Буржуазные реформы 1860 - 1870 годов XIX века
4 февраля 2024 Sunday
t+1C.
Предлагаем читателям Weekly Magazine статью «Буржуазные реформы 1860-1070 годов XIX века»:
БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 1860-1870 годов XIX века
Отмена крепостного права 19 февраля 1861 года привела к необходимости перемен в управлении страной: в области местного управления, суда, образования, финансов, в военном деле. Эти преобразования преследовали цель приспособить самодержавный политический строй России к потребностям капиталистического развития, сохранив его классовую, дворянско-помещичью сущность. Прежде всего, это коснулось местного управления. В уездах и губерниях создавались выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы). Основные положения земской реформы были выдвинуты комиссией Н.А. Милютина, в ее разработке принимал участие М.Е. Салтыков-Щедрин. 1 января 1864 года Александром II были утверждены "Положения о губернских и уездных земских учреждениях", согласно которым в уездах и губерниях создавались земства или земские собрания. Земские собрания формировали земские управы (исполнительные органы).
Земская реформа положила начало всесословному выборному представительству и при этом обеспечивала большинство дворянству. В уездных земских собраниях дворяне составляли 42 %, в губернских земских управах дворян было 89,5 %. Впервые представительство в органах местного самоуправления получило крестьянство — 38 %.
Земства лишены были каких бы то ни было политических функций. Земства находились под контролем местной и центральной власти – губернатора и министра внутренних дел, которые имели право приостановить любое постановление земского собрания. Сами земства не обладали исполнительной властью. Для выполнения своих постановлений земства вынуждены были обращаться за содействием к местной полиции, которая не зависела от земств.
Сфера деятельности земств ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В ведение земств отдавались устройство и содержание дорог, почты, школ, больниц, богаделен и приютов, попечение о местной торговле и промышленности, строительство церквей, содержание тюрем и домов для умалишенных, ветеринарная служба, взаимное страхование, местное продовольственное дело. В пределах этой компетенции земства находились под контролем местной и центральной власти — губернатора и министра внутренних дел, которые имели право приостановить любое постановление земского собора (съезда). И хотя исполнительной властью земства не обладали, в жизни страны они сыграли огромную роль. Это и организация местного кредита путем образования крестьянских ссудо-сберегательных товариществ, устройство почты, и дорожное строительство, и организация в деревне медицинской помощи, народного образования. К 1880 году на селе было создано 12 тыс. земских школ.
Компетенция и деятельность земств все более ограничивалась законодательными методами. Уже в 1866 г. последовала серия циркуляров и «разъяснений» Министерства внутренних дел и Сената, которые предоставляли губернатору право отказывать в утверждении всякого избранного земством должностного лица, ставили земских служащих в полную зависимость от правительственных учреждений, ограничивали возможности земств облагать сборами торговые и промышленные заведения. (что существенно подрывало их финансовые возможности). В 1867 году последовали запреты земствам разных губерний сносится друг с другом и сообщать друг другу свои решения. Циркуляры и указы ставили земства в ещё большую зависимость от власти губернатора, стесняли свободу прений в земских собраниях, ограничивали гласность и публичность их заседаний, оттесняли земства от заведования школьным образованием.
Не смотря на все недостатки, появление земств имело огромное значение: 1. Это был первый выборный орган в России (на местном уровне); 2. Земства занимались устройством бытовой жизни крестьянского населения – медицинская помощь, начальное образование, строительство приютов и др.
Вслед за земской реформой последовала реформа городская. В 1870 году было издано «Городовое положение», которое ввело всесословное местное управление в городах.
В 509 городах России вводились новые органы самоуправления — городские думы, избираемые на 4 года. Из состава городской думы избирался городской голова и исполнительный орган — городская управа. Городской голова одновременно являлся председателем думы и городской управы. Избирать в думу и быть в нее избранными могли обладатели определенного имущественного ценза. По размерам уплачиваемого ими городу налога они разделялись на три избирательных собрания: в первом участвовали наиболее крупные плательщики, уплачивающие треть общей суммы городских налогов, во втором – средние налогоплательщики, уплачивающие также треть городских налогов, и в третьем – мелкие налогоплательщики, уплачивающие остальную треть общей суммы городских налогов. Деятельность думы ограничивалась вопросами здравоохранения, народного образования, хозяйственными проблемами.
