После того, как на страницах "стихи.ру" появилось давнее интервью: "Тиха украинская ночь", в личной переписке стали появляться вопросы на этнологические темы, некоторые читатели пытались даже организовать нечто диспута или дискуссии. В общем, равнодушных, как выяснилось, не оказалось.
Честно говоря, тема "Этнология" довольно популярная и, скорее всего, было бы логичным, размещать материалы на соответствующих ресурсах, но, к удивлению, читатели просят и, иногда, даже требуют(!) продолжить публикации. И было бы непростительной ошибкой игнорировать возникший читательский интерес. Поэтому познакомим читателей с еще одним интервью, которое состоялось в еженедельнике «РЕУТ» 19 мая 2000 года.
Разумеется, автор просит учитывать обстоятельства времени, которые сложились на момент интервью.
В мае исполнилось десять лет со дня создания в Реутове "Комплексной лаборатории экологических разработок".
Сегодня наша беседа - с ведущим специалистом этой лаборатории Михаилом Викторовичем Репниным.
Кор. - Михаил Викторович, после публикаций материалов «Этот загадочный этнос», «Кому же на Руси жить хорошо?» редакция получила множество откликов. Нельзя сказать, что все они положительные, так как есть читатели, не согласные с вашими выводами. Наверное, так и должно быть. Но чаще звучит такой вопрос: почему вы в своих изысканиях обратились именно к теории Л.Н. Гумилева? В чем, по-вашему, ее польза?
М.П. - Однажды в «Эрмитаже», любуясь картинами художников эпохи Возрождения на евангельские темы, я обратил внимание, что тело Христа изображено на них необычно: сильное и могучее, что несколько нарушало канонический образ Спасителя. Долго пытался понять смысловое значение увиденного, пока не познакомился с работой Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли». В ней рассказывалось о некой реальной энергии, которой могут обладать люди или целые этносы, названной Л.Н. Гумилевым «пассионарность». Я узнал также, что человек с высоким уровнем пассионарности способен совершать героические поступки не ради мелких эгоистичных целей, а во имя высокого идеала. Именно такие пассионарии, с императивом поведения: «Будь тем, кем ты должен быть», и могли претендовать на роль Вожака или Учителя.
После этого пришлось основательно проанализировать многие работы Л.Н. Гумилева, увлечь своих товарищей-коллег и создать «Комплексную лабораторию экологических разработок». Которой, кстати, в этом году исполняется 10 лет. За эти годы нами проведены различные физико-технические эксперименты, создано новое научное направление – «Физическая этнология». Есть интересные результаты, подтверждающие основные выводы, сделанные Л.Н. Гумилевым. Ну, а что касается «несогласия с выводами», то часто критика бывает основана на поверхностном знании предмета, либо чужое мнение выдается за свое.
В этом, наверное, есть и наша, ученых, вина, поскольку мало мы занимаемся популяризацией науки, тем более этнологии. Так что я бла-годарен вашему изданию за эту предоставленную возможность.
- Михаил Викторович, закончилось десятилетие, которое подвело черту, можно сказать, под эпохальными событиями в истории нашей страны. Наверное, у вас сложились определенные взгляды на ее будущее. Можете поделиться?
- Знаете, ученый - не политик. Во всяком случае, не должен быть таковым. Иначе его результаты теряют всякую научную ценность. Нас, ученых, действительность интересует, прежде всего, как эпизод, хотя, может быть, и значительный, но эпизод в цепи определенных закономерностей. Соглашусь - действительность всегда сурова, порой трагична, но наступает «завтра», и она превращается, в прошлое.
Есть такой научный термин - аберрация близости, т.е. искаженное восприятие действительности. Вблизи все кажется большим и великим. Так революция 1789 года во Франции виделась ее современникам как «поворотный пункт мировой истории». Не меньше! Или взять, к примеру, 1991 год в нашей стране. Многие видные политики сравнивали происходящие события по величине чуть ли не с Крещением Руси. Сегодня только маленькая кучка людей продолжает в это верить.
- Ну, а что же тогда с нами происходило?
