Италийская декада 2019-й

ИТАЛИЙСКАЯ ДЕКАДА – что-то вроде дневника «на коленке»

(1).

Звёзды восхищения.
Сумрак в антураж.
Горбится у щели
тьмы пределов страж.
Сморщенный, небритый.
Краше в гроб кладут.
А тебе, Marito,
корчиться в аду!
Брошен ли, украден –
проклят, отомщЕн.
Буковки в окладе.
Звёзды на плаще.
(29.07)

(2).

Когда свой меч коварный Ромул
по-волчьи выточил на брата,
на Тибр пришли в одеждах скромных
простые добрые ребята.
Тех чад Перуна и Сварога
туземцы стали звать «этруски».
Откуда их вела дорога,
никто не знал.
Возможно, русский
таился след в лаптях-сандалях.
А дело кончилось скандалом.
Тому виной – братан коварный.
Свои на праведных «туристов»
грехи свалил отец юристов.
А заодно – все чары-свары…
Они ушли.
В места иные.
И там построили РимИни. *
Этрусков этих нет в помине.
А город есть. В котором ныне
согласно выверкам и планам
ребята родам з-пад Бярэсьця
(на мову пераходзiм плаўна!)
знайшлi добрейшего Руслана
в одном вполне укромном месте,
где мы сейчас балду валяем,
Руслана с Днюхой поздравляем.
Желаем счастья на «Ямайке»
и по всему земному шару.
Жаданнi розныя i мары
няхай здзяйсняюцца.
Да твару
яму ня сцiплыя «прымакi»,
а з моцным дожам падабенства.
Узрост юнацкi. Ад маленства
гадкоў ня шмат пакуль мiнула.
I да апошняга фiналу
такiх разоў у пяць. Ня меньшай.
Няхай узнёсласцi праменчык
над кожным крокам зiхацiцца.
Ракi няўрымслiвай вадзiца
журбой i смуткам не хмурнее
I на парогах не змарнее.
Ды гойкiм ветрыкам спякоту
хай асцюжае год ад году!
(3-4.08)
PS:
За такую «беларускую» – выбачайце! Скорее, здесь – переход с «нижегородской» на «леплянскую» ))
* Кстати: у назве «Римини» нацiск таксама павiнен ставiцца iнакш (крыху «синистра» – на першым складзе).

(3).

В кучку смешаны детали –
жёны и мужья.
Я держусь своей Натальи.
Destra – это я.
Ночью голуби кукуют.
Кычет саранча.
И не ймётся ж ни в какую
бойким сволочам!
По утрам иные птички
весело поют.
Тают еврики в занычке.
В номере – уют.
Пьём немного. Ровно в меру.
Кислое вино.
Море нежится Венерой.
Шёлковое дно.
Рыбки – стройные акулы –
стайками шустрят.
Я Валерия с Катуллом
путаю шутя.
Гай не гей. По той причине
я настороже.
Ладно: брестские мужчины
все «при марьяже».
Но на то ж они и жёны…
Скучен им насест.
А кругом – одни мажоры.
Ох уж этот Брест!
Италийский санаторий.
Сакура в цвету.
Вот – степенный Анатолий.
Вылитый Нептун.
У Натальи он – в фаворе.
В отчество – отец.
Зело крепок в разговоре.
В винах первый спец.
Саша тоже не ботаник.
Хлопец хоть куда!
С ним строга супруга Таня.
Граппа не вода!
Лена Лерика балует.
Баламутит Гай.
Гонит дичь напропалую.
Гонит. Ну и хай!
Гой! Какие наши лета!?
Поперек и вдоль.
Брест рулит. Гуляет Света.
Destra – Анатоль.
(5.08)

(4).

Триста вёрст до Катовице.
Если по прямой.
Вышло ангелу влюбиться
в девушку зимой. *
От Тамары льются враки.
Цифры невпопад.
О драконе и о Краке.
Повод для «дебат».
Чуть правее – Закопане.
Мимо – Сандомир.
Что за тур без телепаний!?
Альпы – не Памир.
Альпы будут ближе к Грацу.
Завтра на десерт.
А пока бы – отоспаться.
Душик и клозет.
(30.07)
PS:
* По ходу в салоне авто фильма шла про этого ангела.

