Василий Дмитриевич Фёдоров
19 АПРЕЛЯ — 40 ЛЕТ ПАМЯТИ НАРОДНОЙ
ПОЭТА И ПРОЗАИКА ВАСИЛИЯ ДМИТРИЕВИЧА ФЁДОРОВА
7 ДЕКАБРЯ — 40 ЛЕТ ЛИТЕРАТУРНО-МЕМОРИАЛЬНОМУ МУЗЕЮ
ПОЭТА И ПРОЗАИКА ВАСИЛИЯ ДМИТРИЕВИЧА ФЁДОРОВА
85 ЛЕТ — СТИХОТВОРЕНИЮ «МУЗА»
75 ЛЕТ — МАЛЕНЬКОЙ ПОЭМЕ «ПТИЧИЙ САД»
70 ЛЕТ — ПОЭМАМ: «ОБИДА», «ДАЛЁКАЯ»
60 ЛЕТ — КНИГЕ «КНИГА ЛЮБВИ» (первое издание)
60 ЛЕТ — ПОЭМЕ «АВВАКУМ»
60 ЛЕТ — МАЛЕНЬКОЙ ПОЭМЕ «СОВЕСТЬ»
50 ЛЕТ — КНИГАМ: «КНИГА ЛЮБВИ И ВЕРЫ», «КАК ЦВЕТЫ НА ЗАРЕ»
40 ЛЕТ — СТИХОТВОРЕНИЮ «ОЛИМПИЙСКИЙ МОТИВ»
ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВ:
ЧТО ТАКОЕ ПОЭЗИЯ?
ВО ВСЕ ВРЕМЕНА — ЭТО ПОИСК СВЯЗЕЙ МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ,
МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И ВЕЩАМИ, МЕЖДУ МИНУВШИМ И БУДУЩИМ....
СУЩНОСТЬ ЦЕННОГО ПОЗНАНИЯ — ЭТО В КОНЕЧНОМ СЧЁТЕ, ПОЗНАНИЕ ЗАКОНОВ ЭНЕРГИИ.
ПОЭЗИЯ, КАК ОДНА ИЗ ЕЁ ФОРМ, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИСКЛЮЧЕНИЕМ.
РАЗНИЦА ЛИШЬ В ТОМ, ЧТО ЭНЕРГИЮ СТИХА НЕЛЬЗЯ ИЗМЕРИТЬ ПРИБОРОМ,
А ЧУВСТВА И РАЗУМ ЛЮДЕЙ СЛИШКОМ РАЗЛИЧНЫ.
ПО СУЩЕСТВУ, ЧТО ТАКОЕ СТИХИ?
ЭТО ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПЕРЕДАЧИ ДУХОВНОЙ ЭНЕРГИИ ОТ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА К ДРУГОМУ.
СНАЧАЛА ОНА ПОЗНАЁТСЯ ПОЭТОМ, А ЧЕРЕЗ НЕГО И ДРУГИМИ.
ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ — СЛОВО...
ДЛЯ МЕНЯ ПОЭТ НЕ ТОТ, КОТОРЫЙ ПИШЕТ СТИХИ, А ТОТ,
КТО ИМЕЕТ КАКОЙ-ТО СВОЙ ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД НА МИР;
НЕ ТОЛЬКО ВЗГЛЯД, НО И МИР, ДОРОГИ К ЭТОМУ МИРУ —
ЕЩЁ ЛУЧШЕ В НЁМ, ПОЭТЕ, — ЕСЛИ ОН ДАСТ МНЕ ВОЗМОЖНОСТЬ
ХОТЯ БЫ ПРИКОСНУТЬСЯ К ТАЙНЕ ЖИЗНИ ПОЭТА,
К ТАЙНЕ МИРОСОЗДАНИЯ...
НЕ ПОСТУПЛЮСЬ ИСТИНОЙ, ЕСЛИ СКАЖУ, ЧТО КАК ПОЭТ Я РОДИЛСЯ
ИЗ ЧУВСТВА СОЦИАЛЬНОЙ НОВИЗНЫ, КОТОРЫМ В ОГРОМНОЙ МЕРЕ
ОБЛАДАЛО СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ. ТУТ НЕТ МОЕЙ ЛИЧНОЙ ЗАСЛУГИ.