– Мы уже говорили в прошлый раз, что наш суперэтнос находится в фазе надлома - этой, мягко говоря, малоприятной, но необходимой фазе нашего этногенеза. За ней должна, по теории, наступить инерционная фаза или, как назвал ее Л.Н. Гумилев, «Золотая осень этноса».
Правда, некоторые ученые считают, что мы находимся в так называемой фазе обскурации. Это когда пассионарной энергии этноса едва хватает на простое биологическое воспроизводство, а императив поведения меняется на обывательский: «Будь таким, как мы!». И естественно, что энергичным людям уживаться в такой среде трудно, поскольку происходит процесс «выдавливания» пассионариев из основной сферы активной деятельности во второстепенную, либо они уходят на периферию. И их места занимают эгоистичные субпассионарии.
- Это ужасно.
- Ничего не поделаешь, такова природа этногенеза. Посмотрите, ни в законодательных, ни в исполнительных органах практически не осталось людей энергичных, волевых. Одна только видимость. А что творится в науке? Талантливых ученых заставляют покидать не только свои институты, но и страну. А на местах науку возглавили лица бездарные, амбициозные, у которых жажда наживы выше их человеческой совести. Поскольку совесть, как писал Л.Н. Гумилев, «незримый контролер» пассионариев, и поступиться совестью для них – страшное преступление.
Конечно, и пассионариям свойственно заблуждаться, но еще недавно императивом их поведения служил лозунг «Будь тем, кем хочешь быть!». Помните, в школе многие из нас стремились стать летчиками или, космонавтами, военными. Профессии не только романтичные, но и связанные с определенными опасностями. Приведу пример: в начале 70-х годов на экраны страны вышел фильм «Офицеры», приведший многих пассионарных людей в военные училища. Так появились генералы Рохлин, Шаманов… А сейчас? Школьники хотят быть банкирам ди-джеями и даже… проститутками.
– Да уж. Есть и такое.
– Заметьте, как-то поутихли разговоры о «возрождении России». Да это и понятно: вся энергия субпассионария расходуется только на поддержание налаженного предками хозяйства или возведение культовых сооружений. Наверное, это тоже нужно, но, допустим, построив большой завод, его длительное время необходимо встраивать в сложную систему экономики. А это под силу только пассионарным личностям. Вон, Березовский собрал деньги на строительство автозавода. А что получилось? Поэтому субпассионарии стремятся к «упрощению» существующей системы. Энергии-то не хватает! И тогда, вместо роста производства - рост цен. Жилье? - только за деньги и т.д. Так проще…
Или вот свежий пример: прошлая администрация Московской области оставила новой только огромные долги. Более того, по сообщениям печати, некий коммерческий банк с «позволения или по недосмотру» той же администрации скупил чуть ли не всю промышленность области… Если новый губернатор Б. Громов окажется человеком, имеющим высокие пассионарные начала, каким он выставлял себя на выборах, то, возможно, появится шанс как-то поправить дело. Правда, кое-кто поспешил объявить «частную собственность – священной», не ведая, что в фазе надлома «священных идеалов», а тем более «священной частной собственности», быть не может, в силу той же природы этногенеза. Поэтому и постреливают киллеры в подъездах…
- Ну, а что же Москва?
- Современная Москва, с точки зрения теории этногенеза, представляет эдакую «субпассионарную дыру». Дело в том, что, когда в 1941 году немцы подошли к Москве, то часть населения эвакуировалась, другая часть, наиболее пассионарная, составила основу московского ополчения. После тяжелых московских боев из почти 100-тысячного корпуса в живых осталось не более 6-7-и тысяч… Естественно, что после войны образовавшуюся брешь заполнили периферийные субпассионарии. Но они уже не смогли, в силу объективных причин, поддерживать сложившиеся московские традиции, тот самый «московский старинный дух», о котором так хорошо писал В. Гиляровский. Кроме того, субпассионарии не смогли сдерживать влияние образовавшейся химеры, о которой мы говорили в прошлый раз. Все это привело к образованию антисистемы.
