Культурная революция - как жестокий урок и прививк

Ромашка Белая: литературный дневник

"Культурная революция" - как жестокий урок и прививка от бесчинства толпы. Что помогло Китаю в его стремительном развитии


9 сентября 1976 года в Китае скончался Мао Цзэдун - многолетний лидер страны, "великий кормчий".
С его уходом завершился один из самых тяжелых и кровавых периодов в истории Китая - "Культурная революция 1966-1976 годов".


Мао Цзэдун (1893-1976).
Сегодня в Китае стараются не вспоминать, а лучше совсем забыть те времена и события. Нет, вычеркнуть их из Истории совсем уже не получится, но просто лишний раз лучше вообще не вспоминать об этом.
Правда, существует мнение, что без "культурной революции", возможно, не было бы и последующего бурного взлета страны.


Что предшествовало этим событиям, вошедшим в Историю под названием "культурная революция"?


В декабре 1965 года Мао Цзэдуну исполнилось 72 года. Он сказал, обращаясь к своим соратникам -


"Я прожил "большой круг", проживу и "малый"
Через несколько месяцев Мао совершил свой знаменитый заплыв по реке Янцзы.


Теле- и фотокадры с китайским лидером, который неспешно плыл по реке в сопровождении охраны, обошли весь мир. В ответ посмеялись - Чудит, точно чудит, старик!
Но те, кто понимал Китай, еще тогда отмечали - это совсем не просто так, якобы на публику, все гораздо серьезней. Надо ожидать каких-то действий.


По конфуцианским понятиям 72 года - это "большой круг". Как считается, это время, что дано человеку для совершения предназначенных ему свыше земных дел. Но некоторые получают возможность совершить еще и "малый круг" - 12 лет. За это время можно попытаться сделать еще что-нибудь.


Правда, только если ты крепок телом, бодр, в силах. Мао Цзэдун своим заплывом по реке Янцзы и продемонстрировал - он еще на что-то годен. Но что же замыслил председатель Мао?
Хотя со смерти Мао в следующем году исполнится 50 лет, для китайцев он был и остается "Великим вождем".
Его считают человеком, который объединил раздробленный, измученный войнами Китай, создал единую, мощную страну, вооружил ее атомной бомбой, позволил встать в ряд сильнейших мировых держав.


И сегодня, несмотря ни на что, Мао не пинают, не пытаются вычеркнуть из Истории, не плюются в его адрес и не топчутся на его памяти.
Как это происходило (а, порой и происходит) у нас в отношении Сталина.


Есть мавзолей Мао - как дань истории Китая, куда приходят посетители, куда водят туристов.


Логика действий Мао была такой - Китай еще совсем небогат, даже беден. Но и силен при этом! Население страны (в то время) - 850 миллионов человек! Китай просто обязан занять в мире достойное место!


При этом совершенно неизбежным становилось соперничество с СССР.
Мао считал - после смерти Сталина именно он должен стать лидером мирового коммунистического движения.


Китай уважительно относился к СССР времен Сталина, поэтому совершенно не принял пресловутую хрущевскую "десталинизацию", и ту клевету, что полилась на Сталина.
К слову - Сталин и сегодня в Китае уважаемая историческая личность.


А тогда, в хрущевские времена, между СССР и Китаем начались серьезные идеологические разногласия. Китайцы обвиняли тогдашнее советское руководство в ревизионизме, отходе от идей марксизма-ленинизма.


Но при этом для Мао и его окружения существовала большая проблема - в Китае многие симпатизировали или (как считал Мао) могли симпатизировать СССР.
Ведь, немало его соратников в свое время в СССР жили и учились. А в 1950-е годы в советских вузах стала еще учиться и китайская молодежь.
Вернувшись обратно, эти выучившиеся в СССР специалисты, делали карьеру, становились директорами заводов, учеными, преподавателями в ВУЗах и т.д. Они достаточно неплохо говорили по-русски и хорошо относились к СССР.


В этом и были истоки "культурной революции" в Китае - необходимо было провести чистку кадров, которые завтра могут стать нелояльными. Как считал Мао.
А заодно, разбираясь с ними, можно и других покарать - безгрешных не бывает!


За примерами ходить далеко не надо:
Лю Шаоци, председатель КНР, официально объявленный даже преемником Мао - но слишком, как считал "великий кормчий", какой-то умеренный.
Сведения о его судьбе противоречивы. Есть сведения, что в 1968 году Лю Шаоци скончался в тюремной больнице, где его просто не лечили.


Маршал Пэн Дэхуай, успешно воевал с американцами в Корее. Но очень нелицеприятно высказался про "большой скачок", на цифрах показал всю его экономическую несостоятельность. А еще маршал был человеком уважаемым и пользовавшийся большим авторитетом в армии.


Пэн Дэхуай (1898-1974).
За выступление против "большого скачка" был подвергнут жесточайшей критике, изгнан их рядов армии, впоследствии арестован, подвергнут публичным издевательствам и многократным, в том числе и публичным, избиениям.
От последствий многократных избиений, тяжелого тюремного содержания Пэн Дэхуай серьезно заболел, но из-за отказа в медицинской помощи (по указанию Мао Цзэдуна) - запрещено было делать даже обезболивающие уколы - в 1974 году умер.


