Характер. Мужество (Продолжение книги С.См.)Мужественная защита Лютера перед Сеймом всем известна и представляет одну из славнейших страниц в истории рода человеческого. На последнее настояние императора отречься, он с твёрдостью отвечал:"Государь! Пока меня не убедят в моём заблуждении свидетельством Священного Писания или очевидными доказательствами, я не отрекусь, ибо мы никогда не должны поступать против нашей совести. Таково моё убеждение, и другого от меня Вы не ждите. На этом я стою, иначе поступать не могу. Да поможет мне Бог!" Он должен был исполнить свой долг - повиноваться приказаниям власти более могущественной, чем власть венценосцев; и он исполнил это на свой страх. Впоследствии, сильно притесняемый своими врагами в Аусбурге, Лютер сказал, что "если б даже у него было пятьсот голов, то и в таком случае он охотнее и скорее отдал бы их всех на отсечение, но не отрёкся бы от своего вероучения." Следующая глава: Самообладание. "Честь не всегда укладывается в один мешок с выгодою." Дж.Герберт. "Только научась управлять самим собою, человек приобретает настоящую свободу." Фридрих Пертс. " Всё хорошее и доброе в мире большею частью проявляется только после строгой и постоянной выдержки и долгого терпения." Артюр Гельпс. Самообладание - тоже мужество, но только в другой форме. На него можно смотреть почти как на основное свойство характера. Самообладание лежит в основе всякой добродетели. Человеку стоит только дать волю своим страстям и влечениям - и с этой минуты он утрачивает свою нравственную свободу. Он делается навсегда рабом своих господствующих желаний и лишается сил бороться с течением жизни. В Библии воздаётся хвала не просто сильному человеку, берущему города, но более сильному, который умеет управлять самим собою. Лучшею опорою характера всегда бывает привычка. Нравственная дисциплпна и учение суть не менее необходимые условия хорошего воспитания характера. Наилучше регулированная семья та, в которой дисциплина наиболее совершенна, и в то же время наименее чувствительна. Громадное значение строгой домашней дисциплины объясняется тем фактом, что наибольший процент умственно больных всегда состоял из людей, которые были единственными и редко встречали противоречие своим желаниям, напротив, люди, выросшие в многочисленной семье и приученные к самообладанию и самоисправлению. От нас зависит воспитать в себе или счастливое расположение или болезненное. Мы можем воспитать себя или в привычке вечно брюзжать и быть недовольным, или в привычке быть терпеливым и довольным. Доктор Джонсон говорит:"Привычка смотреть на какое бы то ни было событие с его лучшей стороны гораздо более ценна, чем тысяча фунтов годового дохода." © Copyright: А.Назаренко, 2006.
Другие статьи в литературном дневнике:
|