Поскольку пассионариям внутри ослабевшего московского субэтноса делать стало нечего, то они начали перебираться либо на край ойкумены (целинники, БАМ, комсомольские стройки), либо уходить в антисистему (вроде Чубайсов).
К тому же, сегодняшнее финансовое положение в Москве очень напоминает аналогичную ситуацию начала XII века. Тогдашний великий князь Святополк II-й назанимал у иностранцев для себя и своей дружины кучу денег. Когда пришла пора расплачиваться, то он предложил им продавать в рабство… киевлян. Киевлянам, конечно, это не понравилось. Когда Святополк в 1113 году умер, в Киеве были перебиты почти все иностранные купцы. Пришлось даже Владимиру Мономаху срочно вмешиваться и заодно стать Великим князем.
Я привел этот пример к тому, что Москва сегодня должна международным банкам около 15 миллиардов (!) долларов. К сведению, весь сегодняшний бюджет России - 20 миллиардов. Сроки оплаты близятся, чем платить – неизвестно. Неслучайно сейчас муссируются разговоры о свободной продаже земли. Если события будут развиваться по этому сценарию — трудно представить, что может тогда произойти.
Кстати, бунт, «бессмысленный и беспощадный», о котором писал А.С. Пушкин, был бунтом субпассионариев, возглавляемый, правда, очень пассионарным Е. Пугачевым…
— То есть, вы хотите сказать, что Москва может потерять статус столицы?
– На суперэтническом уровне она его уже потеряла. Смотрите, на периферии людей пугают «рукой Москвы», «московской мафией» и т.д. А ведь в XII веке, из-за недостатка энергичного населения в Киеве, он также потерял статус столицы великой державы. И Андрей Боголюбский, Великий князь Владимиро-Суздальский, взял его штурмом, разграбил и сжег.
– Михаил Викторович, вы назвали термин «антисистема». Что это такое?
- В работах Л.Н. Гумилева антисистема - это некие субъекты, имеющие «негативное мировосприятие», энергия которых лишена созидательной инициативы, а направлена только на разрушение. Л.Н. Гумилев достаточно скрупулезно рассмотрел этот вопрос.
А вот начавшиеся 1.Января 1992 года «либеральные реформы», продолжающиеся по сей день, представляют собой для научной теории уникальный случай антисистемы в экономике. Вся суть, их сведена к тому, что традиционные этнические принципы игнорируются в угоду сомнительным идеям. И все, что мы получили хорошего за это время, то это «не благодаря реформам», а скорее вопреки им. Самое страшное, что сегодня мы получили ситуацию, из которой нет экономического выхода…
Интересно, что среди адептов «либеральных реформ» как раз и преобладают люди с негативным мировосприятием, У них даже сленг особый: «Эта страна», «быдло» и т.п. И я соглашусь со своими коллегами, что это – «тяготящиеся созидательной работой патологические разрушители, перманентные революционеры в третьем поколении». Как считают отечественные и зарубежные интеллектуалы-медики, в этом прослеживается некое генетическое сходство. Причем скрытность действий и прямая ложь для этой категории является обычным приемом.
- Просто жуткая картина. Но давайте вернемся к нашим пассионариям. Если они вытесняются, то где-то они должны и собираться?
- Безусловно. Основные пассионарные этнические образования на сегодняшний день сконцентрированы в южнорусских областях, некоторых национально-республиканских образованиях и Уральском регионе. Что характерно, между ними существует достаточно глубокая поляризация. И если некоторым южнорусским и национальным регионам, их, правда, еще называют «красным поясом», близки идеи так называемого «социалистического совершенства», то, допустим, в северо-западных областях эти идеи не находят большой поддержки. А на Урале одно время были сильны изоляционистские тенденции, хотя бы на примере создания так называемой «Уральской республики».
Вспомните, у нас при власти КПСС в ЦК одерживали верх то «южно-русские», то «уральцы». К несчастью, М. Горбачев оказался «серым обывателем», да и команда «южнорусских» к тому времени постарела. Поэтому и проиграли. А в 91-м произошла смена «команд», а не эпохальные перемены. Естественно, антисистема воспользовалась этим.
