Бен. Сын. Марс. Тростник. Посох мира

Маис(Бен) - сын.


Имя дня судьбы.

Значение юкатекского слова Бен остается тайной - впрочем, как и значение майянского иероглифа, который является символом этого дня-знака; тем не менее этот день, - известный под названиями Тростник или Камыш, но символически связанный с маисом, - является одним из самых важных. Ацтеки считали его одним из Носителей Года, и было даже пророчество, что бог-царь Оперенный Змей, или Кецалькоатль, вернется к человечеству в год 1 Тростник. Год 1 Тростник соответствовал 1519 году по григорианскому календарю, и именно в тот год в Мексику прибыл Кортес. Император Монтесума воспринял приход Кортеса как исполнение древнего пророчества, и, возможно, эта доверчивость ацтекского императора сыграла главную роль в падении древней Мексики.

Мы уже встречались с Кецалькоатлем в воплощении бога дождя (см. ВЕТЕР). Он был одним из самых древних богов Мексики, и его изображение украшает многие храмы Теотиуакана, процветавшего с начала нашей эры примерно до 800 года. Точно так же Кецадькоатль мог быть еще одним проявлением Небесного Змея, того космического божества, которое было известно всем жителям Месоамерики и играло довольно значительную роль в мифологии майя.

Однако более всего Кецалькоатль известен как великий жрец-царь "исторических" толтеков. Согласно легенде, он был духовным лидером, родившимся в 935 году и пережившим некое преображение в 987 году (обратите внимание, что эти даты являются границами периода продолжительностью в 52 года, что равняется одному из циклов Календарного Круга). Как правитель толтекского города Тула, он положил конец кровавым человеческим жертвоприношениям. Вместо этого он повелел поклоняться богам цветами, песнями и медитацией. Против него ополчились жрецы Тескатлипоки, бога Дымящегося Зеркала. Они "показали ему его лицо в зеркале" - то есть разбудили в нем темную сторону, или Тень, ту изначальную силу, которую символизирует Тескатлипока и чье присутствие в себе мы осознаем, только когда смотрим на себя в его зеркало. В итоге жрецам удалось склонить Кецалькоатля к сожительству с сестрой. Падший и опозоренный пророк покинул свой народ и отправился на побережье Залива. Что с ним случилось потом, остается загадкой. По одной версии, он сжег себя на костре и возродился из пламени в виде Утренней Звезды, планеты Венера. В такой ипостаси он известен как КеАкатль, или 1 Тростник. Согласно другой версии, он сел на плот из змей и уплыл на восток, обещая вернуться. Именно эта версия оказала такое глубокое влияние на Монтесуму.

Если он действительно уплыл в 987 году, то куда он отправился? Любопытно, что в майянских книгах "Чилам-Балам" как раз на 987 год приходится запись о прибытии жреца-царя или вождя по имени Кукулькан (Оперенный Змей). Как рассказывают майянские книги, он основал царство в городе Чичен-Ица в Юкатане, где и умер в 999 году.

Согласно преданию, Кецалькоатль воздвиг колонну в городе Тула, "Месте Тростников". Несомненно, эта колонна является разновидностью Мирового Древа, центра вселенной. Следует заметить, что среди современных групп майя знак Маиса символически связан с "посохом должности", иди алькальде, который носит с собой вождь селения в качестве символа власти. Таким образом, растущий маис можно считать очередным метафорическим образом Центрального Столпа, вселенского Мирового Древа, источника внутренней силы и возможностей.

В нашей судьбе движущим фактором является ощущение собственной внутренней силы и возможностей. Поэтому этот день является также символом личной судьбы, которая воплощена в нагвале, или животном силы (см. главу 4). Если кто-то болен - страдает от потери личной силы, - майянский шаман начинает церемонию исцеления в день 8 Маис, который называется днем "призывания животного судьбы". Во время церемонии нагваля, или животное силы, просят вернуть больному здоровье.

(по книге К. Джонсона "Мудрость Ягуара")


«Должностной посох» — опорный столб мира.

s13

Маис БЕН - Красный Небесный Странник

Счастлив тот, кто родился в день-знак Маиса! В мифологии древней Мексики этот день был днем рождения Оперенного Змея, подарившего людям свет и день, днем, когда боги спустились на Землю.

Представители этого знака всегда плодовиты. В обществе они - лидеры, а в семье - счастливые и мудрые родители. Люди Маиса могут исполнять родительские функции в целом селении. Одним из главных символов дня-знака Маис является «должностной посох» - опорный столб мира. Зигмунд Фрейд и Карл Юнг, два основоположника современной психологии, оба родились в день Маиса.

Люди Маиса - земные, практичные и заботливые. Удачливость и успех в повседневной жизни способны сделать из них консерваторов и самодовольных обывателей. Им нет нужды баламутить чистые воды жизни, которая к ним и так благосклонна.

Маис - спокойный день-знак. Люди Маиса не отличаются желанием находиться в центре внимания.

