Как написать сценарий. Комиссарук.Как написать сценарий фильма или сериала самостоятельно 1. Логлайн Как написать сценарий фильма или сериала самостоятельно От автора Эта мини-книга –– универсальное пособие для тех, кто хочет написать свой сцена 1.Логлайн. Главную идею практически всех фильмов или сериалов, которые стали великими, можно уместить в одно-два предложения. Потренируйтесь на известных фильмах, сформулируйте их логлайны, а потом уже переходите к своему. 2.Проверка на оригинальность.Аудитория. Так же вы должны понимать, для кого пишите сериал, для какого именно канала. Если создаёте полный метр, должны попасть в формат аудитории кинотеатров. На это обратят внимание редакторы, продюсеры. Должно быть соответствие идеи тому, куда вы собираетесь её предложить. Целевые аудитории телеканалов можно найти в интернете. 3 График. Обязательно смоделируйте свой план работы. Поскольку вы пишите самосто-ятельно (не на курсах сценаристов и не по заказу кинокомпании), необходимо установить себе сроки. Создание сценария следует разбить на четыре этапа: 1. сбор материала 2. заявка, то есть краткий синопсис, описание проекта; 3. расширенный синопсис, поэпизодник; 4. диалоги. Если работаете над сериалом, примерный срок –– два месяца. Один месяц –– на историю, ещё месяц –– на доработки и диалоги. Если у вас полный метр, поставьте себе рамки –– три месяца. Не факт, что это будет финальная версия, которую можно снимать, но это будет ваш первый вариант сценария, который можно кому-то показывать. Что касается коротко-метражки, то можно обозначить 1 месяц в качестве сроков. 4.Самоконтроль. Ставка. Когда вы всё распланировали (через месяц –– будет заявка, ещё через месяц
Если вы задумали интересную локацию, новый мир для телезрителя, то должны найти максимум информации по этой теме (посмотреть, почитать), в идеале – нужно с кем-то пообщаться. Если вы, например, пишите про скорую помощь, то найдите возможность поговорить с работниками; желательно –– не с одним, чтобы у вас были разные точки зрения. Сейчас есть очень много инструментов (социальные сети, мессенджеры, Skype и т.д.), которые позволяют общаться, не выходя из дома. Когда сядете за сценарий, то около трёх недель оставьте на сбор информации. Конечно, если вы пишите о чём-то, что хорошо знаете (например, кто-то отработал в котельной 10 лет, решил описать в сценарии это), то пункт сбора материала вы пропустите. 6 Краткий синопсис (1 месяц). Как проверить синопсис? Задайте себе несколько вопросов. Насколько понятно, чего хочет главный герой, зачем ему это, почему важ-но? Часто то, что у сценариста есть в голове, не всегда оказывается на бумаге. Нужно всегда спрашивать –– понятно ли стороннему человеку то, что я задумал, считывается ли информация, которую я заложил. Кто или что противостоит главному герою в достижении какой-то цели, какой главный конфликт? Зрители на протяжении всей истории будут ждать разрешения этого конфликта, которое окажется в кульминации, в финальной битве. Если у вас нет конфликта, то у вас нет истории. Какова ставка у героя? Это ответ на вопрос –– что будет, если у героя что-то не получится, если он проиграет в конфликте. В некоторых историях это можно даже не проговаривать, потому что часто ставка героя –– жизнь и это понятно всем. Когда герой отправляется спасать планету, то ставка –– не только жизнь героя, но и всего человечества. Если ставка не считывается сама собой, то вы должны её обозначить. В комедии ставка может быть не так высока, потому что там часто проблема всем кажется небольшой, но конкретному персонажу –– огромной. Например, дырка на носке в определённый момент времени превра-щается в трагедию для героя. 7.