Несмотря на ограниченность реформы городского самоуправления, она являлась все же большим шагом вперед, так как заменила прежние, феодальные, сословно-бюрократические органы управления городом новыми, основанными на буржуазном принципе имущественного ценза. Буржуазия впервые получила некоторые политические права. Новые органы городского самоуправления сыграли немалую роль в хозяйственно-культурном развитии пореформенного города.
Одной из наиболее последовательных буржуазных реформ была судебная реформа (1864), среди авторов которой были прогрессивные юристы — С.И. Зарудный, Д.А. Ровинский, Н.А. Буцковский. В 1861 году государственной канцелярии было поручено начать разработку «Основных положений преобразования судебной части в России». К подготовке судебной реформы были привлечены крупные юристы страны. Видную роль здесь играл известный юрист статс-секретарь Государственного совета С. И. Зарудный, под руководством которого к 1862 году были выработаны основные начала нового судоустройства и судопроизводства. Они получили одобрение Александра II, были опубликованы и разосланы для отзывов в судебные учреждения, университеты, известным зарубежным юристам и легли в основу судебных уставов.
20 ноября 1864 года Александр II утвердил судебные уставы. Они вводили коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции: первой являлся окружной суд, второй – судебная палата, объединявшая несколько судебных округов. Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными, а без их участия могли быть обжалованы в судебной палате.
Судебные уставы 1864 года вводили институт присяжных поверенных – адвокатуру, а также институт судебных следователей – особых чиновников судебного ведомства, которым передавалось изымаемое из ведения полиции производство предварительного следствия по уголовным делам. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование, а присяжный поверенный и его помощник сверх того пятилетний стаж судебной практики. Мировой судьей могло быть избрано лицо, обладавшее образовательным цензом не ниже среднего и прослужившее не менее трех лет на государственной службе.
Наивысшим достижением судебной реформы было введение суда присяжных. Суд присяжных выносил вердикт о виновности или невиновности обвиняемого, а меру наказания определяли судья и два члена суда. Таким образом, приговоры суда теперь выносились под общественным контролем. Выборные присяжные заседатели устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого; меру наказания определяли судьи и два члена суда. Решения окружных судов и судебных палат могли быть обжалованы только в случае нарушения законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат, который являлся высшей кассационной инстанцией, имевшей право кассации (пересмотра и отмены) судебных решений.
Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах учреждался мировой суд с упрощенным судопроизводством.
Надзор за законностью действий судебных учреждений осуществлялся обер-прокурором Сената, прокурорами судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно министру юстиции.
Хотя судебная реформа была наиболее последовательной из буржуазных реформ, однако и она сохраняла немало черт сословно-феодальной политической системы. Сохранялись духовный суд (консистория) по делам духовным и военные суды для военных. Высшие царские сановники – члены государственного совета, Сенаторы, министры, генералы – судились особым Верховным уголовным судом.
Впоследствии 60-70 годы 19 века судебная реформа была подвергнута пересмотру. В 1866 году судебные чиновники фактически ставились в зависимость от губернаторов: они обязаны были являться к губернатору по первому вызову и «подчиняться его законным требованиям». В 1872 году было создано Особое присутствие правительствующего Сената специально для рассмотрения дел по политическим преступлениям. Закон 1872 года ограничивал публичность судебных заседаний и освещение их в печати. В 1889 году был ликвидирован мировой суд (восстановлен в 1912 году).
Большое значение для жизни страны имели университетская реформа (1863), школьная (1864) и реформа печати (1865). Так, университетская реформа не только расширила административную и хозяйственную самостоятельность, утвердила право преподавателей и студентов решать академические проблемы, но и способствовала росту общественной активности, дала возможность объединяться в кружки, землячества, различные ассоциации. Совету профессоров университетов дали возможность выбирать всех должностных лиц университетской администрации и профессоров на вакантные должности.
В 1864 г. был утвержден новый «Устав гимназии» и «Положение о народных училищах, регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено всесословное образование. Школьная реформа 1864 г. способствовала демократизации сферы начального и среднего образования. Было увеличено количество учебных заведений: строились земские школы, народные училища, увеличивался контингент учащихся, доступным для широких слоев населения стало получения начальных знаний. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В них принимались дети всех сословий, способных внести плату за обучение, главным образом это были дети дворян и буржуазии. В 70-х годах было положено начало высшему женскому образованию.
Реформа печати отменила предварительную цензуру для значительной части книг и "толстых" журналов и сохранила ее для малой периодики. Это был толчок для широкого развития либеральной печати. Обществу была дана возможность обсуждения политических и социальных вопросов на страницах печатных изданий, в частности, журналов «Современник» и «Русское слово».
Поражение России в Крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Другими словами, нужна была военная реформа.
Начавшаяся в 1855 году реформа армии ощутимых результатов не дала, пока в 1861 году на должность военного министра не был утвержден выдающийся генерал Д.А.Милюков. Это был патриот, понимающий историческую необходимость реорганизации военной системы российского государства. Уменьшив общее количество войск, Милюков провел серию военных преобразований. Вместо рекрутских наборов была введена всеобщая воинская повинность – ей подлежали мужчины, достигшие 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках до 6, на флоте – до 7 лет. Сроки действительной службы в значительной степени сокращались в зависимости от образовательного ценза. Лица, имевшие высшее образование служили всего полгода. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший брат, старший брат которого отбывает или отбыл срок службы. В армию призывалось не более 20-25 % лиц призывного возраста, те, на кого не распространялись льготы, «тянули жребий» во время призыва.
Россия была разделена на 15 военных округов, которые подчинялись военному министру. На вооружение армии были поставлены новые образцы оружия. Большое внимание было уделено подготовке военных кадров, открылись новые военные училища. В армии отменили муштру и палочную систему, воспитание и обучение солдат стало более гуманным. Представители различных сословий получили возможность продвижения по службе, что положило конец кастовости в составе офицерского корпуса. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии – Генерального штаба, Артиллерийская, Инженерная и другие.
В 60-х годах началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка. Особое значение имело ускоренное развитие военного парового флота. Реформа способствовала повышению боеспособности русской армии.
Реформа 1861 года, знаменовавшая вступление России в капиталистическую стадию развития. Однако становление капитализма в России в пореформенную эпоху проходило в условиях, когда в стране сохранились сильнейшие пережитки крепостничества, которые всячески тормозили развитие капитализма. Противоречия между развивающимся капитализмом и феодально-крепостническими пережитками непрерывно усиливались и обострялись. Но несмотря на это, Россия непрерывно развивалась по капиталистическому пути, ее хозяйство и вся ее жизнь перестраивались на капиталистический лад. Конечно, развитие капитализма в России имело свои особенности.
Во-первых, промышленный переворот (переход к капиталистический отношениям) был совершен в более короткие сроки, чем в странах Западной Европы (Англия затратила около 100 лет, Франция - 70 лет), ему были свойственны высокие темпы: объём промышленной продукции увеличился в 7 раз (в Германии - в 5 раз, В Англии, Франции - 2,5 раза за 40 лет. Также он сопровождался заимствованием техники, оборудования, идей у Запада.
Во-вторых, в России при господствующих капиталистических отношениях сохранялись феодальные пережитки:
1. Временнообязанное положение основной массы населения.
2. Крестьянская община, как тормоз крестьянской инициативы.
3. Сильный контроль государства над экономикой.
4. Дворянское землевладение.
5. Самодержавие.
В-третьих, России в это время была свойственна неравномерность (или «полюсная экономика»):
- неравномерность по уровню развития капитализма в различных регионах, которая выражалась в том, что капитализм в России носил точечный характер, например: Санкт-Петербург, Москва и Прибалтика – высокий уровень; Средняя Азия и Закавказье к началу XX века только вступили на путь капиталистического развития; в Сибири капиталистический уклад практически отсутствовал (окраины использовались в качестве внутренних колоний, т.е. искусственно тормозилось развитие).
- неравномерность по отраслям: отрасли, стимулируемые правительством (тяжелая промышленность) развивались намного быстрее прочих (лёгкая промышленность и с/хозяйство).
В-четвертых, особенностью, вытекающей из предыдущей особенности, являлась многоукладность экономики: в итоге, в одно и то же время в России развивались и первобытно-общинный, и феодальный, и капиталистический уклады.
В-пятых, промышленный переворот осуществлен на основе государственных источников накопления за счет использования крепостнического труда (существовал традиционно мощный казенный сектор). Частные предприниматели получали ресурсы также за счет крепостного труда.
В-шестых, сочетание передового промышленного и финансового капитализма с отсталым сельским хозяйством;
В-седьмых, промышленный переворот сопровождался бурным строительством дорог. Если в западных странах – это был завершающий этап, то в России – важнейшая предпосылка, так как огромные территории предполагали широкое развитие транспортной системы.
