Герман Дурышев
Штрихи к творчеству.
Дорогие читатели!
Сегодня все говорят о кризисе в поэзии, литературе, искусстве, экономике и вообще о кризисе человеческой жизни. Что происходит? Наверное, ничего, кроме того, что мир меняется. Мы пытаемся угнаться за новыми гаджетами, путаемся в море информации, с трудом выплываем из своих личных проблем и неурядиц. Слово «гармония» позабыто, на смену этому простому и ясному понятию выходит лязгающий диссонанс жизни.
Я – читательница с большим стажем, помимо художественной литературы, читаю и газеты и журналы, и особенно всегда выделяю поэзию, моё самое любимое увлечение с детства. И вот каким соображением хочу поделиться с вами, дорогие читатели. Помните, в 60-х гремели фамилии наших поэтов Евтушенко, Ахмадуллиной, Вознесенского и других. И ранее, в России, в 20-30 и 40-х годах имена современных поэтов были у всех на слуху. К сожалению сегодня, картина совершенно иная, как писал Захар Прилепин, в одном эссе, современный поэт – это изгой, издающий свои стихи на скудные собственные средства и хранящий у себя под диваном 200 экземпляров своих книг для друзей. Очень обидно, что талант современных поэтов совершенно не востребован! У нас в Перми есть прекрасные поэты, среди них и Юрий Беликов, который издал в Москве поэтический сборник с говорящим названием «Приют неизвестных поэтов». Печально, что поколение 90-х, нулевых и десятых годов уже нового века не знают своих талантливых современников и не знакомы с их творчеством. А вспомните, сто лет назад в России был Серебряный век! Сотни блестящих имен! Они пользовались бешенной популярностью, были как нынешние звезды шоу-бизнеса, взять хотя бы Игоря Северянина. Куда же всё подевалось? «Как больно, милая, как странно», - так и хочется сказать самой себе и в отчаянии заломить руки! Жаль, что средства массовой информации не обращают внимания на поэтов, не пишут о них, не публикуют их стихи, а ведь именно в стихах – пульс нашего времени! Даже уважаемый мною журнал «STORY» пишет обо всех только в прошедшем времени. А уж увидеть в газете или популярном глянцевом журнале стихи – это и вовсе нонсенс. Обидно до слез! А так хочется, чтобы у наших детей появились свои поэтические кумиры, а не только пошлая скороговорка рэпа или примитив попсы.
Это эмоции, их никуда не деть, а что же реальность? А реальность такова, что сегодня вы взяли в руки совершенно новый сборник совершенно неизвестного и уж тем более не знаменитого пермского поэта Германа Дурышева. Кто же он, этот отчаянный герой?
Герман Дурышев родился в 1966 году в Перми. Это было время, когда «великий и могучий» Советский Союз был еще единой семьёй народов. В далёкой азиатской республике произошло страшное землетрясение, уничтожившее половину прекрасного города Ташкента. Государство бросило клич: «Все на восстановление столицы Узбекистана!», - и нашло отклик в сердцах тысяч людей. По велению сердца туда поехали и родители маленького Геры. Выражение «Ташкент – город хлебный» очень даже не случайно! Изобилие солнца, фруктов, сытной еды, восточный колорит старого города – всё это создавало особый аромат благополучия. Но были и другие стороны детства. Не надо забывать, что дружба народов – понятие весьма растяжимое. Русским мальчикам приходилось доказывать своё право на жизнь в городе благополучия. Гера занимался боксом и не понаслышке знал, что такое железные кулаки. Во дворе за ним закрепилось имя «Гайрат». Частенько можно было услышать от узбекских мальчишек: «Гайрат! Выходи драться!» И он выходил и дрался, так формировался будущий характер бойца. Лет в одиннадцать начитанный мальчик увлекся стихосложением, изучил даже различные поэтические размеры, ямбы и хореи складывались в первые стихи, смешные, наивные и очень искренние.
