Состояние Брахмы
Брахма – это тот, кто распространяет себя в виде существования.
В Индии есть сословие брахманов. Они посвящают свою жизнь тому, чтобы пробудиться в сознании( обители) бога Брахмы. Но не только брахманы ставят перед собой такую цель. К цели освобождения от сансары сознательно или бессознательно стремятся все существа.
В Махаговинде сутте рассказывается об одном из прошлых воплощений Будды, в котором Он был подвижником, ведущим существ к достижению состояния Брахмы. При помощи молитвы и сосредоточения на сострадании и доброжелательности, он добился того, что к нему приблизился Брахма и поведал ему Путь достижения его обителей.
«Тот, кто отбросил все мирские страсти,
Оставил понятия «я» и «моё»,
Живёт в отречении, полон сострадания,
Может достичь после смерти царства Брахмы.»
В 13. Тевиджджа сутте рассказывается том, что же это за обитель Брахмы.
«Дословно брахмавихара – обитель Брахмы. Четыре брахмавихары, находящихся в центре буддийской Дхаммы(учения) – метта, каруна, мудита и упекха.» Их толкования соответствуют: доброжелательности, состраданию, радости от общения с добродетельными друзьями, и безмятежности.
«Толкования значений брахмавихар, как и термина самого по себе, неоднозначны. Возможно, наилучшим способом обращения с этими понятиями является понимание того, что они не ограничены ни числом четыре, ни точными, фиксированными значениями.
Поскольку брахмавихары – это описание совершенного состояния сознания на языке эмоций, то имеет смысл искать в них вдохновение, а не окончательную определённость.»
«Я помню,» – говорит Будда. «В то время я был советником, которого звали Великий Защитник Земли, и я вёл чистую жизнь вместе со своей Сангхой. Тогда я вёл всех к познанию царства Брахмы. Но теперь я веду всю свою Сангху далее, к ниббане, к угасанию страданий, состоянию, в котором нет повторного рождения».
События описанные в Махаговинде сутте происходили в мире мирских богов, но и в мире людей развитие брахмавихар является необходимым условием для духовного достижения брахм.
10. Субха Сутта
Ананнда – ученик Будды рассказывает юному мирянину Субхе, что Татхагата, учитель богов и людей, возвещает им истину о Пути. Услышав эту истину, люди решают оставить мирской образ жизни и, избрав путь подвижничества, достичь нравственного совершенства, включающего в себя: основы нравственности, охрану врат жизненных способностей, осознанность тела, достижение удовлетворённости, уединения для сосредоточённости ума, преодоление умственных помех, достижения четырёх ступеней(джхан) сосредоточённости, исследования качеств трёх тел, постижение прошлых воплощений и закона кармы и постижение четырёх истин пути прекращения страдания.
«Основы нравственности
Отказываясь от принесения вреда всем существам, последователь Учения развивает в себе сочувствие к ним.
Отказываясь брать то, что не дано, он пребывает с чистым сердцем.
Отказываясь от мирской жизни, он пребывает в покое уединения.
Отказываясь ото лжи, он вызывает доверие.
Отказываясь от клеветы, он наслаждается согласием.
Отказываясь от грубой речи, он ведёт речь, доходящую до сердца.
Отказываясь от легкомысленной болтовни, он говорит с пользой.»
«Внешние нормы поведения, связанные со строгостью уединения и недеяния, преобразовывались во внутренние принципы самодисциплины. Даже монахи стали заниматься ремёслами, совершенствоваться в многообразных видах творчества, включая боевые искусства, получать посвящения в кармамудру (йогу половых отношений), и т.д. Невзирая на многочисленные изменения, принципы сочувствия, нестяжательства, сохранения невозмутивости и преданности Учению остались главным мерилом истинности поведения последователей Пути Будды.»
«Охрана врат жизненных способностей
Созерцатель, видя глазом образ, слыша ухом звук, обоняя носом запах, чувствуя языком вкус, осязая телом прикосновение, получая разумом представление, не влечётся к этим восприятиям. Он действует так, чтобы сдерживать алчность и неудовлетворённость.