(5).

Грацу – Grazie. И – danke!
Мы – почти в горах.
Бывших Габсбургов останки.
Дойчен O;sterreich.
Грац, по версии Тамары,
замком именит.
В общем, снова – тары-бары.
Правды –
под лимит.
Да и гид, за мзду, по Грацу –
в русском nicht verstehe.
Non capisco. Tu pagliaccio.
Доктор Франкенштейн.
(31.07)

(6).

Колизей часов Нерона.
«Скромный» памятник тирану.
Символ всех оксюморонов.
Инвалидов-ветеранов.
Гладиаторам – арена.
А сенаторам – забава.
Помни, раб, что жизни бренной
смерть-сестра диктует право.
Ей не важно, кто доверчив.
Кто упрям, как сто баранов.
Всем в аванс – arrivederci!
И нисколечко не рано.
Ей плевать на тех, кто destra.
И на тех, кто вдруг – sinistra.
Сумрак серый. Полдень пёстрый.
От бомжа и до министра.
Коммунисты, христиане.
Ей по вкусу тварь любая.
Так и память о тиране –
красно-жёлто-голубая.
(2.08)
PS:
Ну, сам Нерон отношение к Колизею имеет сугубо косвенное…

Став императором, Веспасиан решил реконструировать центр Рима и упрочить собственный культ, искоренив память о своем предшественнике Нероне. Оставалась нерешённой непростая проблема: что делать с дворцом Нерона, Золотым домом, как его называли, который вместе с прилегающим парком занимал в центре Рима площадь в 120 гектаров. Веспасиан решил разместить в нём имперские учреждения, а озеро возле дома засыпать и построить амфитеатр, предназначенный для развлечений народа. Это было хорошо взвешенное решение: постройкой амфитеатра земли, которыми пользовался Нерон, передавались народу

(7).

От Венеции осталось –
парочка гондол.
Это всё – паскуда-старость.
С памятью скандал!
Помню точно: было жарко.
Тридцать. Сверху – пять.
Я ногами еле шаркал.
От Риальто – вспять.
Помню: стражи не пускали –
в маечке –
в собор.
Я уж, было, клык оскалил,
зачиная спор.
Но, подумав, трезво плюнул
– Надо мне оно!?
Ваш Сан-Марко также тленен.
Тоже «домино».
Помню: «лайнер» наш «Европа» –
вроде, намбэ «ту» –
«Марко Поло» ловко слопав,
на причал влетел галопом.
Встал, как кость во рту.
(1.08)

(8).

Облезлым селезнем глазею
в приватный омут Вёртерзее.
Таких же сотни ротозеев
вдоль берега снуют.
Судил мне Бог служить Расее…
А был бы я купцом Ганзеи –
держал бы склад и гамазею.
И яхту в пять кают.
(7.08)

(9).

Мы нисколько не пропойцы.
Просто – отпуск «на рывок».
Чешский градец Оломоуц.
Всей Европы островок.
Той, которая уходит
в златовласые века.
К горным кряжам беловодья.
В мир парного молока.
Где пресекся род Пржемыслов –
землепашцев-королей.
Обломился коромыслом
Вацлав – юный дуралей.
Оломоуц-Оломоуц –
Град бассейнов и колонн.
От досужих первословиц
млеком чистым омовён.
(8-9.08)
PS:
Чешский король Вацлав III по пути в Польское княжество, где планировал войну против Владислава I, остановился в Оломоуце. Здесь он 4 августа 1306 г.  был зарезан при загадочных обстоятельствах в доме благочиния. Вместе с его смертью отошла правящая чешская династия Пржемысловичей.
А не прожил он и до 17-ти… Нормальный такой королёк был. Земли своего сильного отца Вацлава II в год разбазарил. Судя по всему – не злым был. Вот винишком, говаривали, лишнего баловался. Мол, пропойцем оказался. Так и век отца недолгим был – туберкулёз доконал. Да мало ли чего наговаривают! Про тот же Оломоуц «великую победу над татарами» сложили. А ничего такого и не было!
А сам город – воистину хорош! И  кличут его второй Прагой.
А начало Пржемыслам положила легендарная Либуше (Любушка, значит). Мифическая чешская княгиня, дочь колдуна Крока (а то и Крака, который сам Краков основал), супруга Пржемысла Пахаря, в чешских легендах мудрая правительница и предок королей Чехии (предположительно VIII век).
Также по легенде именно она предсказала появление большого города Праги. С этой легендой, наряду с другими версиями, связывают и название «Прага» – место, где житель рубил порог дома («порог» – чеш. «prah – Praha).