Но даже у самого благоприятного знака есть теневая сторона. Знак Змея в Прошлом может принести с собой, например, тяжелый сексуальный груз. Фрейд всю свою жизнь посвятил исследованию глубоко скрытых сексуальных проблем. Сила Левой Руки - Гроза генерирует беспорядочную эмоциональность - Юнг привлекал к себе творческих женщин, внося разлад в домашнюю жизнь. Сила Правой Руки - Олень - проявляется как символ мужества и внутренней силы. Но знак будущего - Крокодил - приносит много испытаний. Это могут быть склонность к иллюзиям, необузданность или безумие.

Дети, родившиеся под знаком Маиса, могут быть людьми весьма скромного достатка, и, прежде чем насладиться изобилием Маиса, они могут испытать в детстве тяготы бедности.

Несмотря на бурные взлеты и падения, люди Маиса часто озарены искрой духовности, которая выше основных традиционных религий.

Маис - один из дней-знаков, которые считаются благоприятными для тех, кто готовит себя в шаманы Священного Календаря.



Майя рассматривали существование вселенной как череду эр большой длины, немного менее 5200 лет, которые делились на 13 меньших периодов, бактун.

Согласно поздним источникам, предыдущий мир умер в «большом потопе» (идея, которая также найдена у ацтеков), когда небо упало на землю и свет исчез.

После этого наступил период между двумя мирами, время магии и героических событий, описанных в книге Пополь-Вух. История, описанная в Пополь-Вух, относится к рождению первой пары героев-близнецов, детей предыдущих создателей. Когда воины подросли, они были вызваны в подземное царство, Шибальбу, за то, что очень шумно играли в мяч. После страшных пыток они были казнены, но от головы одного из них, бога маиса (кукурузы), магическим образом забеременела дочь царя Шибальбы, леди Кровь.

Леди Кровь была изгнана наружу, где родила новую пару легендарных героев-близнецов, Хунахпу и Шбаланке (имена даны языком киче, а не языком классических майя). Когда они подросли, братья осуществили много героических поступков (типичная роль для богов-близнецов в религиях Мезоамерики). Сначала они победили злых сводных братьев, превратив их в людей-обезьян (которые позднее стали покровителями художников, артистов и танцоров). Впоследствии они убили ужасную птицу Вукуб-Какиш, у которой они выбили зубы, стреляя взрывающимися пулями, и потом заменили их на мягкие зёрна маиса.


 Подземное царство, Шибальба; (Xibalb;), состояло из девяти уровней, которые были населены старыми богами смерти и гниения. Майя считали, что Шибальба была местом, куда попадались души большинства людей после смерти, и что божества ада мучили их там. Ицамна (Itzamna) и бог Солнца, находились в небе майя. Ночное небо часто представлялось окном, которое показывает все сверхъестественные явления. Майя соотносили созвездия с богами и видели в их сезонных движениях ответы на свои вопросы и рассказы и считали, что в ночном небе сливаются все уровни мира.

Также майя рассматривали Землю как плоскую и четырёхугольную, где каждый угол имел собственное цветное значение: восток был красный, север — белый, запад — чёрный, а юг — жёлтый[1]. В этой системе также существовал и пятый «угол», центр, который ассоциировался с сине-зелёным цветом. Земля поддерживалась четырьмя старыми богами — павахтунами (единственное число: Pawahtun), точнее четырьмя формами одного бога. Небо также поддерживалось четырьмя богами — бакабами (Bakab), а по другой версии — четырьмя деревьями разных видов и соответствующих цветов.

 В этой системе в центре росла сине-зелёная сейба (хлопковое дерево), так называемое
      «Древо мира» или «Древо жизни».

О пантеоне майя известно очень мало, хотя можно сказать, что их мир был наполнен богами. Например, в рукописи XVIII века «Ритуалы Бакаба» по именам названы 166 богов, в доколумбовских кодексах можно распознать как минимум 30. Например, боги отвечали каждому из 13 уровней неба и 9 уровней подземного царства. Частично это разнообразие богов исходит от многоликости богов майя. Во-первых, многие боги были не одной персоной, а четырьмя, соответствующими каждому направлению. Во-вторых, многие боги имели спутника (мужа или жену) противоположного пола, — отображение мезоамериканского принципа дуализма и единства противоположностей. В-третьих, некоторые боги имели молодую и старую формы, или, особенно в течение классического периода, телесную и бестелесную. В-четвёртых, не было чёткого разделения между человеком и животными и между видами животных, поэтому многие боги объединяли черты нескольких животных в причудливых формах. И последнее, каждый астрономический бог имел своего подземного двойника, который появлялся в то
время, когда звезда или планета «умирала», достигнув горизонта, и существовал до появления её с противоположной стороны.

Верховным богом пантеона майя был Ицамна (Itzamna, «дом ящерицы»), который изображался в кодексах в виде старика с римским носом, изобретатель грамотности и покровитель образования и наук. Его женой была Иш-Чель (Ix Chel,
      «Леди Радуга»),
 старая богиня прядения, медицины и деторождения, которая также была богиней Луны. Змеи в её волосах и клешни вместо рук отмечают её общее происхождение с ацтекской богиней Коатлике (Coatlicue), матерью всех людей и богов. Все остальные боги, включая Бакабов, были потомками названной пары, они именуются «старой парой предков» в книге Пополь-Вух.


Рецензии