Вавилонская блудница, Агнец и уроки истории
«жена, облечённая в солнце; под ногами её Луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд.
Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения.
И вот другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем.
<...> Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, чтобы, когда она родит, пожрать её младенца» (Откр. 12:1–4).
Стоп, стоп, стоп. Очень интересная жена! Очень кого-то напоминает. А кого именно?
Попробуйте взглянуть на Землю из Космоса. Ну, если не сами, то с помощью фотографий, кино- или видеосъемки. Что Вы увидите?
Увидите Солнце и земной шар со спутником Луной, вокруг которых — сонм небесных светил, организованных в соответствии со знаками Зодиака. Это сейчас их 13, о чём даже не подозревают простодушные и наивные любители астрологии, а 2 тысячи лет назад было как раз 12. Не эту ли «жену» видел Иоанн в Духе?
А почему «жена», а не Земля? Не потому ли, что Земля тогда считалась не шаром, а плоской частью Космоса, то есть мироздания, держащей на своих плечах «неба свод»? Не нашу ли старушку Землю увидел Иоанн в Духе, сам того до конца не поняв и не осознав, а передав виденные им образы с помощью терминов и представлений своего времени?
«Жена» сия родила «младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным». Действительно, старушка Земля, являющаяся материнским лоном органической жизни и цивилизации Хомо сапиенс, за почти 4 миллиарда лет эволюции породила человека разумного.
На Земле, как известно, — весь род людской. Апокалипсис выделяет из всего человеческого рода одного избранного — «Агнца закланного», «льва от колена Иудина, корня Давидова», который победил и может «раскрыть книгу жизни». Кроме него никто не мог ни на «небе», ни на «земле», ни под «землёю», то есть во всей Вселенной, во всём мифологическом Космосе, раскрыть сию таинственную и недоступную книгу. Он был «заклан», то есть убит, заколот, и «кровью своей искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени», поэтому «достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословление» (Откр. 5:12).
Закланный Агнец из книги Апокалипсиса и евангельский Иисус Христос — не одно ли и то же это лицо? Церковь отвечает на этот вопрос утвердительно.
Помимо жены, родившей младенца мужского пола, появляется в книге Откровения чуть позже и ещё одна жена. На сей раз это великая блудница, сидящая на водах многих:
«И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её;
И на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр. 17:4–5).
Один из семи Ангелов (то есть Вестников) открывает тайну этой жены:
«Здесь ум, имеющий мудрость.
Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой ещё не пришёл, и когда придёт, не долго ему быть.
И зверь, который был и которого нет, есть восьмый, и из числа семи, и пойдёт в погибель» (Откр. 17:9–11).
Историческая наука давно познала сию мудрость. Семь гор, на которых сидит жена, это семь холмов вечного города Рима, основанного в 753 году до Новой эры выкормленными волчицею двумя братьями — Ромулом и Ремом. Семь царей — это 7 римских императоров, гонителей первых христиан, из которых 5 пали: Август, Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон, один есть — Гальба, а один будет. Число его 666. Кто же он, этот таинственный незнакомец?
В древнееврейском языке практиковалось обозначение цифр и чисел буквами алфавита, а книга Откровения была написана на греческом. Цифровая расшифровка «числа зверя» 666 даёт два греческих слова — Нерон Кесарь, то есть император Нерон. Тот самый император, который прославился своими кровавыми злодеяниями. Тот самый пятый император, который поджёг Рим, а потом вскричал своему рабу: «Убей меня!» Тот самый император, о котором ходили упорные слухи, что он всё-таки выжил и собирает силы для борьбы за трон. По этим признакам историки легко вычислили время написания книги Апокалипсиса — правление императора Гальбы, или вторая половина 68 года нашей эры.
Любопытно отметить, что спустя 19,5 веков от даты её написания можно сделать и другую аналогию: Советский Союз, являвшийся наследником Российской империи, имел столицу в Москве. Москва была основана в 1147 году Юрием Долгоруким и стояла и стоит, как и Рим, на 7 холмах. В первом в мире государстве рабочих и крестьян сменилось 7 коммунистических правителей: Ленин, Сталин, Хрущёв, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачёв, после чего СССР — оплот воинствующего атеизма, противник и гонитель христиан — распался на части в страшных мучениях. А на обломках самовластья возникли новые самостоятельные государства. Но девиз поздней Римской империи актуален для них и по сей день: «Хлеба и зрелищ!»
Так что же всё-таки видел Иоанн — древний Рим или современную Москву? А может быть, и то и то? А может быть, ни то ни то? Или есть какое-то общее понятие, которое объединяет и Рим, и Москву, а то и другие стольные города, даже если они не стоят на 7 холмах, и христианская церковь в них процветает?
Вспомним средневекового тевтонского богослова, философа-мистика по призванию и сапожника по профессии Якоба Бёме, оказавшего гигантское влияние на европейскую философию, несмотря на 3 класса образования:
«Кто подменил истинное, чистое учение Христово и всегда и везде нападал на него? Учёные, папы, кардиналы, епископы и именитые люди. Почему мир следовал за ними? Потому что у них был важный, напыщенный вид и они величались перед миром: такой безумной блудницей стала повреждённая человеческая Природа» [1].
Так, может быть, «жена» — это понятие вовсе не государственное, а общественное? Может быть, это не атрибуты государственной власти, а состояние умов, а то и души, состояние, незримое обычным человеком, но видимое пророками и высшими силами? Может быть, «жена» — это понятие планетарное, а то и космическое, как это было с «женой, родившей младенца мужского пола»? Может быть, Вавилон — это понятие всё-таки не собственное, а нарицательное? А не совершить ли нам небольшой исторический экскурс, чтобы понять, что именно так невзлюбили древние евреи в «Вавилонской блуднице»?