- А кто пришел к власти сейчас?
- Поживем - увидим. Дело в то, что такая «поляризация» свойственна многим странам. Например, Европа поделена на католиков и протестантов, США - на «Юг» и «Север», Китай - на центральный (коммунистический) и южный - проамериканский. Вот и приходят там к власти то одни, то другие… В России же на поляризационные мотивы накладываются еще и социальные проблемы. Поэтому и борьба очень жестокая. По сути дела, гражданская война 1918-1921 годов явилась войной межэтнической; между «южными» и «северными». Но это тема особая, поговорим как-нибудь в другой раз.
- Да, «умом Россию не понять»…
- Знаете, очень неосторожную фразу бросил поэт Тютчев… Весьма неосторожную. Несколько лет назад у меня был примечательный разговор с одним немцем. Он сказал буквально следующее: «Мы вас расшифровали, и расправиться с вами - дело времени…
А в 1995 году у нас в стране вышла книга (практически никем не замеченная) итальянского журналиста Джузеппе Кьезо: «Прощай, Россия», В ней также говорилось о том, что «русская загадочность» к концу XX века исчезла вместе с крушением СССР… Вот так.
Необходимо добавить, что мы забыли то, о чем предупреждали наши великие предки: Св. Александр Невский, Сергий Радонежский, Митрополит Гермоген и другие. А они говорили: «С латинянами (т.е. с Западом) дела иметь нельзя. Обманут». И действительно, сколько веков прошло, а императив поведения Запада не изменился, Как не изменилась лютая, я бы сказал, просто звериная, со стороны Запада, ненависть к нам. Помните, СМИ сообщали, что на Кавказе «боевиками» были обезглавлены несколько англичан?
- Да, был такой жуткий случай.
- Не то слово. Вместо того, чтобы всячески осудить это варварское убийство, Запад, «проглотив пилюлю», по всем каналам стал оказывать сильнейшее давление на час, доморощенная антисистема этому активно помогает. Видно, на Западе плохо знают историю.
Так, в 1258 году отряды монгольских батыров волею судьбы оказались возле Иерусалима. На Ближнем Востоке в то время находились рыцари - крестоносцы, заброшенные туда крестовыми походами. Монголы отнеслись к крестоносцам лояльно, поскольку не ждали от «христиан» какой-либо пакости. А вот крестоносцы поступили подло: они, подкупив исламских мамлюков, натравили их на монголов, хотя монголы спасли однажды рыцарей от неминуемой гибели. Естественно, что монголы были уничтожены. Между прочим, эти «горе-рыцари» считали, что поступают правильно, но самое интересное другое: расправившись с батырами, мамлюки уничтожили и крестоносцев. Не многие из них вернулись в Европу. Я это к тому, что если, не дай Бог, конечно, нам суждено уйти с исторической сцены - наше этническое пространство может занять какой-нибудь исламский суперэтнос. И тогда придет конец и Западу. Да он уже наступает.
– Что вы имеете в виду?
– В Косовском кризисе США и НАТО активно поддерживали албанские сепаратистов. А теперь эти «сепаратисты» стреляют в натовцев. Во-первых, НАТО - это в основном, западноевропейский суперэтнос, албанцы принадлежат к исламскому. Во-вторых, у них противоположная комплиментарность, «любить» они друг друга никак не смогут. И в-третьих, у албанцев есть свои счеты к Западной Европе…
- Так что же нам делать?
- Жить. Жить, как этого требуют наши природные этнические начала. Мужчины должны работать и заботиться о своей семье, женщины должны поддерживать «очаг» в доме и рожать детей, а то они как-то стали «забывать» о своем высоком предназначении…
Ну, а если вы человек «пассионарный» - восстанавливайте утраченные традиции.
- А если нет?
- Если же – «субпассионарий», ну, скажем так, не мешайте это делать другим…
- Благодарю вас за интересную беседу.
Записала В. Сибирцева
Михаил Перов-Репнин https://stihi.ru/2021/01/29/10307