Будущий главный китайский реформатор Дэн Сяопин был отправлен "на перевоспитание" в деревню.


Кстати - и нынешний лидер Китая Си Цзиньпин был в те годы отправлен на "трудовое перевоспитание" в деревню.
Его отца, крупного партийного функционера, арестовали, обвинив в антипартийном заговоре. Си тогда было 16 лет и почти семь лет он прожил в ужасающих условиях, практически на самом дне - в пещере, тонкое одеяло на голых кирпичах стало его кроватью, а ведро - туалетом...


В октябре 1966 года Мао выдвинул лозунг - "Огонь по штабам!". Непосредственно открыть этот "огонь" надлежало представителям новой политической силы - хунвэйбины и цзяофани.


Кто такие и откуда взялись?


Хунвэйбины ("красные охранники") - это студенты и школьники, сведенные в организованные структуры, их руками зачищались "сомнительные, нелояльные" кадры.
Цзяофани ("бунтари") - такие же отряды, но составленные из молодых рабочих, обычно низкой квалификации.


Власти не препятствовали их деятельности, видя в этом якобы стихийный молодежный протест против "бюрократов" и прочих, недостаточно лояльных Мао и партии.


Вот такой красноречивый эпизод. Хунвэйбины объявили - неправильно, что машины на светофоре на "красный свет" останавливаются, а на "зеленый" - едут. Надо, чтобы было наоборот.
Почему? "Красный" - цвет революции, цвет движения вперед, а "зеленый" - цвет отравы. Правило надо переделать!
Переделали. В тот же день в Пекине произошли десятки ДТП в том числе и со смертельным исходом. Через несколько дней нововведение было отменено.


В Китае тогда творился тихий ужас. Одетые в униформу молодые люди получили право врываться в квартиры, служебные кабинеты. Им разрешили судить, нужен тот или иной человек стране или нет. Соответственно, разрешили карать на свое усмотрение.
Опьяненные от вседозволенности и безнаказанности, хунвэйбины с цзяофанями таскали по улицам заслуженных седых стариков - ветеранов партии и войны. На них надевали "колпаки позора", публично избивали, ставили на колени, заставляли каяться. Правда, совсем не понятно - в чем.
Ну и убивали, естественно...


Издевательствами был доведен до самоубийства известный в то время в Китае писатель Лао Ше, хотя многие считают, что его убили.


Знаменитый китайский пианист, лауреат многих международных конкурсов Лю Шикунь получил перелом правой руки в двух местах и провел 5 лет в тюрьме.


29 июля 1967 года цзяофани ворвались в дом Дэн Сяопина, вытащили его с женой на улицу, где шел митинг, во время которого их унижали, оскорбляли, избивали, после чего отправили под домашний арест.
А сына Дэн Сяопина - Дэн Пуфана, сбросили из окна 3-го этажа, в результате чего он остался на всю жизнь инвалидом.


79-летний Дэн Пуфан, до недавнего времени возглавлял Федерацию инвалидов Китая, ушел на пенсию по возрасту.


Помимо устранения тех, кто казался Мао нелояльным, уничтожались и ценнейшие произведения искусства, культурные памятники - тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов и т. д. А зачем они новым революционерам? В стране начался хаос.


Последовали и провокации на внешнеполитической арене. Конкретно - в адрес "ревизионистского" Советского Союза.


В январе 1967 года группа китайских студентов, возвращавшихся из стран Восточной Европы в Китай, находилась в Москве и устроила провокацию на железнодорожном вокзале и на Красной площади, у Мавзолея Ленина.
Шуметь и дебоширить они стали еще на железнодорожном вокзале. В течение 40 минут китайцы демонстрировали цитатник Мао Цзэдуна и выкрикивали его изречения.
Обвиняя власти СССР в ревизионизме, китайцы затеяли драку со стоявшими в очереди в Мавзолей. Принятыми экстренными мерами со стороны милиции порядок был восстановлен.


Но этой, явно спланированной акцией, воспользовался китайский МИД, заявив, что милиция открыла стрельбу и "...Среди китайских студентов были убитые и раненые...".


Однако никаких документов, фото, никакой передачи тел убитых Китаю, никаких похорон на родине (что наверняка было бы использовано в пропаганде), естественно, не было. Да и стрельбы не было. Провокация в чистом виде.


Но посеянные зерна этой провокации быстро дали всходы. Китайская делегация вернулась на другой день в Пекин, их встречали, как героев - дали отпор "советским ревизионистам" да еще в Москве!
В газетах и по радио Китая стали в красках описывать сцены "кровопролития в Москве", требовать мщения!