Ташкент – город столичный и в нём было много республиканских детских изданий, Герочка послал туда свои стихи и их… напечатали! Что это было за чувство? Гордость и радость, что мама скажет: «Молодец, сынок!». А тем временем сынок подрос и отправился на свою историческую родину – в уральский город Пермь, где поступил в политехнический институт, хотя всю жизнь грезил о занятиях музыкой. Родители настояли на получении «серьёзной» профессии. Но и в институте, который славился своими традициями в сфере художественного творчества среди студентов, он нашел свою музыкально-поэтическую нишу. Вместе с единомышленниками Герман создал оригинальный музыкальный коллектив и стал его лидером. Группа «Оверкиль» гремела на весь институт. В 1989 году в содружестве с Анатолием Наумовым была образована группа «Ночь». Группа стала лауреатом джазовых и эстрадных фестивалей. За более, чем двадцатилетний творческий период было создано 23 альбома.
Но детское увлечение стихами осталось, сначала стихи создавались для музыки, затем музыки стало не хватать. В год своего 45-летия он выпускает первый поэтический сборник «Купающий шар», навеянный впечатлениями от поездки в Питер. Эта книга – первый серьезный опыт творческого познания и поэтического откровения, попытка осмыслить всю полноту и разнообразие современной жизни. Мотивы русского «серебряного» века пронизывают всю книгу, откуда-то из небытия возникают образы «прекрасной дамы», веет ветром дальних странствий, появляются философские обобщения, немыслимые парадоксальные фразы. Но прежде всего, эта книга о нашем времени, о тех, кто разделил вместе с поэтом соль и хлеб, горечь и боль современной эпохи. Дальше – больше, сегодня вы держите в руках новую книгу поэта «Зарифмованная жизнь».
Если говорить о моих чувствах, а поэзия, это прежде всего эмоции, то первое, что меня тронуло в этих стихах - задушевная интонация и удивительная мелодичность. Наверное потому, что Герман много занимался созданием стихотворных текстов к музыке, эти стихи сразу хочется положить на мелодию. Каждое произведение имеет свою эмоциональную интонацию и окраску, одно напоминает ноктюрн, другое вальс, есть и минор, и мажор, и полутона. Продолжилась и традиция близости стиля к поэтам "Серебряного века". Не буду вдаваться в теоретические тонкости а-ля Андрея Белого об акмеизме или футуризме, но в стихах Дурышева есть много так называемых "меток" той изумительной поэзии. Игра со словами, даже придумывание новых слов и словосочетаний, сложносочиненная парадоксальность фраз. Иногда с первого прочтения многое остается непонятным, ты как бы расшифровываешь ажурный зарифмованный код, и когда это тебе удается, ощущаешь радость, как будь-то ты открыл какую то новую реальность или новый мир.
Купаясь в памяти, ища сомнения,
Как математик уравнения,
Взрываясь в кипятке затейливых причуд,
Ты направляешь ярких барракуд.
Стихи интересны своей непохожестью по стилю, порой кажется, что это написано разными людьми. Лирика Дурышева вся пронизана крайностями. Порой, она резкая, холодная до жестокости и цинизма, а иногда - такая тихая и льющаяся, как колыбельная мелодия:
Солёную слезу я уложу в постель,
И вкусом этим навсегда я отравлюсь.
Я, как кораблик, вдруг попал на мель.
Безъякорный, уставший, ну и пусть!
Часто в стихах звучат нотки трагедии, большого драматического накала:
Бог нас создал в одиночестве,
А потом соединил.
Ты судьба - моё Высочество,
Только б мне хватило сил
Превозмочь проломы-пропасти
И отречься от тебя,
От твоих обидных колкостей,
Всё равно тебя любя...
Есть стихи-обобщения, философские и глубокие о жизни, о стране, о вечных ценностях и вечных чувствах. Поэт не пытается оригинальничать, специально выдумывать новых слов и фраз, это, по его же выражению: " ... льётся на него с неба". И этим чудом он щедро делится с нами, его читателями.
Светлана Щербакова
Произведений: 4
Читателей: 75
Произведения
- Сборник стихов монолог под маленькую гитару - циклы стихов, 05.11.2024 18:43
- сборник стихов Купающий шар - любовная лирика, 05.11.2024 18:22
- Печальные поиски истины Иерусалима - поэмы, 05.11.2024 18:10
- Сборник стихов Зарифмованная жизнь - циклы стихов, 05.11.2024 14:47