Расширенный синопсис, поэпизодник (1 месяц). Особенности поэпизодника. Подробный синопсис –– около 10 страниц. Если у вас серия на 24 минуты, то поэпизодник –– 8-10 страниц. Если серия 48 минут, то поэпизодник –– 16-20 страниц. Если полный метр, то поэпизодник –– пример-но 50 страниц. Поэпизодник –– это сценарий целиком, но без диалогов; вы просто пишите каждую сцену, прописываете локацию, номер сцены, подробно рассказываете, что там происходит. Работа над поэпизодником –– самая сложная, потому что нужно составить интересную историю. Даже если будут средние диалоги, но у вас хорошая история, то она кое-как, но сработает. Если плохой поэпизодник, все «рассыпается», как бы вы отлично не написали диалоги, ничего не получится. Поэпизодники можно расписывать по-разному, кто-то пишет схематично, а кто-то - очень подробно. Делайте так, как вам больше нравится. Но если поэпизодник подробный, это помощь самому себе в будущем. Когда вы перейдете к написанию диалогов, будет намного проще работать именно с подробным поэпизодником, т.к. часть работы уже проделана. Какие существуют особенности написания поэпизодника? Когда вы будете писать поэпизодник, важно, чтобы в каждой сцене происхо-дило что-то важное. Либо там есть событие, которое влияет на последующий сюжет, либо зритель/герой узнаёт какую-то важную информацию. Абсолютно каждая сцена для чего-то нужна. Если её можно легко убрать без потери, то эта сцена не нужна. Даже если хронометража не будет хватать, всё равно сокращай-те. Когда искусственно растянута история, это всегда очень плохо. Единственное исключение – комедия. В комедии может быть сцена, которая не двигает сюжет, но она обязательно должна быть очень смешной. Каждая сцена –– отдельное произведение, в котором есть начало, середина, концовка. Сцены не надо растягивать, следует начинать как можно позже и заканчивать как можно раньше. Например, мы должны узнать, как герой сооб-щает другому, что его жена изменяет. Соответственно, нужно увидеть только это сообщение, то есть не надо показывать, как в дом входит герой, как поднимается на лифте, здоровается с охранником и т. д. Это не нужно для истории. Только само сообщение об измене. И если ничего важного, что повлияет на сюжет, после этого тоже не происходит, то сцену после сообщения надо сразу заканчи-вать. Ничего лишнего. Никогда не пишите первую же идею, думайте над реализацией каждой сцены тщательно. Задавайте вопросы: «Точно ли все эти герои должны быть в сцене? А может эту сцену начать как-то по-другому? А что если эта сцена будет происходить в другой локации?» Ваша конечная цель –– сделать интересно. Состояние героя. Вы должны чётко понимать, как чувствует себя персонаж. Ваше состояние в процессе написания поэпизодника. Во время работы над поэпизодником, как правило, происходит эмоциональный спад. Где-то через неделю или две работы над поэпизодником вам покажется, что история не очень. Вы можете подумать: «Лучше я придумаю какую-то новую идею, начну её расписывать». Но поверьте, когда вы начнёте расписывать новую идею, на этапе поэпизодника произойдёт то же самое. Сделайте всё, чтобы дойти до конца, обязательно допишите, оценивать будете потом свежим взглядом. 8.Библия персонажей. После того, как вы напишите синопсис сериала, полезно сделать библию персонажей. Это описание всех главных героев. Библию персонажей читаете только вы и редакторы, а зритель никогда её не увидит. Зритель должен понять из вашего сценария –– какой персонаж, какой характер. Всё, что вы придумали о персонаже, должно быть рассказано в сценарии через его поступки, действия. Есть такая хорошая фраза: «Не рассказывай, а показывай». Если у вас персонаж– звезда YouTube, то вы должны эту информацию сообщить в сценарии не диалогом. Например, кто-то говорит: «Макс –– звезда YouTube, у него 5 миллионов подписчиков». Это плохой вариант. Хороший вариант, когда мы увидим, как Макс ведёт трансляцию, там у него 5 миллионов подписчиков и они ему пишут кучу комментариев. Если у вас полный метр, то библия персонажей не требуется, всё должно быть понятно из сценария. Для сериала библия нужна в первую очередь для того, чтобы вы там описали, что будет происходить в течение сезона с героем, какой он пройдёт путь. А потом будете вносить изменения, когда в следующих сериях ** Перерыв в работе (1 неделя). Редактура. Когда закончите поэпизодник полного метра /сериала, отложите его на неделю. Полностью отключитесь от вашей истории. Если есть возможность, чем-то физическим позанимайтесь, посмотрите фильмы и т.