Достоевский Людмилы Сараскиной

Одна из лучших документальных книг этого года, прочитанная мной.


Достоевский
Сараскина Людмила Ивановна
Серия: Жизнь замечательных людей
М.: Молодая гвардия, 2011.
Объём: 825[7] с.: ил.

О чём?

Глубокое и всестороннее исследование жизни и творчества одного из великих (по-настощему великих, без шуток) писателей не только земли русской, но мира. Я знаю, что Достоевского не все наши читатели любят, но отрицать его значение для русской и мировой литературы не возьмётся никто.

Автор с большой любовью и знанием дела, а главное – нескучно и хорошим русским языком рассказывает о дворянских корнях Достоевского и его отце-лекаре, о неприглядных поступках членов кружка Белинского и петрашевцах, о каторге и солдатчине, о любви писателя и его творческом методе, конечно.

Молодые годы

Мне, например, были неизвестны многие факты из родословной писателя. Почему-то я была уверена, что он разночинец, а не дворянин. Оказалось, там очень интересная история рода. Дворянство было древним, потом утеряно, а затем восстановлено отцом писателя.

Подробно рассматривается личность отца. Я слышала негативные высказывания об этом человеке. Оказалось, всё не так просто. И порою читатели пытаются видеть в героях книг какие-то параллели с реальной жизнью писателя, а вот не надо. Нет знака равенства между героем произведения и реальной личностью. Нельзя об этом забывать.

Сараскина очень хорошо показывает на примере произведений, как аккуратно и неожиданно личные кусочки жизни вкраплены Достоевским в его творения – нет там ни одного дотошного портрета с натуры, все герои слеплены из многих впечатлений и лиц с примесью личных черт самого писателя.

Романы – во всех смыслах

Конечно, жизнь Достоевского сама по себе была увлекательнее любого романа. Тем удивительнее тот факт, что писатель не поддался соблазну взять и изобразить самого себя, любимого, в своих книгах, даже в самой автобиографичной книге "Униженные и оскорблённые" или более позднем "Игроке" герой не равен автору. А всё потому, что Достоевскому были интересны окружающие люди, да не просто интересны – он их по-настоящему любил, склонен был видеть в них хорошее, доброе. Даже в преступниках или запойных пьяницах, с которыми свела его судьба.

История первой (довольно поздней, а потому весьма бурной) любви и женитьбы Достоевского заслуживает нашего внимания не меньше, чем вторая и третья. Не для того, чтоб покопаться в белье писателя, а чтобы лучше понять тот надрыв, ту неумолимую трагедию, которая каждый раз разыгрывается на страницах его романов вокруг прекрасной женщины.

Вообще отношение Достоевского к женщинам всегда рыцарское, романтическое, овеянное, как мне думается, образом его матери, рано ушедшей из жизни, но оставившей в душе писателя память о женском милосердии, доброте и жертвенности. Точно так видит он и свою первую жену Марию Дмитриевну. Сараскина не пытается приукрасить и романтизировать чувства писателя, просто приводит факты и письма Достоевского доверенному другу Врангелю, но упоминает и о книге внучки Достоевского, из которой обычно все черпают сведения, как из источника проверенного. А напрасно!

На примере ранних биографий писателя мы можем убедиться, насколько важен в деле восстановления истины факт-чекинг. Многие биографы за неимением сведений домысливали мотивы и поступки героев своего труда, что привело ко многим фальшивым, но очень устойчивым мифам: о смерти отца писателя, о его отношениях с первой женой и в целом о личном.

Вот этот портрет меня очень порадовал и удивил. Я настолько привыкла к портретам угрюмого старика, что и забыла, что Достоевский тоже был молодым)
Призвание и методы

Подробно и бесстрастно описывает Сараскина и конфликт Достоевского с "Современником", где Белинский (до своей смерти) с Некрасовым выступают отнюдь не в розовом свете, причём как до казни и ссылки петрашевцев, так и после возвращения писателя с каторги. Эти ранние впечатления лягут потом в основу его пророческого романа "Бесы", о котором сами марксисты писали, что Достоевский проник в суть революционеров лучше, чем они сами знали про себя.

Каторга и солдатчина, а также амнистия и все труды писателя по восстановлению своего доброго имени при помощи стихотворных посланий императорам, постоянная бедность и нужда, ухудшение здоровья – перед нами проходит жизнь суровая, полная лишений и скорбей. При этом Достоевский ни на миг не изменяет своему призванию – он все семь лет, когда ему запрещено было писать, считает себя писателем и видит своё будущее только на этом поприще.

И это только начало биографии. Не буду пересказывать вам её. Скажу только, что в юности мне такой полной и хорошо написанной книги очень не хватало. Всем искренне советую прочитать.

Не потому даже, что на фоне новых фактов личность писателя видится ещё более масштабной. Главное, мы начинаем полнее и точнее понимать его произведения, его героев, его методы письма.

Вот ирония судьбы – он всю жизнь мечтал не зависеть от заказов, не быть подневольным, а на деле был вынужден писать быстро, много, конвейерным способом. А всё потому, что не имел, как Тургенев, например, крепостных, не мог позволить себе писать так и столько, сколько хочется. И был "запойным" игроком. Эта страсть выкачивала из семейного бюджета больше, чем все кредиторы и заимодавцы.

Анализ и синтез

И, безусловно, одно из главных достоинств книги – анализ произведений писателя. Причём анализ не совсем обычный. Сараскина рассматривает всю совокупность обстоятельств, личных и общественных, изучает не только черновики, но и причины, по которым некоторые черновики - к "Бесам", например, – были уничтожены автором. Это расследование практически детективное, удивительно захватывающее.

Не могу не отметить, что каждый раз, раскладывая на составляющие определённое произведение, Сараскина не забывает собрать всё воедино и сделать честные и прямые, иногда нелицеприятные выводы.

Так, в новом свете я увидела кружок Белинского-Некрасова, личность Тургенева, с иного ракурса взглянула на Герцена и Гончарова. А уж поведение Страхова и его письма к Толстому оправдать невозможно никакими стараниями. Я не берусь их судить, но по-человечески сочувствую Достоевскому, который даже в среде литераторов нашёл так мало настоящих друзей. Разве что Майков всегда был ему верен.

Личность писателя, его философия и политические взгляды, гениальные прозрения и глобальные катастрофы, его семейные и любовные отношения поданы настолько целомудренно и при этом объективно, что и сам Достоевский, думаю, остался бы доволен. Книга прекрасно издана – с фотографиями в двух вкладках, обширным отделом примечаний, в твёрдом переплёте.

Захотелось срочно перечитать все главные романы, так называемое пятиикнижие Достоевского.


Рецензии