Ник Ростовский
Русская поэзия, как тот вид искусства, где предъявляются особые требования именно к форме произведения, давным-давно находится в состоянии если не кризиса, то скажем так, зоне повышенного риска (в отличие, например, от скульптуры или кино).
1. Прежде всего, это выражается в исчерпании набора строгих рифм русского языка. Наверное, первым это заметил Пушкин. Помните, он сетовал: «Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч. ».
Надо признать, что напряженность ситуации с рифмами несколько ослабили поэтические эксперименты Серебряного Века, которые должны были приучить читателя ко всем разновидностям неточной рифмы. Казалось бы, теперь рифмуй, как хочешь! Однако и сейчас, как пишет Юрий Поляков, рецензент может сообщить автору, «что «возьми» и «позови» не рифма, а «любовь» и «вновь» рифма, но за нее в приличном литературном обществе могут просто набить морду» (Поляков Ю.М. Собрание сочинений в 4 т., Т.4. - М.: Мол. гвардия, 2001, с. 17).
2. Существует и другая опасность, о которой один из экспертов говорит следующее: «В противовес конструктивистскому подходу к поэзии часто приводят так называемые «строки от души», которые многие ценят за доступность пониманию. Как правило, это кое-как зарифмованные «добрые чувства» или простейшие житейские истины, типа: все там будем, твори добро, не обижайте котов и собак и т. д. При этом авторы уверены, что пишут «как Пушкин» или «как Есенин» или Рубцов. Ничего не имею против «добрых чувств» и прописных истин, однако хочу отметить опасную тенденцию — не к простоте, а к упрощению: сегодня ... идёт постоянный размыв границ между гениальной простотой великих поэтов и графоманией…». (Лясковская Н. Настоящая русская поэзия - это прежде всего стихийность дара.- http://rospisatel.ru/razgovor-o-poezii3.htm).
3. Исходя из приведенных выше ограничений (во-первых, необходимость поиска неизбитых рифм и во-вторых, уход от зарифмованных «добрых чувств» как жанра), автор вынужден использовать в своих опусах отклонения от стилистических норм русского языка. В дозированном количестве и исключительно в целях придания свежести стихам. Насколько эта цель достигнута, судить, конечно же, читателю…
Произведений: 232
Получено рецензий: 103
Написано рецензий: 408
Читателей: 12836
Произведения
- Пускай зима на свете - шуточные стихи, 20.12.2019 23:49
- Иду по дороге, вздыхая - философская лирика, 11.02.2017 23:58
- Когда Господь глядит на небо - философская лирика, 12.02.2017 00:11
- Вылет в 9. 45 - философская лирика, 12.02.2017 00:21
- Кого-то пожалел, а может быть, обидел - философская лирика, 12.02.2017 00:17
- Голоса - философская лирика, 12.02.2017 09:15
- Вы ожидаете всю жизнь - философская лирика, 12.02.2017 09:24
- Мой бизнес - философская лирика, 14.02.2017 06:55
- Вот снова в город приезжает осень - философская лирика, 12.02.2017 09:25
- Спасибо, древние ацтеки - философская лирика, 12.02.2017 09:31
- Слегка хаотично, слегка не по плану - философская лирика, 14.02.2017 06:53
- Закон Гейзенберга - шуточные стихи, 13.02.2017 15:18
- Приятно, что история сбылась - философская лирика, 14.02.2017 06:13
- Корпускулярно-волновой - философская лирика, 14.02.2017 06:22
- Подражание А. Белому - подражания, 14.02.2017 06:41
- Спасибо, жизнь, за всё - философская лирика, 12.02.2017 08:59