Стабильность и нестабильность в стихосложении
Силлабическая система стихосложения подразумевает равносложность строк в произведении, а ударения в словах должны располагаться на последнем или предпоследнем слоге, независимо от количества слогов в слове. (См. работу Антиоха Кантемира, взятую из Википедии)
Ум`е недозр`елый, плод| нед`олгой на`уки!
Покойся, н`е понужд`ай| к пер`у мои р`уки:
Не пис`ав летящи дн`и| век`а провод`ити
М`ожно, и сл`аву дост`ать|, хоть творц`ом не сл`ыти.
Вед`ут к ней нетр`удные| в наш в`ек пути мн`оги,
На кот`орых см`елые| н`е запнутся н`оги.
Силлабическая система стихосложения является стабильной, потому что её правила полностью исключают авторский шарм..
Также стабильной является Тоническая система стихосложения, которая основывается на равном числе ударных слогов в стихотворных строках произведения, при этом число безударных слогов в строках более или менее свободно.
См. пример дольника В.В. Маяковского, взятого из Википедии
Дне;й бы;к пе;г,
Ме;дленна ле;т арба;,
На;ш бо;г бе;г,
Се;рдце — на;ш бараба;н.
Третья система стихосложения называется Силлабо-тонической, она основывается на чередовании ударных и безударных слогов в определенном порядке, неизменном для всех строк произведения, независимо от количества слогов в словах.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
М. В. Ломоносов.
Если упорядочить стихотворение так, чтобы слова в нечётных строках имели одинаковое количество слогов и одинаковые ударения, и слова в чётных строках имели одинаковое количество слогов и одинаковые ударения, то строфы в произведении получатся симметричными, а каждое слово в нём зазвучит своим ритмом и принцип стихосложения не нарушится. Это можно увидеть в произведении А.С. Пушкина "Золото и Булат", которое написано четырехстопным хореем.
«Все мое» — сказало злато;
«Все мое», — сказал булат.
«Все куплю», — сказало злато;
«Все возьму», — сказал булат.
Также в Силлабо-тонической системе стихосложения есть пентоны и пеоны, то есть произведения, строки которых измеряются пятисложными и четырехсложными стопами.
Пример пентона, взятый из Википедии
Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Каждая строка состоит из пяти слогов независимо от количества слов и расположения ударений в словах.
Пример пеона
Повеяло сентябрьским холодком
Повеяло сентябрьским холодком —
У осени такое начинанье —
По школам ребятишки с огоньком
Помчали совершенствовать познанья.
Листвою золотятся тополя
Поутречку на солнышке лучистом.
Сентябрь, а твои учителя —
Тихушники, наушники, фашисты.
Ты требуешь ненужное оставь,
Иначе потеряешься в рутине,
А ныне утверждается устав
Карательно-контрольно-карантинный.
Несмотря на то, что чётные и нечётные строки имеют разное количество слогов, они измеряются вторым пеоном, то есть четырехсложной стопой о1оо, в которой ударение падает на второй слог (повеяло/сентябрьским хо/лодком).
Пеоны и пентоны можно упорядочить, написав их словами, соответствующими размеру стоп.
Пример пеона 3 (оо1о)
На лужайке
На лужайке спозаранку,
Золотея под лучами,
Одуванчик и саранка
Полюбовно обвенчались,
В перламутр небосвода
Незабудки нарядились,
Колокольчик о свободе
Затрезвонил без идиллий,
И ромашка нагадала
Лепесточком белокрылым
Несказанной благодати,
А пионы не раскрылись.
На лужайке изобилий
Пышноцветы грагдиозны,
Потому что распустились
Побыстрее, чем пионы.
Словоформа, образованная за счёт клитик, имеет одно сильное ударение и является одним фонетическим словом (и_рома'шка).
Пример пентона 3 (оо1оо)
Измаилово
Не рождаются однокровные
От немилого.
Но пророчили благовестники
Измаиловы:
-Омовеньями прокажённое
Переправится:
От Исконного несравненная
Раскрасавица!
В настоящем же обручённая —
Небезгрешная,
И возносится обречённостью
Перевешаю.
Выгибаются горловинами
Боязливыми
На верёвочках порождения
Измаиловы.
В упорядоченных пеонах и пентонах в каждой стопе всего одно ударение, и слова звучат своим ритмом.
В связи с этим Силлабо-тоническая система стихосложения является нестабильной, но нестабильность делает её универсальной, потому что даёт автору возможность в своё творчество привносить свой шарм и обращать внимание на детали, работа над которыми улучшает качество звучания произведения.
Если эти вещи объяснять детям со школьной скамьи, то развитие творческого человека будет намного эффективнее.
Свидетельство о публикации №124090700442