ПРОСТО ЭТО ЧУВСТВО НЕ ДОЛЖНО БЫЛО ПРОПАСТЬ. ВСЁ СТОЯЩЕЕ
В МОИХ СТИХАХ НАДО ОТНОСИТЬ НА СЧЁТ ЭТОГО ЧУВСТВА...
ЕСЛИ ПЕРЕДО МНОЙ ТОЛЬКО ОДНО СТИХОТВОРЕНИЕ,
НАПИСАННОЕ С ЧУВСТВОМ СВОЕГО МИРА,
Я УЖЕ МОГУ СУДИТЬ О ПОЭТЕ, ОЦЕНИВАТЬ ЕГО,
КАК ПО ОБЛОМКАМ КАКОЙ-НИБУДЬ СТАТУИ
МЫ ОЦЕНИВАЕМ КУЛЬТУРУ МИНУВШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ...
К МЫСЛЯМ ПРИВОДЯТ ЧУВСТВА...
ЛЮБИТЕ ПОЭЗИЮ! ОНА ЕЩЁ НИКОГО НЕ ИСПОРТИЛА...
... МНЕ КРИТИК МИЛО УЛЫБАЕТСЯ,
БРАКУЯ МОЙ ЛЮБИМЫЙ СТИХ.
... Критике нужен такой авторитет, чтобы поэт мог сказать:
«От тебя и хула — похвала».
... Я НЕ СТОРОННИК РАБОТАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ.
НАДО СТРЕМИТЬСЯ ТАК ЖИТЬ, ЧТОБЫ НИ ДНЯ БЕЗ ВДОХНОВЕНИЯ!
РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВО НЕ ПРИНЕСЁТ РАДОСТИ И БОЛЬШОГО УСПЕХА.
...ДОБРОСОВЕСТНОЕ УЧЕНИЧЕСТВО НА ОПРЕДЕЛЁННОМ УРОВНЕ СТАНОВИТСЯ ОПАСНЫМ.
К ПОСЛЕДНИМ МАЗКАМ, ЧТО СОСТАВЛЯЮТ ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ХУДОЖНИК ДОЛЖЕН ПРИЙТИ САМ.
У КЛАССИКОВ МОЖНО УЧИТЬСЯ КРИСТАЛЬНОЙ ВНИМАТЕЛЬНОСТИ К ЛЮДЯМ.
...ПОЭТУ ВРЕДНО ЗАМЫКАТЬСЯ В САМОЙ ПОЭЗИИ. ВСЯКИЙ ВЫХОД ЗА ЕЁ ПРЕДЕЛЫ ДЛЯ НЕГО БЛАГО.
ЧЕМ БОЛЬШЕ ТАКИХ ВЫХОДОВ, ТЕМ ОН БОГАЧЕ...
...ВСЁ ИСКУССТВЕННОЕ ПРИВОДИТ К ПЕЧАЛЬНОМУ КОНЦУ,
ИБО ОНО «ТРЕБУЕТ ПРОСТРАНСТВА ЗАКРЫТОГО»,
А НА ПУТИ МОЖЕТ ВСТРЕТИТЬСЯ СВОЯ ГАЛАТЕЯ...
КНИГА ПОЭТА — НЕ КОРОБОЧКА НЕКРАСОВСКОГО КОРОБЕЙНИКА, ИЗ КОТОРОЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЛУЧАЯ МОЖНО ВЫТЯНУТЬ ИЛИ ЯРКУЮ ЛЕНТУ, ИЛИ ТЁМНУЮ ШАЛЬ. ОНА БОЛЕЕ ПОХОЖА НА МАГАЗИН БЕЗ ПРОДАВЦА, С ТОЙ ЛИШЬ РАЗНИЦЕЙ, ЧТО ЗДЕСЬ ПЛАТЯТ ЗА ВХОД. ПОСЛЕДНЕЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ОБЯЗЫВАЕТ К СТРОГОМУ ОТБОРУ ВЕЩЕЙ, НО КТО ЗНАЕТ, — МОЖЕТ БЫТЬ, ВЕЩЬ САМА ПО СЕБЕ И НЕКАЗИСТАЯ, А ЧЕЛОВЕКУ В ДАННУЮ МИНУТУ ВСЕГО НУЖНЕЙ.
Июнь 1969 г.
