Альма-матер Максима Шарапова
Продолжаем разговор о прозе Максима Шарапова.
Обычно я не читаю подряд две книги одного автора, люблю разнообразить книжное меню, а тут не удержалась, сразу после рассказов принялась за роман "Альма-матер". Интересно, думаю, как автор справится с большой вещью.
Автор: Максим Шарапов
Название: «Альма-матер»
Издательство: «Издательские решения»
Жанр: современная отечественная проза
Количество страниц: 216
Возрастные ограничения: 18+
Прежде всего, сам сюжет оказался нетривиальным, хотя вроде бы все составляющие мы сто раз уже где-то видели. Ну сами представьте: журналист через 20 лет после выпуска возвращается в стены родной альма-матер, но уже не студентом, а преподавателем. Подумаешь! Да сплошь и рядом такое!
А вот и нет. Не всё так просто. Потому что в этих стенах на него неожиданно накатывает: он начинает видеть то, чего никто не видит. Людей, которые давно умерли или живы, но точно находятся далеко. Ситуации или сценки, которые случались в прошлом. Что с ним? Галлюцинации? Шизофрения?
А может, магия места? Или прав светило психиатрии, и в том дело, что ничего лучшего, чем студенчество, в его жизни не было? Или – это любовь преображает сознание? И то, и другое, и третье. Любовь к студентке, встречи со старыми друзьями наяву и в воспоминаниях, старое здание университета, в стенах которого пережито столько приятных, весёлых и горьких минут.
Давно я с таким удовольствием не следила за героями, давно так не сопереживала. Я ведь тоже училась в это же время и тоже на филолога, хоть и романо-германского. И очень боялась, что финал меня разочарует, потому что краем глаза зацепила разговор двух подруг – книжных блогеров – в чате, обсуждающих, что концовка неоднозначная.
Дочитывала поздней ночью, просто не могла оторваться. Фух, отличный финал. Всё на месте: сакральная жертва принесена, магия любви и магия места объединились. И каждый читатель волен трактовать концовку так, как ему ближе, как прочиталось в душе.
Интересное совпадение: мы как раз недавно читали и обсуждали Дафну Дюморье и её роман "Козёл отпущения", финал которого многим не нравится. На первый взгляд кажется, что Джон остался у разбитого корыта.
Но почему-то мало кто замечает, что он обрёл то самое главное, бесценное, с чем можно строить жизнь дальше: свободу, независимость и лёгкость чистой любви, которой нас всегда лишает привязка к материальному. В этом смысле финалы этих двух романов похожи. И только настоящий мастер не побоится нарисовать вот такую спорную концовку в наш прагматичный век.
Читали? Будете? Жду ваших комментариев!
Свидетельство о публикации №123060107580