Психотеррор или Безобразная герцогиня

Лайт Шейд: литературный дневник

Довольно часто, перечитывая классиков, я провожу аналогии с нынешней реальностью, в частности, со своими реалиями, которые можно занести в ряд апокалиптических.
Когда-то я перечитала почти всего Фейхтвангера в бумажном варианте. Меня привлекает как историческая, так и псевдоисторческая тематика в фильмах и в литературе.
Начала с "Безобразной герцогини".
Когда читаю, то думаю, какого бы актёра/актрису я бы выбрала для своего личного кастинга. В моём списке российские/русские актёры.
Думала, кого можно пригласить на роль Маргариты Маульташ, но, к сожалению, ни на ком не остановилась. Кто читал этот роман, должен меня понять.
Зато я сразу же нашла актёра на роль, на первый взгляд, второстепенного персонажа романа - Менделя Гирша.
Это Виктор Цекало. Именно он у меня вписывается в образ, который так талантливо, кинематографично, искусно был вплетён Фейхтвангером в канву повествования.

Ведь, читая романы, каждый из нас испытывает симпатии/антипатии к тем или иным персонажам, в зависимости от того, как эти персонажи преподнесены писателем.
Мендель Гирш - маленький, толстый, смешной и вечно суетящийся человечек в коричневом кафтане и островерхой шапке, человечек, который, невзирая на жёсткие нравы средневековья, сохранил в себе жизнерадостность и невероятный оптимизм... Впрочем, его жизнь, как и жизнь его многочисленного неунывающего семейства была прервана во времена Чумы, когда средневековые немецкие мракобесы убивали всех евреев, обвинив их в распространении Чумы.


Сегодня 48-й день, как я и мои близкие живут в жутком страхе за свою жизнь, и за жизни тех, кого мы приручили.
Помнится, хотела рассказать о изощрённом виде психотеррора, который я назвала "жидар сот", в переводе с арабского - звуковой барьер.
Как только южная ночь накидывает свою чёрную чадру на нашу изнасилованную ежедневными бомбёжками землю, над нами начинают летать вражеские истребители, летать на предельно низкой высоте. Если истребитель летит высоко, то слышен просто хлопок, как от новогодней хлопушки. А если он летит низко, преодолевая этот б@@дский звуковой барьер над нашими головами?
Это удар, это взрыв, это тяжёлая волна, распахивающая все двери и окна, волна, которая опрокидывает моё тщедушное тело, волна, за которой идёт удушающая волна Страха.
Обычно они летают над Ливаном по двое, вчера, видимо, их летала целая стая, я сбилась со счёта, забившись в нашем символическом укрытии, и я молила бога, чтобы они просто летали.


Да пусть летят, пусть.
Я мысленно умоляла,
мысленно благодарила этого менделя -
спасибо, спасибо тебе, что ты только заявляешь
о своём присутствии, не сбрасывая на нас своих
огнедышащих драконов.


Сколько их, этих потомков вымышленных менделей гиршей, потомков, материализовавшихся в моих реалиях...
Вот он, нынешний мендель - стройный, высокий, мускулистый, красивый офицер нового рейха, офицер, уверенный в своей правоте, уверенный в том, что нам, гоям, не место на этой земле.


Эй, Мендель Гирш, тебе, вымышленному, тебе, смешному, незлобивому человечку, который с лёгкостью выпутывался из любой ситуации, подсчитывая барыши от нехитрой торговли, тебе, которого настигла смерть, когда ты, накрывшись молитвенным покрывалом, перебирая ремешки, молил о сохранении своей жизни - привет тебе от меня, гойки, живущей в своём ближневосточном апокалипсисе, от меня, реальной - из плоти и крови - и тоже молящейся о сохранении жизни.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 16.11.2024. Психотеррор или Безобразная герцогиня