Сеть железных дорог в России с 1861 по 1881 г. выросла с 1,6 тыс. км до 23,1 тыс. км. Железные дороги содействовали вовлечению в товарооборот страны все новых и новых районов, они привели к росту специализации районов и усилению торговли между ними, они упрочили связь народного хозяйства страны, в первую очередь сельского хозяйства, с мировым рынком. Все это содействовало росту товарности сельского хозяйства, усиливало разложение крестьянства.
В-восьмых, широкое использование иностранного капитала. Так как сроки периода первоначального накопления были сокращены, то требовались дополнительные вливания. Быстро усиливался приток иностранных капиталов: с 1860 по 1880 год иностранные вложения в русские акционерные предприятия увеличились в 10 раз (с 9,7 млн. до 97,7 млн. руб.) и составили примерно 1/3 всего акционерного капитала. Преобладали английские, французские, немецкие капиталовложения.
В начале 20 века доля иностранного капитала в инвестициях в российскую экономику составляло 20%. Это достаточно высокий показатель, однако вряд ли достаточный для того, чтобы делать вывод о господстве иностранного капитала в российской экономике. По словам Н.Верта, «приток иностранного капитала сыграл значительную роль в промышленном развитии 1890-х годах.
Однако он же наметил и его пределы: стоило в последние месяцы 1899 года произойти свертыванию европейского финансового рынка, вызванному общим подорожанием денег, как тут же наступил кризис в горнодобывающей, металлургической и машиностроительной промышленности…». Кроме этого, следует учесть, что иногда российские и иностранные капиталы настолько переплетались, что их трудно дифференцировать.
В-девятых, концентрация производства. Рост промышленности характеризовался усилением концентрации производства, увеличением фабрик с большим числом рабочих. Если общее число крупных предприятий (со 100 и более рабочими) к 1880 году увеличилось примерно на 1/3, то число крупнейших предприятий (свыше 1000 рабочих) к этому же году увеличилось вдвое (с 42 в 1866 году до 81 в 1879 году). Темп роста продукции капиталистической промышленности в России с 1860 года по1880 год был более высоким, чем в Англии, Франции, Германии. Техническое перевооружение промышленности свидетельствовало, что промышленный переворот в России завершается. Ручной труд последовательно вытеснялся машиной; совершенствовались механизмы, техника и технология производства.
В социальной сфере также имелись свои особенности.
Во-первых, в России сложилась система жестокой эксплуатации рабочих. Они получали мизерную заработную плату, имели 13-14-часовой рабочий день. Отличие в положение российских рабочих от западноевропейских состояло в том, что они зависели не только от предпринимателей, но и от своих владельцев или от отпустившей их на заработки общины.
Во- вторых, формирование российской буржуазии также имело свою особенность, обусловленную тем, что:
1) капиталы, необходимые для создания производства, накапливались чрезвычайно медленно и со многими злоупотреблениями (казнокрадством, взяточничеством, вымогательством денежных средств у населения).
2) длительное время "молодая" российская буржуазия одновременно занималась и торговлей, и производством.
3) многие предприниматели были выходцами из разбогатевших крепостных крестьян. Постепенно складывались династии российской буржуазии - Сапожниковы, Морозовы, Гучковы, Бибиковы и другие.
4) Российская буржуазия была слабо защищена в правовом отношении (отсутствие политической стабильности.
5) Долгое время буржуазия не имела политических прав.
Значительное продвижение по пути развития промышленного капитализма происходит в годы руководства министерством финансов, а затем премьерства графа С. Ю. Витте.
Первые реформы Витте связаны с переориентацией на защиту национальной промышленности. От иностранной конкуренции отечественную промышленность ограждал таможенный тариф. Витте проводил политику протекционизма. Таможенные пошлины защищали отечественных производителей, поощряя здоровую конкуренцию и конкурентоспособность российских производителей.
Вводя поощрительные премии на экспорт продукции, изменяя ставки таможенных пошлин и создавая благоприятные условия в различных отраслях производства, государство добивалось активного торгового баланса. В целом, по инициативе Витте, были повышены пошлины на импорт товаров, но устранены практически все препятствия для ввоза иностранного капитала. В 1893–1901 годах ежегодно открывались в среднем 20 иностранных компаний с капиталом 36 млн рублей.
Note: * Дополнительная коррекция статьи - 4.01.2024 Sunday 14:13 -14:56.
Свидетельство о публикации №122112207708