А по моему опусу – спасибо и Булату. Хотя бы за «пропойцев»!

Не бродяги, не пропойцы,
за столом семи морей
вы пропойте, вы пропойте
славу женщине моей!

Вы в глаза её взгляните,
как в спасение своё,
вы сравните, вы сравните
с близким берегом её.

Мы земных земней.
                И вовсе
к чёрту сказки о богах!
Просто
            мы на крыльях носим
то, что носят на руках.
Просто
             нужно очень верить
этим синим маякам,
и тогда нежданный берег
из тумана выйдет к вам.

(10). «Послевкусие»

А вот и «Рыбный ресторан».
Почти, как «Сытый заяц».
Привет римИнским поварам!
Я окуня терзаю.
Жую креветку со спаржой
и прочую дичину.
Гляжу на славных брестских жён.
Предчувствую кончину.
Свою!
Нормандских гадов я
едал о прошлом годе.
Не знаю, кто их наваял –
Запас морей не скуден.
Но, если выживу,
в десерт,
замест икорки чёрной
доставят мне из самых недр
и дьявола, и чёрта.
Их лимончеллой не зальёшь!
Сюда б – графинчик граппы…
Под граппу станет нежным ёрш.
Морской.
Ежи и крабы
желе-вареньем потекут
в мою хмельную глотку.
А каракатиц-барракуд –
надёжнее под водку.
(12.08)

(11). «Светлейшее Сан-Марино»

Апеннины. Государство на горе Титано.
Независимо от Рима и от Ватикана.
Монастырь в каменоломнях. Дерзкая заноза.
Вот и мы туда шагаем: Andare a Canossa!
Не паломники – туристы. Еврики в кишенях.
В общем, всё – без укоризны. И без унижений.
Вина сладкие в коробке. Пицца для заправки.
Над обрывом – кто не робкий – птицей на булавке.
Мы – в Республике Светлейшей нынче капитаним. *
И к богам, а то к титанам, чуть поближе станем.
(12.08)
PS:
Сан-Марино (итал. San Marino), официальное название на русском языке – Республика Сан-Марино (Serenissima Repubblica di San Marino, дословно Светлейшая Респу;блика Сан-Марино) – одно из самых маленьких государств в мире. Со всех сторон окружено территорией Италии. В своих нынешних границах Сан-Марино – самое старое государство Европы.
Легендарное основание Сан-Марино относится к началу IV века. Согласно легенде, в 301 году член одной из первых христианских общин с острова Раб в Адриатическом море (территория современной Хорватии) каменотёс Марин с друзьями нашёл убежище на Апеннинах, на вершине горы Монте-Титано. Он открыл в горе каменоломни, а затем, ища уединения, построил себе маленькую келью на её вершине и удалился от мира.
* Главами государства по традиции являются два капитана-регента, избираемые на полгода. Сан-Марино часто называют самой старой республикой планеты.

(12). «Берасцейцам у падзяку»

Рим – наследие Волчицы.
Дух имперский – за версту.
А в местечке ЧернавчИцы
красят, ладят бересту.
Ну, про это я не знаю.
Даже имя переврал. *
В нём, наверно, зелье навье.
От Адамова ребра.
Чьи-то чары в чернь и червень.
Праславянская руда.
Мы не Рим, но чем-то древним
дышат наши города.