д. Нужно давать себе перерыв, чтобы вы немножко забыли, о чём писали. Понятно, что если вы месяц работали над поэпизодни-ком, то за неделю он не сотрётся из памяти, но зато вы точно начнёте его по-другому воспринимать. 10. Перерыв в работе (1 неделя). Редактура. Снова перечитайте свой поэпизодник. Возможно, ваша история изменится относительно того, что вы писали в кратком синопсисе, это нормально. Снова задайте четыре вопроса (см. выше). Если характер героя непонятен в поэпизоднике, то в диалогах вы его уже не спасёте. Зрители верят действиям, но не словам. Ещё раз сформулируйте логлайн вашей истории. Он тоже может измениться или как-то подкорректироваться. 11.Диалоги (1 месяц). Вся суть диалогов в том, чтобы сделать не «литературщину», штампы, а живой разговорный язык. Не бывает плохих сценаристов, бывает плохо поставленная/неправильно сформулированная задача. Скажите себе: «Я хочу сделать максимально живые диалоги, такие как в жизни». Пишите их (а лучше наговаривайте от лица героя на диктофон/телефон), затем перечитывайте и прослушивайте несколько раз, старайтесь понять– могут ли так разговаривать люди в автобусе, кафе и т. д. Если брали какого-то персонажа из жизни (знакомого или известную личность), то воспроизведите его манеру речи. Если вам что-то не нравится, то сразу вносите правки в текст. 11. Финальный отдых и правки (1 неделя). Драфты. Как только вы дописали диалоги, нужно тоже от них отдохнуть неделю, а потом перечитать, отредактировать. Замечательно, если вы вообще весь сцена-рий начитаете вслух на диктофон. На следующий день послушайте, сделайте пометки. Это поможет услышать героев, историю, понять, насколько она вос-принимается. Что такое драфт? Первый вариант поэпизодника или диалогов –– ваш первый драфт. Если вы сотрудничаете со студией, то первым драфтом будет не то, что вы изначально отправили, а то, что получилось уже после внесённых правок от студии. Каждое последующее редактирование нумеруется ––драфт 2, драфт 3 и т.д. Это нужно больше для договора, для работы со студией, чтобы там понима-ли, сколько нужно драфтов сценаристу для создания приемлемого для них сценария. 13 Питчинги. Когда вы решили, что сценарий готов, сделали 3-4 драфта, можете сами себя поздравить, отметить как-нибудь. Но работа на этом не заканчивается: нужно сценарий как-то представить. Если вы начинающий сценарист, нет знакомых редакторов, преподавателей киношколы, то питчинг –– самый разумный путь представить свой проект. Презентацию сделать просто (в Power Point), не надо технического образования. Почитайте в интернете инструкции или посмотрите видеоролики. Самая главная ошибка у начинающих сценаристов на питчингах –– рассказы-вать то, что написали на слайдах. Если что-то текстом написано в презентации, не надо это повторять, лучше дать ещё какую-то допинформацию. У вас будет всего 5-7 минут, постарайтесь использовать их максимально эффективно, рас-сказывать больше о проекте, о себе. Никогда не говорите, сколько денег прине-сёт ваш фильм. Не считайте за продюсеров, оставьте это право за ними. Ваша задача –– увлекательно рассказать историю, показать слайды, погружающие в ваш мир, представить проект. А дальше все будет зависеть того, какой сценарий у вас получился! Если даже вам не удастся продать свой первый сценарий, обязятельно пере-ходите ко второму, потом к третьему и так далее. Если вы твердо решили стать сценаристом, вы должны постоянно писать. Количество всегда переходит в качество! 12.Заключение Для того, чтобы начать писать сценарий, нужно сесть за него и довести дело до конца. Не откладывайте, не ждите лучших времён. Лучшие времена –– прямо сейчас. Можно изучать тему до бесконечности. Но автор статьи прав! © Copyright: Влад Льенский, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|