В результате Посольство СССР буквально осадили тысячи хунвэйбинов.
Поставленные напротив здания посольства громкоговорители день и ночь, не делая, перерыва призывали "Добить упавшую в воду собаку!" ... "Разгромить советских ревизионисто!"...и т.д.
Толпа, постоянно находившаяся у посольства, скандировала - "Мы ждём момента, чтобы отомстить вам!"
"Мы спустим с вас шкуру, распорем вам вены, сожжём ваши трупы и развеем по ветру ваш прах!"
"Кто против Мао Цзэдуна, тому размозжим голову!"
"Советские ревизионисты - враги китайского народа!"


В посольство перестали пропускать машины с углем для отопления, с продовольствием. Улицу, на которой находилось посольство, переименовали в "Улицу борьбы с ревизионизмом".
Если кто-то из сотрудников посольства пытался выходить за его стены, то сразу же подвергался нападению толпы, обходилось без серьезных последствий, но с причинением физического насилия.
А когда сотрудники перестали выходить - хунвэйбины стали бросать через ограду забора камни и палки.
Продукты дипломатическим работникам СССР на своих машинах с дипломатическими номерами тогда привозили дипломаты из миссий ГДР, Польши, Болгарии, Кубы.
При этом они сами сильно рисковали - хунвэйбины ничего не прощали. К примеру, жену дипломата из ГДР заподозрили в провозе продуктов, выследили и ударили на улице ножом по лицу.


На особые ухищрения пошли дипломаты из Монголии. Как вспоминали советские представители позднее, монголы на грузовике подъехали к территории посольства со стороны здания позади, и через забор очень быстро забросили на территорию мешки с крупой, с макаронами, с консервами.


А вот дипломаты из Чехословакии, также по воспоминаниям, вели себя очень осторожно, старались в события особо не вмешиваться и, по возможности, держаться в стороне.


В начале февраля 1967 года тремя самолетами из Пекина вывезли жен и детей советских дипработников. В посольстве осталось 32 человека - 16 дипломатов и 16 сотрудников охраны.


А в начале августа 1967 года хунвэйбины пошли на штурм посольства СССР - ворвались в здание консульского отдела, вытащили часть документов, начали жечь, громить.


Но в последний момент их остановил зазвучавший из динамиков на улице голос Чжоу Эньлая, второго человека в руководстве Китая.
Он обратился к хунвэйбинам со словами понимания и поддержки их гнева, но сказал, что в Москве сейчас находятся китайские дипломаты и советская сторона поступит с ними точно также. После этого нападавшие остановились, прекратили штурм и ушли.


Пик напряженности между СССР и Китаем пришелся на 1969 год - это были боестолкновения на советско-китайской границе (о.Даманский и Жаланашколь в Казахстане).


Затем напряжение стало постепенно спадать, а 9 сентября 1976 года, три месяца не дожив до завершения своего "малого круга", умер Мао Цзэдун...




Сегодня в Китае существует правило - 70% из того, что сделал Мао Цзэдун для страны были благом. Ну, а 30% из того, что он делал - очень плохим.


Однако в Китае считают, что с этим ничего не поделаешь - идеальных правителей никогда, ни в какой стране не было. Проблемы и ошибки были у всех, всегда и во всех странах.
Бесчинства и вседозволенность "красных охранников" и "бунтарей" обошлись Китаю, по разным подсчетам, до 30 миллионов жизней. А всего пострадало, опять же по разным подсчетам, около 100 миллионов человек в те годы!


Но положительного в деятельности Мао было больше, несмотря на все ужасы и жертвы "культурной революции". Поэтому в Китае и не вычеркнули Мао Цзэдуна из Истории, не топчут его память.
Сегодня есть и мавзолей, и памятники, портреты и даже его лик на денежных купюрах.


Однако про "культурную революцию" стараются особо не вспоминать. Ее осудили, руководителей посадили, хунвэйбинов с цзяофанями разогнали по сельскохозяйственным коммунам - работать на благо родины.


Но многие исследователи полагают, что если бы не было "культурной революции" - возможно, не было бы и нынешнего взлета Китая.


За годы ужасов "культурной революции" Китай получил очень серьезную прививку - слишком жестокий и крайне кровавый был урок.
Он показал - не беснующаяся толпа должна стоять у руля государства. Во главе должны быть те, кто достигает успеха путем реформ! А вот мешать им не надо. И раскачивать ситуацию извне тоже не получится.


Вот поэтому в 1989 году так беспощадно, несмотря на жертвы с обеих сторон, были подавлены молодежные волнения на площади Тяньаньмэнь в Пекине.


Власть, вероятно, рассуждала так - Вы, что, опять хотите все поменять? Теперь уже под либеральными лозунгами? Нет! В этот раз вы получите жесткий ответ! По рукам получите и по головам! Идите учиться или занимайтесь бизнесом! Взрослейте! Умнейте! Но сегодня политика - не ваше дело! А вот когда повзрослеете и поумнеете - тогда и можно будет рассуждать о том, чтобы вам страну доверить.


И после таких, вполне вероятных, рассуждений власть и отдала команду армии...


Результаты в развитии современного Китая сегодня у всех на глазах и прекрасно видны.


Канал в Дзэне "Путешествуем в историю вместе"



Другие статьи в литературном дневнике: