный момент, а в следующую минуту совершить еще один поворот или устроить кульбит, не сообразуясь с вашими вчерашними намерениями и ожиданиями ближних? У своевольной ноги есть свои резоны: ведь, как бы вы ни ступали, куда бы ни поворачивали, какие бы обдуманные или внезапные решения ни принимали, все равно вы движетесь навстречу своей судьбе. А она, как считают многие на востоке и некоторые на западе, определена до вашего рождения, место и время которого не вы выбирали. Юношеский энтузиазм послевоенных поколений советско-подданных крепчал и ослабевал при неустойчивом климате, когда короткая оттепель сменялась длинными заморозками, когда под кредиты, взятые у недалекого светлого будущего, мобилизованные романтики распахивали в пыль казахскую целину, вбухивали в строптивые сибирские реки железобетонные блоки и тянули рельсы из относительно обжитого Приангарья в полузаброшенную Тынду. И все это под постоянно возобновляемые обещания восстановить мифические «ленинские нормы» и под излюбленные песни о пыльных комиссарах в суконных шлемах. Чтобы не потерять себя в хаотическом потоке исторических постановлений пленумов и съездов и в громком треске газетной идеологии, мы ухватились за импортный экзистенциализм Сартра и Камю, кое-как нами же приспособленный к иррациональной советской действительности. А там, на слабо освещенных сценических подмостках резвится своеволец Гец фон Берлихинген, оспаривающий у Создателя его права, а в каменоломне преисподней, «в пространстве без неба и без времени» не до конца умерший Сизиф раз за разом вкатывает на гору неподъемную глыбу и мыслит о свободе, спускаясь с вершины горы к ее подножию, где его ожидает все та же глыба. Альбер Камю убеждает нас, что Сизиф не только мыслит о свободе, но и свободен в эти мгновения. Мы же, не имея перед собой руководящей глыбы, тоже размышляем в меру своей ограниченной образованности, свободны мы или все же не очень. И безуспешно пытаемся отыскать ответ на вопрос: может ли быть реализована провозглашенная философами свобода воли в стране, управляемой своевольцами-большевиками, наставленными на гибельный путь тем самым Лениным, нормы которого все никак не восстанавливаются. И ждем помощи или хотя бы подсказки от мифического Сизифа. Сизиф молчит. Он избывает свое своеволие. Маленькому, но уверенному в своей правоте народу, которому Всевышний первому объявил, что Он Один и Един, были даны заповеди, но при этом прибавлено, что соблюдать их народ в целом и каждый индивидуум в отдельности должны добровольно. Примеры поощрения за соблюдение и кары за нарушения были продемонстрированы и занесены в Книгу. А дальше – ваш выбор, евреи. Обратим внимание, что эти заповеди были даны как раз в тот момент истории, когда избранный народ оставил остывать гарантированные горшки с мясом и ушел в неизвестность, ведомый человеком, который был поставлен на эту стезю против своей воли, но уж, став Учителем, с нее не сошел. Путешествие из Египта в Ханаан полно примеров своевольства. Путь был извилистый, но единственно возможный, своевольство беспощадно каралось свыше, племя, за время пути превратившееся в народ, добралось до обетованных земель и с той поры в каждый пасхальный седер мы себе напоминаем: в этом году – рабы, в следующем – свободные люди. Автору тоже хотелось бы поделиться своим опытом различения дихотомии ‘свобода воли – своеволие’. Он тоже штудировал историков и философов Запада и Востока в поисках ответов и советов и испытывал бритвенную остроту этой дихотомии на собственной шкуре. Но, пользуясь английским присловьем, to make a long story short, он предпочитает не цитировать прочитанное и не делиться деталями биографии, а вернуться на ту же цирковую арену. СВОБОДА СТУПАТЬ ПО КАНАТУ Отбросим весь цирковой реквизит. Уберем страховочные сетки. Оставим только канат, натянутый через освещенную арену. Но концы его пусть выходят из тьмы прошлого и уходят во тьму будущего. Вы не выбирали профессию канатоходца. Те, кто вас родил, в какой-то момент жизни вытолкнули вас на арену, и вы обнаруживаете себя балансирующим на натянутом канате. Но каната этого как бы нет. То есть вы ощущаете, что стоите на нем, но его нет. По крайней мере, вы его не видите. И никто не видит. Но надобно идти. И вы выбираете – вы делаете первый шаг. В пустоту? Нет, не в пустоту, если вы твердо уверены, что канат существует. Вы делаете второй шаг, затем третий, у вас появляется походка. Вы обретаете чувство равновесия или, иными словами, ощущение правильности избранного пути. Путь длинный, случается всякое, вы иногда ошибаетесь и сбиваетесь с ноги. Каната так и не видно, но вы уверены, что он существует, и эта уверенность помогает вам вновь обрести утерянное равновесие. Вы добираетесь до конца освещенного пространства и исчезаете во тьме. Ваш жизненный путь окончен. Вы прошли его, как свободный человек, единственно верным способом. Невидимый канат был натянут персонально для вас. Человек Востока назовет этот путь Дао. Но дело, конечно, не в названии и не в иероглифе, его изображающем. Вы реализовали свободу своей воли и волю Того, кто вами руководил. Вот, собственно, и вся дихотомия. III – Любите ли вы философию? Я готов поверить в любовь к любомудрию великих мыслителей, создававших грандиозные философские системы в уютных немецких городках с их размеренным жизненным распорядком, невысоким небосводом и недалеким горизонтом. Кенигсбергский обыватель Иммануил Кант вышагивал путь от дома до университета утром и в обратном порядке вечером, на фоне полной предсказуемости своей профессорской жизненной траектории прозревал холодным разумом трансцендентальные бесконечности сверхлогического, но при этом по-немецки пылко любил звездное небо над своей головой и моральный императив под своим профессорским сюртуком. Ректор нюрнбергской гимназии Георг Фридрих Гегель – столь же систематический философ, сколь и Кант – должен был не только прозревать абсолютный дух во всех видимостях и сущностях, но и по-платоновски его любить. Без этого было бы невозможно построить освященный этим духом грандиозный собор из поддерживающих и укрепляющих друг друга триад, который автор скромно назвал Наукой Логики. Барух Спиноза в своей «Этике» любовно выстроил геометрические доказательства Божьего присутствия в мыслях и делах человека. Один из вариантов любви к мудрости сардонически описан у Макса Фриша в пьесе «Дон Жуан и любовь к геометрии». Юный Дон Жуан любит геометрию вместо того, чтобы ею заниматься. Но окружающим его дамам и девицам даже такая платоническая любовь не к ним нестерпима. Они вовлекают его в головокружительную любовную эскападу. Он перебирается из постели в постель и не перестает анализировать геометрию своих любовных связей. В конце концов Жуан оказывается скованным узами брака с бывшей шлюхой, а теперь герцогиней, владелицей замка о сорока четырех комнатах, и любомудрая Миранда выводит геометрическую сумму его жизни: – «куча баб и никакой геометрии». КОВЕРНЫЙ – ФИЛОСОФ ЦИРКА. Пора уже вернуться под купол цирка. Сделаем это в тот момент, когда группа воздушных гимнастов уже завершила свой номер, а иллюзионист-престидижитатор проверяет в последний раз свое магическое оборудование перед выходом на арену. Кто в это время занимает публику? Конечно, коверный. Он неверными шагами ковыляет по опилкам, натыкается на рабочих, опускающих воздушное оснащение, неуклюже пытается их обогнуть, но не получается, и парень в портках не по росту и не по возрасту вдруг как-то нечаянно оказывается в воздухе без лонжи и страховочной сетки среди полуспущенных канатов, трапеций и еще каких-то блестящих штучек. Отчаянно пытаясь не сверзиться, он хватается за все подряд, взмывает под купол, совершает немыслимый воздушный танец на полуразобранном оборудовании (без лонжи!), неуклюже приземляется и, ковыляя, удаляется, не обращая внимания на неуверенные аплодисменты. IV – Так что же, выходит, что Моше, избранный Всевышним, шел по невидимому канату, а двенадцать колен брели вслед за ним, не разбирая дороги и все время оглядываясь на Египет, где трудоустройство было гарантировано, а горшки с мясом ежевечерне разогревались на медленном огне? V – Любите ли вы цирк?
© Copyright: Лариса Морозова Цырлина, 2012.
Другие статьи в литературном дневнике:
|