Йохан Хейзинга. Игра и поэзия

МИХАИЛ АБЛАЕВ. «ЙОХАН ХЕЙЗИНГА. ИГРА И ПОЭЗИЯ».


Это  7 глава знаменитой книги Йохана Хейзинги «Homo Ludens» («Человек Играющий»), в которой автор распространяет стихию игры в первую очередь на ритуальные, культовые, религиозные действия человека. Конечно, человек, проходя детский возраст, вырастает как бы в игре, игра как бы является основой его личности. Так и человечество «прыгает» в цивилизацию из игры. Казалось бы…

Хейзинга главным атрибутом игры называет образ, а главным функциональным её действием считает воображение. Он распространяет это на действие сознания вообще, в чём глубоко ошибается, тем не менее «очаровывая» современные поколения культуры мышления.
Смотрите: «Всякая речь выражает себя в образах». Возразим: всякая речь выражает себя в обозначенных мыслеформах!
Смотрите (!!): «Через пропасть между объективно сущим и его пониманием сможет перелететь только искра воображения».
Нет! Где же тот образ (!), в который сознанию нужно войти, то есть вообразиться? Сознание человека создаёт мыслеформу. То есть представление. Вот она, логическая, реальная ошибка, на которой вертится вся интрига  «учебника» Хейзинги: откуда берётся образ, в который нужно  вообразиться, который нужно вообразить? Он по ту или по эту сторону в понимании? Конечно же он в сознании и снабжен мысленным обозначением!
Вот оно, рушится! Слава Богу!
И религия -  не игра, и поэзия - не игра! Они передают навыки, которые воспроизводятся в игре, имеющей функции не только детского становления, в котором действительно есть действие воображения, но и творческого самоутверждения, которое можно отнести к игре.

Вот так  человек с его творческой волей был ложно возвышен над религией и ритуальными действованиями поборником гуманизма в его «евангелии», поборником  по имени «Йохан».

А поэзия, действительно происходящая из ритуальных песен и речитативных текстов, главными инструментами которой являются ритм, аллитерация и рифма, а главным предметом – символизированный образ, поэзия такая возвышенно, духовно обсуждает реальность, самой своей формой в христианскую эпоху Божьего гуманизма утверждает всеединство, воплощаемое в главных проявлениях человека -  слове и языке.

Аминь!

Михаил Сдвигов. 8 сентября 2023 года.


Рецензии