В какой гимназии учился А. П. Чехов

Часто в имя человека вкладывается его суть. Так, имя Чехова с греческого переводится как «состязающийся» или «вступающий в бой». В рассказе «Дом с мезонином» он говорит – «дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяносто девяти из ста нет ума». Ироничный, с извечной надеждой на лучшее, писатель вступал в бой с глупостью, пошлостью, неприглядностью людских проявлений.

Он родился в 1860 году в семье купца третьей (низшей по градации) гильдии, владельца бакалейной лавки, Павла Егоровича Чехова. Да и то купцом его отец стал только за два года до появления третьего сына, Антона, а до этого занимался продажей быков из Воронежской губернии в Москву. В семье было пять сыновей и дочь, рано умершая.

Своё знакомство с учёбой Антон начал с подготовительного класса греческой приходской школы в в 1867 году, а через год, 23 августа, он становится слушателем приготовительного класса таганрогской гимназии. На тот момент она уже была старейшим учебным заведением Юга России и носила статус классической, состоя на хорошем счету у министра просвещения графа Дмитрия Андреевича Толстого, известного своим консерватизмом и реакционностью. Гимназия, несомненно, оказывала влияние на культурное развитие Таганрога. При самой гимназии был книжный магазин, историко-географический музей, ботанический сад, метеорологическая станция, библиотека. Преподаватели в гимназию набирались по принципу благонадёжности, а само обучение имело ряд особенностей. Для контроля за обучением (сейчас подобное заменяют видеокамеры в помещениях), словно тюремные глазки, были сделаны окошечки. Надзиратели должны были периодически контролировать поведение учеников и фиксировать. Нарушителей отправляли в холодный карцер. Поведение гимназистов требовало безропостности и послушности. А несогласных или либерально настроенных преподавателей из гимназии увольняли, заменяя на более благонадёжных.

Директора гимназий и их помощники – инспектора, утверждались в должности министром народного просвещения. Выслужной педагогический стаж директора дожжен был быть не менее 20 лет. А система преподавания была построена так, что учителя (классный наставник, учитель наук, преподаватель наук, инспектор) по мере продвижения по службе не менее четырёх раз меняли учебные заведения в разных городах. Директором гимназии на момент поступления туда А.П.Чехова был статский советник Николай Николаевич Порунов.

По его инициативе в гимназии в 1867 году были организованы ремесленные классы с преподаванием столярного и токарного ремесла. Чуть позже были открыты переплётное и сапожно-портняжное дело. Сохранилось прошение, где Н.П.Чехов на имя директора пишет прошение на поступление при Таганрогском уездном училище Ивана Чехова – на переплётное дело, Антона и Николая– сапожно-портняжному.

Антон считался лучшим учеником ремесленных курсов. Чехов любил работать и выкладываться. За время обучения А.П.Чехов сшил себе три пары брюк, жакет и жилет. Это обучение пригодилось и в будущей работе писателя, где он использовал профессиональную терминологию и психологично изображал людей труда.

Преподавателем математики в гимназии у него был Эдмунд Иосифович Дзержинский, отец Ф.Э.Дзержинского.

Сама учёба в гимназии для А.П. Чехова была скучна. Казённое преподавание убивало интерес к учёбе. Дважды Чехов оставлен на второй год. В третьем классе из-за географии и арифметике, а в пятом – из-за греческого языка. Русский язык будущий писатель сдавал на «хорошо».

Но в гимназии стал проявляться его талант.

Любовью гимназистов пользовался учитель закона божьего, протоиерей Фёдор Платонович Покровский, ироничный, умный, любящий рассказывать гимназистам (тайком от надзирателей) о Шекспире, Пушкине, Гете и Лермонтове, Чернышевском.

Он придумал Чехову псевдоним Антоша Чехонте. Матери Чеховых он говорил, что из её детей, кроме Александра, не выйдет ничего хорошего. Впрочем, позже А.П.Чеховы вышлет Ф.Покровскому свою книгу «Пёстрые рассказы». Чехов сравнивал Покровского с гусаром за его склонность к балагурам и веселью.

Десятый директор гимназии, Эдмунд Рудольфович Рейтлингер, историк, предложил в год столетия Александра I повесить в гимназии большой портрет императора.

Чехов описывал рассказы его няни о прогулках императора Александра I по Таганрогу.

Несмотря на консерватизм, царивший в гимназии, учёба А.П.Чехова стала продуктивной, она научила его учиться и работать. Именно в гимназии будущий писатель начал свои литературные опыты, там случилось его увлечение театром (первой была опера Жана Оффенбаха «Прекрасная Елена»). В своей гимназии Чехов издаёт рукописные юмористические журналы и делает смешные подписи к рисункам.

С 1876 года, ввиду того, что отец разорился, А.П.Чехов вынужден подрабатывать частными уроками. А в 1879 году он окончил гимназию и переехал в Москву, где предстояло поступление на медицинский факультет императорского университета.

Впрочем, Чехов всегда с любовью вспоминал свой город детства и свою гимназию.


Рецензии