12.08.2019
PS:
* Правильно – ЧернАвчицы (Чарнаўчыцы). Нацiск!
Навье, навы – древние мифические существа, насылавшие смерть; кроме того, слово Н. означает мертвеца. Нава у славян означало еще лодку и могилу, что указывает на древний обряд похорон в ладье. В древних текстах Ветхого Завета и в повести о Петре и Февронии слово Н. употребляется в значении могилы. В некоторых местах Болгарии навы удержали древнее значение духов болезни и смерти. В Македонии нави – мифические существа, мучащие женщин при родах. См. профессор Соболевский в «Русском Филологическом Вестнике» (1890) и ст. профессора Матова, «Верзиулово коло и навите» (в «Болгарском Прегледе», 1895, кн. 9-10).
Агрогородок расположен в 13 километрах к северо-востоку от центра Бреста неподалёку от границы с Каменецким районом. Местность принадлежит к бассейну Вислы, через село течёт небольшая река Градовка, приток Лесной.
Согласно письменным источникам поселение известно с XV века как село в Брестском старостве Трокского воеводства.

(13). «Тоскана. Ирис…»

Флоренция! Не умирай!
Простите, Блок! – Я Вам перечу.
Наш мир, увы, не безупречен.
Его на кончике пера
поэту удержать не сложно.
Но чем мы лучше торгашей?!
В своих исканиях дотошных.
В пустых метафорах-клише.
И в причитаниях безбожных.
«Святой монах», «автомобили»…
А сами…
Сами гоним дичь.
Без Медичей. Тшеславья бич
и жажда плотских изобилий.
Я рядом с Данте «потусил».
Наташка сумочку отбила.
Взойти на холм хватило сил.
Всё было трепетно и мило.
(12.08)

Октеты. Триптих

(14.1). «Море»

Марина Римини. Надёжный волнорез.
Эмильский вечер. Шорохи отлива.
Жара спадает. В свете фонарей
по-блоковски пленительно тоскливо.
На пляжах выжатый дневной ажиотаж.
Меняют флаги с белого на красный.
Но мы «за так», без зонтиков-матрасов,
вальяжно нежимся на голых животах.
(13.08)

(15.2). «Горы»

Горы – слева. Горы – справа.
Серпантин дорог.
Ты плесни янтарной граппы
для восторга в рог.
Да пригубь её немного.
Ахнув от красот,
впрысни солнечного бога
в жизни колесо.
(13.08.2019)

(16.3). «Небо»

Небо Тосканы. Небо Венеции.
Цвета морской волны.
Плещут о берег в приливах деменции
вялые блёклые сны.
Где-то за кадром минорная Умбрия.
Кущи на склонах холма.
Время Минервой свернулось и умерло.
Небо сошло с ума.
(13.08.2019)

(17). «Последний штрих»

Моравия. Последний тур-приют.
На столике початый «Белый мальчик».
Я Блока без раскачки пропою.
На паузе обязательно спортачу.
Сполето.
               Девушка.
                Поэта идеал.
Наташке в кайф мои речитативы.
Наш юный профи вежливо внимал,
зевая ослепительно учтиво.
Потрясный номер! Жалко – на разок.
Я про отель, а не своё concerto.
Эмильский «мальчик» –
чистой клюквы сок
– отлично пьётся даже без десерта.

19.08.2019
PS:
Последний пересып, перед почти суточным броском до Минска. Номер на самом деле предоставили отменный. Четверной (на нас троих). Собственно, две комнаты. По площади – погабаритнее нашей квартирушки. Естественно (четверной) – четыре лежака. Два кожаных дивана (полноценный диван и диванчик). Куча всяких столиков и тумбочек. Шкаф. Огромный санузел. С ванной и фактически уединённым толчком. Два балкона.
Обалдеть! Живи – не хочу.
Правда – восьмой этаж. Впрочем, несмотря на слабеющие ноги, на лифте я проделал только одну ходку. Наверх с «сундучком». Вру! Утром, вниз – с ним же – вторую. А так взлетал, аки юноша.
«Девушка из Сполето». Одно из любимых моих у Блока. Собственная мелодия. И – похвастаюсь – недурное исполнение. Даже на колено припадал. Суть, конечно, не в «фиглярстве», а в том, что люблю эту вещь и удачно подогнал её к своему певческому потенциалу. Наташка говорит, что слышала её первый раз. Странно… Ибо – шибко люблю. И эту композицию, и Наташку.
Увы – мне…
«Белый мальчик» (а в пару с ним и «Красный») – лёгкое (а главное – дешёвое) вино. Которое мы в изрядных дозах употребляли в Римини и дальше по дороге.
«Юный профи» – наш супер-пупер гитарист-вокалист Димон.

(18). «Как бы Экологическое»

Цветущая! Базилики. Палаццо.
Над Арно мост. И цапелька под ним.
Картина маслом. Рушатся балансы.
Шедевра автор – Некто Аноним.
Уффици. Рядом с ним, в кофейной гуще
застыла боль на тросточке-ноге.
Бельмо в глазу не только у Цветущей.
Мы все кочуем в утлом челноке.

19.08.2019
PS:
Флоренция. Пейзаж под Понте Веккьо. Здесь я Блоку уже слегка «подпел» (в негатив)…
Сначала слепилось «на косточке-ноге». Тросточка – точнее. Хотя и в «косточке» – свой посыл (останки).

(19). «Дразнилка. Махнём не глядя»

Каждый выбирает по себе…
---------------------------

У Наташки – лгунишка Пиноккио.
У меня – козлоногий субъект.
Как не кинь, мы теперь одинокими
не останемся в сумрачный век.
У неё – с Деревяшкой конвенция.
У меня – хоть сейчас на рога.
Мой – из Граца. Её – из Флоренции.
Вот такой, Ёшкин кот, балаган.

19.08.2019

(20). «Эпоха Диссонанса. Ватикан»

На меня надвигался Престол.
Вместо кэбов сновали пикапы.
Грязный Тибр застыл под мостом,
в ожиданье энциклики Папы.
Будто мудрый и строгий Франциск
не обмолвился раньше об «эко».
Мир Ассизи. Надёжный акциз.
Бог не зря сотворил человека.
Загляну в самый главный собор.
В солидарность кивну Бенедикту. *
А потом у Бодлера с Рембо
отхлебну инфернальности дикта. **

20.08.2019
PS:
Laudato si’ (Хвала Тебе) – вторая энциклика Папы римского Франциска, опубликованная 18 июня 2015 года и посвящённая проблемам экологии и защите окружающей среды.
Энциклика посвящена проблемам экологии, взаимоотношения человечества и природы, устойчивого развития человечества в гармонии с окружающим миром.

Хотя с термином «эко» есть и несколько  иная «история»…

Экстракорпоральное оплодотворение (от лат. extra – снаружи, вне и лат. corpus – тело, то есть оплодотворение вне тела, сокр. ЭКО;) – вспомогательная репродуктивная технология, чаще всего используемая в случае бесплодия. Синонимы: «оплодотворение в пробирке», «оплодотворение in vitro», «искусственное оплодотворение», в английском языке обозначается аббревиатурой IVF (in vitro fertilisation).
Во время ЭКО яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно в условиях «in vitro» («в пробирке»), полученный эмбрион содержат в условиях инкубатора, где он развивается в течение 2-5 дней, после чего эмбрион переносят в полость матки для дальнейшего развития.

Ватикан – единственное государство, в котором рождаемость нулевая. Хотя браки там реггистрируются.

*Бенедикт Нурсийский (Венедикт Нурсийский; лат. Benedictus Nursiae; Святой Бенедикт; ок. 480, Нурсия (совр. Норча), Италия – 21 марта 547, Монтекассино, Италия) – реформатор западноевропейского монашества, основатель первого в Европе монастырского ордена (на горе Кассино; 529 год) со строги уставом, скоро получившим широкое распространение в Западной Европе (монахи-бенедиктинцы), святой католической и православной церквей (в православной традиции имеет степень преподобного). Небесный покровитель Европы.
Практически единственным источником сведений о жизни св. Бенедикта является книга «Диалоги» св. Григория Великого, папы Римского.
Художественно-символически изображается либо в одеянии чёрного цвета бенедиктинцев, либо в белом одеянии монахов-камальдулов, и держащим розги, орудие изгнания бесов и наказания монахов.