Осознанность тела
Созерцатель сознаёт тело, когда направляется вперёд и назад; вдумчив, глядя вперёд и по сторонам; сгибаясь и распрямляясь; вдумчиво носит одежду и сосуд для подаяния; он вдумчив, когда ест, пьёт, разжёвывает, пробует на вкус; вдумчив, когда мочится и испражняется; когда действует, ходит, стоит, сидит, спит, бодрствует, говорит, молчит.
Удовлетворённость
Удовлетворённость малым делает подвижника подобным крылатой птице, которая несёт с собой свои перья. Удовлетворяя только малые потребности, близкие к телу, как перья близки к телу птицы, человек достигает безмятежности.
Уединение
Обладание качествами нравственной чистоты, сдержанности, вдумчивости и удовлетворённости делает уединение странника (созерцателя) благим: он предаётся созерцанию у подножия дерева, на горе, в пещере, в расщелине скалы, у кладбища, в чаще, на открытом месте, на груде соломы, скрестив ноги (сдерживая порывистость), держа прямо тело (преодолевая вялость), пребывая в сосредоточении.
Преодоление умственных помех
Созерцатель освобождает сердце от алчности. Он очищает мысли от злонамеренности и пребывает в доброте и сочувствии ко всем существам. Избавившись от косности, созерцатель ощущает в себе способности ясного мышления, внимательности и вдумчивости. Преодолев беспокойство и терзания, созерцатель переживает умиротворение. Отказавшись от сомнения, созерцатель уверен в умелых свойствах сознания»
Четыре джханы
Благодаря объединению всех ранее перечисленных качеств, созерцатель прекращает зависимость от чувственных удовольствий, исчезают дурные качества, и он достигает первой ступени созерцания. Он владеет глубоким размышлением, уединённостью (поглощённостью сосредоточением).
Далее, избавив ум от напряжённых усилий, сохраняя покой в радостном сосредоточении, созерцатель не удаляется от собственного сердца. Это вторая ступень сосредоточения.
На третьей ступени сосредоточения, созерцатель преодолевает привязанность к радости и достигает уравновешенности. Тело наполняется счастьем, свободным от радости (т.е. сознание перестаёт зависеть от какого-либо центра, включая сердце, которое служило центром сосредоточения во второй джхане).
Наконец, в четвёртой джхане созерцатель отказывается от вовлечённости в счастье, и, таким образом, прекращает свою вовлечённость в несчастье (т.е. сосредоточение перестаёт опираться на блаженство). В теле созерцателя не остаётся ничего, что не было бы пропитано чистым разумом, свободным от счастья и несчастья.
Свод наставлений о постижении
Описывая третий свод наставлений Будды, Ананда перечисляет во-первых, исследование качеств трёх тел: грубого, тонкого и бесформенного; во-вторых – постижение прошлых воплощений, постижение закона кармы; в-третьих – четыре истины пути прекращения страдания.
Исследование качеств трёх тел
Отточив свою мысль, отшельник поворачивает её к созерцанию грубого тела, имеющего форму, состоящего из четырёх великих элементов, рождённого матерью и отцом, создаваемого из скопления пищи. Оно непостоянно, подвержено разрушению, стиранию, распаду, уничтожению. Отшельник исследует привязанность сознания к телу.
Преодолевая привязанность к грубому телу, отшельник творит из него тонкое, не имеющее изъянов, не знающее ущерба в жизненных способностях. Так же, как меч извлекается из ножен, как змея вылезает из старой кожи, или стебель камыша очищается от листьев, растущих на нём, так тонкое тело отделяется от грубого. Это тонкое тело обладает сверхспособностями: отшельник может принимать множество форм и становиться единым, становиться видимым или невидимым, проходить сквозь стены, опускаться в землю и подниматься из неё, словно из воды; ходить по воде, как по земле, со скрещенными ногами возноситься в небо, словно крылатая птица, касаться Солнца и Луны; отшельник достигает даже мира Брахмы.