... ПОСЛЕ СМЕРТИ ПОЭТА ЕГО СТИХИ НАЧИНАЮТ ЗВУЧАТЬ ПО-НОВОМУ. ОНИ ПЕРЕСТАЮТ
БЫТЬ ТОЛЬКО СОЧИНЕНИЯМИ, В КОТОРЫЕ МОЖНО ВНОСИТЬ ПРАВКУ,
А ПРИОБРЕТАЮТ ЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОКУМЕНТА: ТАК БЫЛО!
Я НИКОГДА НЕ ПРИБЕГАЛ К ЧЬЕЙ-ТО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПОМОЩИ.
И не сторонник слишком большой опеки молодых. Время от времени я встречаюсь со студентами Литературного института, веду семинары, меня приглашают на Высшие литературные курсы, на Всесоюзные писательские конференции,
мне пишут письма.
И я всегда предупреждаю молодых поэтов, чтобы они не огорчались, если их ругают.
Поэты часто походят друг на друга, потому что учителем бывает не жизнь, а литературные ассоциации.
Надо больше доверять себе, даже в своих ошибках, и не сбивать себя с пути, который у тебя есть.
И ещё надо воспитать в себе способность удивляться, воспринимать мир всё время, как первозданный,
чтобы душа не обрастала роговиной.
1977 г.
У КАЖДОГО ПОЭТА ЕСТЬ СВОЙ ЧИТАТЕЛЬ.
Некоторые поэты уже заранее адресуют свои стихи определённому кругу людей,
имея в виду или их возраст, или профессию, или образование.
Для меня подобный подход никогда не имел значения.
Своими стихами я всегда обращался только к сердцу и уму того, кто встретится с ними,
независимо от возраста, образования и общественного положения.
ДЛЯ ПОЭТА НЕ СТОЛЬ ВАЖНО, ГДЕ, КОГДА И СКОЛЬКО ЖИЛ, А ЧТО ДУМАЛ И ЧУВСТВОВАЛ,
ЧТО ЛЕГЛО В ЕГО СТИХИ. В НИХ — ЕГО ЖИЗНЬ...
Я НЕ СМОТРЕЛ НА ТВОРЧЕСТВО КАК НА ЛИЧНОЕ ДЕЛО...
НЕ СТРЕМИЛСЯ СТАТЬ ИЗВЕСТНЫМ...
ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА БЫЛ ДЛЯ МЕНЯ НЕИЗБЕЖНЫМ.
... ЕСЛИ У ПОЭТА СВОЙ ГОЛОС, ТО К НЕМУ СНАЧАЛА ПРИСМАТРИВАЮТСЯ.
Я НИКОГДА НЕ ПИСАЛ С ОГЛЯДКОЙ НА РЕДАКЦИИ.
НЕ СТОЛ, А ХАОС
С МУЗОЙ В КАБАЛЕ...
— НЕ ТРОНЬ! — КРИЧУ. —
В ПОРЯДКЕ МАЛО ПРОКУ,
МНЕ ЭТОТ ХАОС
НУЖЕН НА СТОЛЕ,
ЧТОБЫ ТВОРИТЬ МИРЫ
ПОДОБНО БОГУ!
...НЕТ, ПУСТЬ МОИ СТИХИ ПОВОДЬЯ РВУТ,
КАК ДОЛГО ПРОСТОЯВШИЕ В ЗАГОНЕ,
А НЫНЕ, С ХРАПОМ СКАЧУЩИЕ КОНИ...
(окончание строфы-октавы, запрещённая цензурой...)
***
Всем желающим —
ЭЛЕКТРОННЫЙ ВАРИАНТ ФЁДОРОВСКОГО ТРОЕКНИЖИЯ ХХI ВЕКА.
Второе дополненное издание. 2021. (1226 c.):
*КНИГА ЛЮБВИ*,
*КНИГА ВЕРЫ*,
НЕОКОНЧЕННАЯ *КНИГА ДУШИ*.
ЛАРИСА ФЁДОРОВА *ЧАС ТВОИХ ВОЗВРАЩЕНИЙ*.
Второе дополненное издание. 2018.
(стихи, воспоминания, фотодокументы о В.Д.Фёдорове...)
*
Картина Кемеровского художника Германа Порфирьевича Захарова
*НЕБЕСНЫЙ* написана в 1985 году...
*
Страничка Поэта открыта 16.06.2011 в Сибири...
Произведений: 844
Получено рецензий: 172
Написано рецензий: 34
Читателей: 169124
Произведения
- Не в памяти, в сердце осталось... - любовная лирика, 24.05.2012 13:15