Хотя сам я не уверен, кому кивал-то. Святому Бенедикту или его тёзке, отрекшемуся от престола предшественнику Франциска (Хорхе Марио Бергольо) Бенедикту XVI (Йозефу Алоизу Ратцингеру), известному своим консерватизмом.

«Святейший престол не может быть связан с деяниями, которые очевидно вредят здоровью людей», – приводит издание слова пресс-секретаря Ватикана Грега Берка. В Ватикане сигареты продаются без пошлины и по сниженной цене для местных служащих и пенсионеров.
Сотрудники организаций Ватикана могут ежемесячно покупать по пять блоков сигарет по выгодной цене. По этой причине многие итальянцы просят своих друзей, работающих в Ватикане, приобретать для них сигареты. В Италии действуют более высокие акцизы, что повышает цену сигарет.
Что касается продажи сигар, то в Ватикане пока не планируют вводить соответствующий запрет. Власти ссылаются на то, что при курении этого вида табачных изделий дым не вдыхается. Ватикан не отрицает: продажа сигарет была источником дохода для Папского престола.

**Дикт
В широком смысле – манера письма поэта или группы поэтов эпохи. Дикт – тайный центр композиции, связующий ее не менее тайными акцентами. Дикт познается интуитивно, не рационально. Дикт прослеживается по специфической интонации, излюбленным метрам и ритмам, сугубо предпочитаемым словам.
Немецкое «Gedicht» – это не какое-либо стихотворение: данное понятие объединяет все стихотворения, написанные в манере того или иного дикта. Термин «Dikt» вывел Хайдеггер в своих рассуждениях о Георге Тракле из глагола «dichten» (слагать стихи) и существительного «диктат». По Хайдеггеру, дикт обретается в процессе нахождения поэтом своей «ситуации». Впечатление от этого сложного понятия дают два значения слова «Site»: «место» и «острие копья» (на средневековом немецком). Для определения своей «ситуации» поэту необходимо распознать «внутреннее время» своего бытия, ни в какой мере не совпадающее с механической и общеуравнительной хронометрией. (О структуре различных уровней времени Жорж Пуле пишет следующее: «Для средневекового человека не существовало унифицированной длительности. Временные последовательности были, в некотором смысле, расположены друг над другом не только в универсальности внешней природы, но и в его внутреннем мире, и в его объективной экзистенции».) И так: «ситуация» определяется контрапунктической взаимосвязью внутреннего и персонально-объективного уровня времени. «Внутреннее время» – это не только субъективный ритм временной последовательности, но и субъективная историческая эпоха, с которой поэт чувствует тайное родство (например, темное Средневековье или светлое будущее). Если поэт сумеет найти свою «ситуацию», что требует немалой проницательности, и утвердиться в ней, что требует немалого мужества, он сможет овладеть собственным «диктом».
(Е.Головин. Новая лирика: «мера и путь вопроса» – Нечто вроде послесловия к переведенной ЕВГ монографии Гуго Фридриха «Структура современной лирики. От Бодлера до середины двадцатого столетия»)

(21). «Венеция»

Плывёт, колышется ковчег в зелёных снах.
А мы – на мостике. В растрёпанной майчонке.
Потонет? –
Жаль! На то на сё –
                зловещий знак
для пятой расы, в общем обречённой.
Мужей заблудших Прозерпина не спасёт.
Святой старик грехи по блату не отмажет.
Ковчег колышется. Волна его несёт.
А нам отказано в любви и патронаже.

21-22.08.2019
PS:
Вот из-за этой майчонки меня и не пустили в «Сан-Марко». К старику-евангелисту.
Прозерпину просто приплёл.
О! К гороскопам я – никак. При всём уважении к Судьбе и силам небесным. Для любителей дребедени – а хоть отсюда (пара забавных мыслишек там присутствует):

А фоном (при завязывании) было место о «Пьяном корабле» А.Рембо, из параллельно читаемого опуса Гуго Фридриха.


Рецензии