История Иудеи тесно связана с историей близлежащих царств Междуречья, в частности, Вавилона и ассирийской державы. Взлёт Вавилона приходится на царствование великого Хаммурапи примерно за 17,5–18 веков до Рождества Христова. Спустя 3–4 столетия былая мощь Вавилона пришла в упадок, а спустя ещё столетие, бывший вассал Вавилона, город-государство Ашшур, превратился в могучую, свирепую и несокрушимую на протяжении 7 столетий Ассирийскую империю.
Научившись выплавлять железо, ковать могучее оружие, осаждать города, неутомимые пассионарии из Ашшура подчинили себе и Вавилон, и Сирию, и Финикию, и Мидию, и Иудею, и Израиль и много других близлежащих царств, могучих и не очень. Израильское царство было вообще стёрто ими с лица Земли. О жестокости ассирийцев, не знающих пощады ни к кому, кроме, пожалуй, их ближайших этнических соседей вавилонян, говоривших на разных диалектах одного и того же языка, слагались легенды. Горы отрубленных голов, вырезанные подчистую города, неустрашимая жестокость Ашшура, всё это запомнилось и иудеям. Так же, как запомнились им и роскошь, гедонизм и себялюбие Вавилона.
Братья по крови и вере из Ассирии и Вавилона поклонялись своим языческим богам, преподносили им кровавые жертвы, но лишь с одной практической целью — добиться материальных и социальных выгод и избежать аналогичных потерь. Деньги, военная удача, власть над побеждёнными, рабами, слабыми, материальное изобилие, роскошь, сытое благополучие за счёт гор трупов и моря крови. Вот что значит поклоняться языческим богам, как бы они ни назывались. Это значит жить во имя себя, это значит быть предоставленным самому себе, это значит быть страшно одиноким в этом жестоком и непредсказуемом мире. Нет единого Творца, нет объединяющей сверхидеи, неотъемлемой духовной частью которой являлись древние евреи.
А иудейские пророки в VIII–VII веке до Рождества Христова совершили настоящую духовную революцию. Человек должен поклоняться Божеству ради самого Божества. Вместо своекорыстной, себялюбивой, эгоцентричной воли язычников из Вавилона и Ассирии они утвердили веру в сверхидею, которая абсолютным образом превалирует над мелкими и суетными устремлениями язычников. Причём идея эта заключается не в том, чтобы у тебя всё было и тебе за это ничего не было, а в том, чтобы ты сам стремился вверх, к нравственному совершенству, к слиянию с Сущим, который одаряет не сребрениками, наложницами и рабами, а незримыми духовными богатствами: нестяжательством, совестью, добротой, справедливостью. Не меркантильные человеческие желания и хотения, а всеобъемлющая (читай — «нелокальная») воля Бога, не мелочный эгоизм, а надличностная сверхидея, не кровавое беззаконие, а Закон Божий и 10 заповедей — вот отличия правоверных иудеев от ассирийской «распутницы» и вавилонской «блудницы».
Чему же учат уроки истории? Кто более матери-истории ценен? Кто омерзительно ей противен? Кто больше подходит на роль Вавилонской блудницы? Древний Вавилон? Ассирия? Древний Рим? А может быть, СССР, который американский президент Рональд Рейган хлёстко назвал «империей зла»? А может быть, сами США? Ведь в конце ХХ века сами американцы с горечью признают:
«Новая культура отвергает Бога Ветхого завета и возжигает благовония на алтарях глобальной экономики. Киплинговы «боги рынка» отодвинули с пьедестала Бога Библии. Секс, слава, деньги, власть — вот новые боги новой Америки» [2]. (Чем не древний Вавилон?)
А может быть, новая, «демократическая» Россия, в которой те же мелочные и эгоистичные боги (божки, идолы) секса, славы, денег, власти показывают свой длинный язык и христианскому Богу, и христианским духовным ценностям нестяжательства, Любви, смирения, милосердия?
Невольно вспоминается крылатый афоризм: «История учит лишь тому, что ничему не учит». Афоризм родился из фразы Гегеля, написавшего объёмистый труд «Философия истории»:
«История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы».
Так кого больше напоминает нынешняя глобальная технологическая цивилизация? Святую обитель или «Вавилонскую блудницу»?
Иоанн видел 7 последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия. В результате действия этих язв пал великий город Вавилон:
«И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара её,
стоя издали от страха мучений её и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришёл суд твой.
И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает,
товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шёлка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора,
корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих» (Откр. 18:9–13).
Иоанн видел, как гибнет великий город Вавилон, а перед глазами спустя 1955 лет стоит гибель земной технологической цивилизации со всеми её производительными силами и производственными отношениями, со всеми её общественно-экономическим формациями, со всеми её базисами и настройками, со всеми её господствующими и эксплуатируемыми классами, со всем её никому теперь не нужным и иллюзорным богатством. Цивилизации, в которой «безумной блудницей стала повреждённая человеческая Природа».
Гибель в результате чего? Почему товаров её «золотых и серебряных», роскошных и скромных, праздничных и повседневных, домотканых и высокотехнологичных, made in USA & made in China, никто уже не покупает? Деньги отменили? Глобальный финансовый кризис? Полная и окончательная победа коммунизма? Или?
Продолжение следует: http://stihi.ru/2023/04/11/910
Примечания:
1. Якоб Бёме «Аврора, или Утренняя заря в восхождении»
2. Патрик Бьюкенен «Смерть Запада»
10 апреля 2023
На иллюстрации картина Родни Мэттьюза «Жена, облечённая в Солнце»
Свидетельство о публикации №123041000939