Познав качества тонкого тела, отшельник обращает мысль к бесформенному телу: он постигает божественный слух. Очищенным слухом он слышит оба вида звуков: божественные и человеческие, далёкие и близкие. Затем он развивает знание, охватывающее сердце. Охватывая своим сердцем сердца других существ, отшельник постигает мысли и свойства сознания других существ. Он различает мысли, охваченные страстью и свободные от страсти; мысли, наделённые ненавистью, и свободные от ненависти; заблуждение и свободу от заблуждения; собранность и рассеянность; великое и мелочное; отброшенную мысль и принимаемую мысль; направленную мысль и не направленную мысль; освобождённую и не освобождённую мысль.
Постижение прошлых воплощений и закона кармы
Обнаружив качества тонкого и бесформенного тел, ослабив зависимость от грубого тела, отшельник чистым восприятием постигает цепь прошлых рождений. Эта же непривязанность позволяет ему постигать, как благие действия ведут к перерождению в высших мирах, и как дурные действия ведут к перерождению в низших мирах. Он постигает это, как человек, наблюдающий на перекрёстке, как люди входят в дома и выходят, движутся по одной или по другой дороге.
Постижение четырёх истин пути прекращения страдания
Постигнув закон кармы, отшельник видит ясно качества сознания. Он сравним с человеком, смотрящим в воды чистого горного озера, и видящим устриц и раковины, песок и гальку, стаи рыб – двигающихся и останавливающихся. Обладая проницательностью, отшельник устремляет чистую, стойкую, гибкую, проницательную мысль к уничтожению порочных свойств сознания. Он постигает: «Это страдание, это порочные свойства сознания»; затем он постигает: «Это возникновение страдания, это возникновение порочных свойств»; затем он постигает: «Это уничтожение страдания, это уничтожение порочных свойств»; наконец, он постигает: «Это путь, ведущий к уничтожению страдания, к уничтожению порочных свойств». В освобождённом возникает знание, что он освобождён. Он постигает: «Уничтожено вторичное рождение, сделано всё, что надлежит сделать, нет ничего вслед за этим состоянием».
(из пересказа10 Субха сутты)
***
Из Тевиджа сутты:
«После объяснения трёх сводов наставлений Будда описывает состояние человека, осуществившего их в своём поведении тела, ума и речи. Такой человек пребывает, пронизывая разумом, наполненным любящей добротой, все стороны света. Его очищенный разум подобен звуку раковины, в которую трубит силач. Звук этот проникает повсюду. Вместе с доброжелательностью, разум этого человека наполнен состраданием, радостью от общения с добродетельными друзьями, и безмятежностью.
Благие качества ума этого человека (брахмавихары) наполняют мир поперёк, вверх, вниз, так, что ни одно его измерение не остаётся не охваченным этой прекрасной и возвышенной чистотой. Человек в таком состоянии не нуждается в скоплении имущества, не враждебен, не осквернён желаниями, владеет собой. Поэтому, имея качества Брахмы, после смерти он достигает соединения с Брахмой.»
***
В Махасудассана сутте ДН 17 рассказывается история жизни и смерти небесного царя Махасудассаны – одного из прошлых воплощений Будды в тонких мирах богов сансары. В мире где царствовал Махасудассана он мог иметь и имел всё что пожелает на многотысячные годы существования. Такую привилегию он получил за счёт своих прошлых заслуг, полученных в разных воплощениях. Эти заслуги становятся степенью силы энергии, определяющей статус и долговечность жизни. Существа накапливают их через развитие брахмавихар.
Достигнув наивысшего статуса исполнения желания в данном мире, он исчерпал свои желания и устал от их исполнения. Махасудасана обрёл мудрость, что ни одно исполнение желания не может привести в счастливому существованию, поэтому он решил отказаться от власти и от всех вещей и существ, которые были в его собственности. Благодаря этому решению и его реализации, после смерти в этом мире, он обрёл высшее окончательное освобождение от сансары -- ниббану.
Свидетельство о публикации №124062802642